Согласност.254АПКРФ,отражающейвцеломпринциптакназываемого"национальногорежима",иностранныеорганизации,международныеорганизациииосуществляющиепредпринимательскуюдеятельностьиинуюэкономическуюдеятельностьиностранныеграждане,лицабезгражданства(далее-иностранныелица)имеютправообращатьсяварбитражныесудывРоссийскойФедерациидлязащитысвоихнарушенныхилиоспариваемыхправиохраняемыхзакономинтересов.Этоозначает,чтотакиелицанаделеныпроцессуальнымиправамиинесутпроцессуальныеобязанностинаравнесроссийскимигражданамииорганизациями.
Существовавшиедо1992г.государственныеиведомственныеарбитражи,рассматривавшиеспорытолькомеждусоциалистическимиюридическимиорганизациями,неотносилиськчислуучреждений,осуществлявшихправосудие.СовременныеарбитражныесудывРФименнокакорганыправосудияразрешаютконфликты,возникающиеизпредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности,втомчислеосуществляемойиностраннымисубъектами.Вэтомарбитражныесудыпосвоемуклассутождественны,например,французскимианглийскимторговымсудамилиспециализированнымотделениямдлякоммерческихделвобщихсудахАнглиииФРГ.
|
|
Распространениенаиностранныххозяйствующихсубъектовнациональногорежимаозначает,чтоонимогутвыступатьвсудебныхпроцессахнетольковкачествеистцовиответчиков,нотакжебытьтретьимилицами,заявляющимиинезаявляющимисамостоятельныхтребованийнапредметспора,участвоватьвделахонесостоятельностииобустановлениифактов,имеющихюридическоезначение,пользоватьсяуслугамипредставителей.
Внастоящеевремявозможныситуации,когдавкакой-либостранебудутустановленыограниченияпроцессуальногостатусароссийскихпредпринимателейпосравнениюсостатусомпредпринимателейиздругихгосударств.ПравительствоРоссииуправомоченовводитьвтакихслучаяхответныеограничения(реторсии)вотношениииностранныхлицизтехстран,всудахкоторыхдопускаютсядискриминационныемерыпротиворганизацийигражданРФ(ч.4ст.254АПКРФ).ВбольшинствеслучаевпроизводствоподеламсиностраннымиэлементамиразвиваетсяпообычнымправиламАПКРФ.
Особенностямрассмотренияарбитражнымисудамиделсучастиеминостранныхлицпосвященагл.33АПКРФ,хотяособенностей,непосредственнозафиксированныхКодексом,нетакмного.Онисодержатсявмеждународныхконвенциях,соглашениях,договорахРоссийскойФедерации.
Исчислениепроцессуальныхсроковподеламсучастиеминостранныхлицзависитоттого,гдеонинаходятсяилипроживают.Еслииностранныелица,органыуправления,филиалы,представительстваэтихлицлибодажеихпредставители,уполномоченныенаведениедела,находятсяилипроживаютнатерриторииРоссийскойФедерации,тодлянихобязательныобщиесрокидлясовершенияпроцессуальныхдействий.Ктакомувыводуприводитрасширительноетолкованиеч.2ст.253АПКРФ,втомчислееслииноенепредусмотреноАПКРФ,срокнаподготовкуделаксудебномуразбирательствунедолженпревышатьдвухмесяцевсодняпоступлениязаявленияварбитражныйсуд,асудебноезаседаниесвынесениемрешениянадлежитзавершитьвтечениемесяцапослеокончанияподготовки(ст.ст.134и152АПКРФ).
|
|
Инаяситуациявозникает,еслиучаствующиевделеиностранныелицанаходятсяилипроживаютвнепределовРФитамимнужновручатьразличныебумаги.Такиелицаизвещаютсяосудебномразбирательствеопределениемарбитражногосудапутемнаправленияпоручениявкомпетентныйоргансоответствующегогосударства.
--------------------------------
РоссийскаяФедерация12февраля2001г.ратифицировалаГаагскуюконвенцию1965г.(далее-Конвенция1965г.),котораяисключаетдействиеКонвенцииповопросамгражданскогопроцесса1954г.вчастипорядкавручениясудебныхдокументов,значительноегоупрощая.УказомПрезидентаРоссийскойФедерацииот24августа2004г.устанавливается,чтоМинистерствоюстицииРоссийскойФедерацииявляетсяцентральныморганомвсоответствиисост.2Конвенции1965г.,атакжеорганом,компетентнымприниматьдокументы,передаваемыепоконсульскимканалам,всоответствиисост.9Конвенции1965г.
Тогда,естественно,срокрассмотренияделапродлеваетсяарбитражнымсудомнасрок,установленныйдоговоромоправовойпомощидлянаправлениятакихпоручений,априотсутствиивдоговоресрокаилиприотсутствиидоговоравообще-неболеечемнашестьмесяцев(ч.3ст.253АПКРФ).
Привозникновенииарбитражногопроизводстваиностранныеучастникипроцессадолжныпредставитьдоказательства,подтверждающиеихюридическийстатусиправонаосуществлениепредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности.Вотступлениеотобщихправилст.ст.65и66АПКРФарбитражныйсудвправеистребоватьтакиедоказательствапосвоейинициативе.Какправило,юридическийстатусиностранноголицаподтверждаетсявыпискойизторговогореестрастраныпроисхожденияилииногодокументавсоответствиисзаконодательствомстраныместанахождения,гражданстваилипостоянногоместажительстваиностранноголица.
Вседокументы,составленныенаиностранномязыке,которыепредставляютсяварбитражныйсуд,должныбытьпереведенынарусскийязыкинадлежащимобразомзаверены.Еслидокументывыданы,составленыилиудостовереныпоустановленнойформекомпетентнымиорганамииностранныхгосударстввнепределовРоссийскойФедерациипонормаминостранногоправа,онипринимаютсясудомприналичииихлегализацииилипроставленияапостиля,еслииноенеустановленомеждународнымдоговоромРФ(ст.255АПКРФ).Легализованныйдокументоцениваетсяарбитражнымсудомнаравнесдругимидоказательствами.Легализациянеобходимадлядопускадокументавкачестведоказательстваприрассмотренииделаварбитражномсудеинеисключаетегоисследованияиоценкусудомсцельюустановленияправильностиинформациипосуществу,т.е.удостоверениероссийскогоконсуланедобавляетдокументудополнительнойюридическойсилы.
--------------------------------
Легализация-этоустановлениеизасвидетельствованиеподлинностиподписейнадокументахисоответствияихзаконамгосударствапребываниядипломата(консула)(КонсульскийуставСССР).Документы,выданныевРоссииипредназначенныедляпредставлениявофициальныеорганыиностранныхгосударств,удостоверяютсявособом,упрощенномпорядке,т.е.уполномоченныеорганыРФпроставляютспециальныйштампввидеквадратногоклише(апостиль),которыйнетребуетдальнейшегозаверенияилилегализацииипризнаетсяофициальнымиучреждениямивсехстран-участницГаагскойконвенции1961г.(Конвенция,отменяющаятребованиелегализациииностранныхофициальныхдокументов).