П.2. Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции

ГЛАВА 9

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Совершенная конкуренция и чистая монополия являются противоположными крайними случаями рыночной структуры. Эта глава анализирует промежуточную рыночную структуру, которая ни является полностью конкурентной, ни контролируется полностью единственным продавцом.

 

П.1. Характеристика монополистической конкуренции

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда два или более продавцов, каждый из которых обладает некоторым контролем над ценой, конкурируют за продажи. В данной главе контроль над ценой сможет осуществляться за счет того, что фирмы продают нестандартизированную продукцию. Различия в качестве товара, его внешнем виде, репутации в эксплуатации и прочих характеристиках делают продукт каждого продавца уникальным. Уникальность товара дает каждому продавцу меру монопольной власти над ценой.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов.

Для данной рыночной структуры справедливо следующее:

1. Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами. Другими словами, на рынке осуществляется дифференциация товара. Дифференциация товара означает, что предмет, продаваемый на рынке, не является стандартизированным. Дифференциация может проявляться в качественных отличиях продуктов, проявляющихся в: престиже торговой марки, «имидже», связанном с обладанием или использованием именно этого товара, различии проводимых рекламных компаний и т.д. Модный клуб или автомобиль «Мерседес» имеют репутацию, действительную или созданную, которая позволяет продавцам какую-то степень монопольной власти.

2. На рынке существует относительно большое количество продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. При монополистической конкуренции размеры рыночных долей фирм колеблются в промежутке от 1% до 10%.

3. Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают рыночный объем своих продаж.

4. На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был бы при совершенной конкуренции, поскольку новые продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми марками и услугами. Фирмы с устоявшейся репутацией имеют преимущества перед новыми продавцами.

Хотя на рынке с монополистической конкуренцией товар каждого продавца уникален, между различными видами продуктов есть достаточно сходства, чтобы сгруппировать продавцов в широкие категории, похожие на отрасль. Товарная группа представляет собой несколько близко связанных, но не идентичных товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность. Примером товарной группы может служить обувь или детская одежда.

При описании отрасли может оказаться полезной оценка перекрестной эластичности спроса на товары соперничающих фирм. В отрасли с монополистической конкуренцией перекрестная эластичность спроса на товары соперничающих фирм должна быть положительной и относительно большой.

П.2. Краткосрочное равновесие фирмы при монополистической конкуренции

Кривая спроса у фирмы с монополистической конкуренцией наклонена вниз. Если продавец захочет увеличить объем продаж своего товара, он должен будет снизить цену на продукцию. Продавец может поднять цену своего товара без падения продаж до нуля, потому что достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену за приобретение данной продукции. Из-за повышения цены продажи могут уменьшиться, но сокращение продажи от любого прироста цены будет зависеть от ценовой эластичности спроса на товар продавца.

Спрос и предельный доход также зависят от цен, установленных конкурирующими фирмами.

       Если бы конкурирующие фирмы снизили свои цены, то данная фирма продала бы меньше по данной цене. Противоположное было бы справедливо, если бы фирмы подняли свои цены.

       Анализ предполагает, что отдельная фирма не смотрит на решения прочих фирм, т.к. она повлиять на них не сможет.

       Краткосрочное равновесие фирмы показано на рисунке 9.1. Максимизирующее прибыль количество товара составит Qm. Это выпуск, соответствующий точке, в которой MR=MC. Чтобы продать это количество фирма устанавливает цену, равную Pm. При этой цене количество товара, на которое есть спрос соответствует точке В на кривой спроса. Прибыль фирмы будет равна площади прямоугольника PmBAC.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: