Коррегирование червячного зацепления.
Коррегирование червячного зацепления производят в 2-х случаях:
1) Если по прочностным расчетам получили aw дробное (aw=121,5 –недопускается).
2) Необходимо вписаться в стандартное межосевое расстояние aw.
Коэффициент смещения для червячного колеса (червяк не коррегируют) находится из соотношения:
|
Принимается
.
В целях увеличения прочности червячных колёс желательно, чтобы х был с «+».
Для червячного колеса:
- средний диаметр вершин зубьев червячного колеса

- делительный диаметр

- средний диаметр впадин червячного колеса

- угол подъема
.
| Дано: m=6.3 q=10 z2=31 z1=1 |
Принимаем
|
Кинематика

В червячной передаче передаточное отношение не равно
, т.к. в относительном движении начальные цилиндры не обкатываются, а скользят.
Точность изготовления.
Согласно ГОСТ 3675-81 на червячные передачи имеется 12 степеней точности.
Для червячных редукторов принимают степени точности 5; 6; 7; 8 и 9.
Если требуется высокая кинематическая точность, то 3, 4, 5 и 6-ю степень.
В РГЗ при
принимают ст. точности Ст 7В ГОСТ 3675-81.
Скорость скольжения.
![]() |
Окружная скорость червяка:
.
Окружная скорость червячного колеса:
.
Скорость скольжения всегда направлена по касательной к профилю зуба.
.
По
назначается степень точности и определяются расчётные коэффициенты.
КПД червячных передач:
В начале расчета, когда параметры передач еще неизвестны, задаются следующими кпд червячных передач:
| z1=1 |
| z1=2 |
в РГЗ
| z1=2 |
| z1=4 |
В начале расчета кпд можно определить более точно по формуле:
; где
- угол подъема;
- угол трения.
В РГЗ q – задается, q=8, 10 или 12,5.
КПД червячной передачи увеличивается с увеличением числа заходов червяка (увеличивается
) и с уменьшением коэффициента трения или угла трения
.
Если ведущим является колесо, то
. При
- передача движения в обратном направлении (от колеса к червяку) становиться невозможной, т.е. соблюдается условие самоторможения. Свойство самоторможения червячных передач используют в грузоподъемных механизмах. Для надежности самоторможения рекомендуют
.
После определения размеров передачи значение выбранного кпд проверяют расчетом.
Усилия в зацеплении.
Окружная сила на шестерне (червяке) направлена в сторону противоположную вращения, на колесе – по вращению.
.
.
;
.






