ОсновнымиобщимитенденциямиразвитияпринциповарбитражногопроцессуальногоправаРФнаоснованиипроведенногоисследованияявляются:
-Специализациянормарбитражногопроцессуальногозаконодательства,составляющихсодержаниерассматриваемыхпринципов,повидамсудопроизводства:гражданскогоиадминистративного.
-Расширениесферыдействияуказанныхпринциповпутемразвитиямноговариантностиарбитражнойпроцессуальнойформы,дифференциациисудебныхпроцедур,усиленияактивностиучастниковпроцесса.Даннаятенденцияособенноярковыражаетсявгражданскомсудопроизводстве,осуществляемомарбитражнымисудами.
-Ограничениедействиярассматриваемыхпринциповпутемусиленияактивностиарбитражногосудавпроцессе,несвязанностиарбитражногосудавнекоторыхслучаяхволеизъявлениемсторон.Даннаятенденцияособенноярковыражаетсявадминистративномсудопроизводстве,осуществляемомарбитражнымисудами.
-Детализацияправовогорегулированияпринциповдиспозитивностиисостязательности.
ХарактерныечертыразвитияпринциповдиспозитивностиисостязательностиарбитражногопроцессуальногоправаРФ:
-впроцессеразвитиярассматриваемыхпринциповпроисходитусложнениеихвнутреннейструктуры,т.е.ониразвиваютсяпрогрессивно;
-прогрессивноразвиваютсянетолькорассматриваемые,ноиостальныепринципыарбитражногопроцессуальногоправа,крометого,самоарбитражноепроцессуальноеправо,атакжеивсероссийскоеправовцелом;
-развитиепринциповсостязательностиидиспозитивностиимеетсвоюнаправленность.Вчастности,принципсостязательности-обеспечитьвынесениезаконногоиобоснованногорешенияподелу,диспозитивности-обеспечитьсвободувсехсубъектовгражданскогообществавпроцессевустановленныхрамках;
-источникразвитияпринциповсостязательностиидиспозитивностиарбитражногопроцессуальногоправа-вконкуренциипротивоположныхтенденцийразвитиярассматриваемыхявлений.Дляпринципадиспозитивности,восновном,-эторасширениедиспозитивныхполномочийлиц,участвующихвделе,соднойстороны,иусилениеактивностисудавпроцессесдругойстороны.Дляпринципасостязательности-переложениеобязанностейподоказываниюналиц,участвующихвделе,и,втожевремя,наделениесудаполномочиямипосамостоятельномупоискудоказательств;
-дляпринциповсостязательностиидиспозитивностиарбитражногопроцессуальногоправахарактеренэволюционныйпутьразвития,что,однако,неотменяетсуществованияобщихичастныхреволюционныхскачковвихразвитии.Эволюционные(количественные,постепенные)изменениясзакономерностьюраноилипозднопорождаютизмененияреволюционные(качественные).Революционныеизменениямогутвыступатькакрезкий,такидлительныйскачоквразвитии.Этиизменениямогутноситькакобщий,такиединичныйхарактер;
-развитиепринциповсостязательностиидиспозитивностиарбитражногопроцессуальногоправапроисходитциклически,спиралевидно.Циклы,илистадииразвития,совпадаютспериодамидействияАПКРФ1992г.,1995г.,2002г.Приэтомкаждыйциклнеотбрасываетто,чтобылодостигнуторанее,алишьсовершенствует,видоизменяетструктурурассматриваемыхпринципов.Накаждомотдельномэтаперазвитияобщеенаправлениеразвитияпроявляетсебякактенденции.
ОсновнымиобщимитенденциямиразвитияпринциповдиспозитивностиисостязательностиарбитражногопроцессуальногоправаРФнаоснованиивыделениятенденцийразвитиявисторическиепериодыфункционированияарбитражногопроцессуальногоправаявляются:
1.СпециализациянормарбитражногопроцессуальногозаконодательстваРФповидамсудопроизводства:гражданскогоиадминистративного.
2.Расширениесферыдействияуказанныхпринциповпутемразвитиямноговариантностиарбитражнойпроцессуальнойформы,дифференциациисудебныхпроцедур,усиленияактивностиучастниковпроцесса.Даннаятенденцияособенноярковыражаетсявгражданскомсудопроизводстве,осуществляемомарбитражнымисудами.
3.Ограничениедействиярассматриваемыхпринциповпутемусиленияактивностиарбитражногосудавпроцессе,несвязанностиарбитражногосудавнекоторыхслучаяхволеизъявлениемсторон.Даннаятенденцияособенноярковыражаетсявадминистративномсудопроизводстве,осуществляемомарбитражнымисудами.4.Детализацияправовогорегулированияпринциповдиспозитивностиисостязательности.
ВнастоящеевремяосталисьнепроработанныминекоторыепроблемыреализациипринциповдиспозитивностиисостязательностиарбитражногопроцессуальногоправаРФнапрактике.
НеобходимодополнитьдействующееарбитражноепроцессуальноезаконодательствоРФнормами,определяющимисоставпринциповарбитражногопроцессуальногоправа,свыделениемвкачествеотдельнойстатьипринциповсудебногоразбирательствавсилуособойважностиданнойстадииварбитражномпроцессе.
Понятиеисодержаниепредметногопринципакаккритериякомпетенцииарбитражныхсудов.Рольизначениехарактераматериально-правовогоотношенияиегосубъективногосоставадляопределенияподведомственностиделарбитражнымсудам.
Предметныйкритерийподведомственностифактическипроводитсячерезвсекатегориидел,рассмотрениекоторыхсогласноАПКРФотнесенокведениюарбитражныхсудов.Приэтомвст.ст.27-33,атакжевст.ст.247и248АПКРФокомпетенцииарбитражныхсудовподеламсучастиеминостранныхлицопределениеподведомственностиосуществляетсячерез"привязку",указаниенасвязанностьспорасосуществлениемпредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности.
Известныесложностиприиспользованиипредметногокритерияподведомственностинапрактикевызываетотсутствиезаконодательногоопределенияпонятий"экономическиеспоры"и"инаяэкономическаядеятельность".Однакоположения§1гл.4АПКРФ,вовзаимосвязисдругимиположениями,вчастности,определяющимизадачисудопроизводстваварбитражныхсудах(ст.2АПКРФ),позволяютдатьпониманиеэкономическогоспора.Приотнесенииконкретногоспоракэкономическомупредставляетсязаслуживающимвниманиеподход,прикоторомопределяющеезначениеимеетсфераобщественныхотношений,гдевозникданныйспор.Например,имущественныеотношениявсферепотребленияврядлиможноназватьэкономическимии,наоборот,аналогичныеотношения,складывающиесявсфереобщественногопроизводства,какправило,носятэкономическийхарактер.
Экономическийспорможнобылобыопределитькакспоризгражданских,административныхииныхпубличныхправоотношений,возникшийвсвязисосуществлениемпредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности,иливсвязисобеспечениемдоступактакойдеятельности,атакжеспредъявлениемюридическимилицамииныхтребованийэкономического(имущественного)характера<*>.
Приэтомэкономическийхарактерспорадолженотражатьсуществовзаимоотношениймеждуспорящимисторонами,содержаниеправоотношения,изкотороговозникспорилитребование.Отношенияжеэкономическогохарактера,изкоторыхвозникспорилитребование,должныбытьтаковымидляобеихсторонспора.
Подведомственностьделарбитражнымсудамнеограничиваетсятолькоэкономическимиспорами.Какст.127КонституцииРФ,такиположения§1гл.4АПКРФотносяткведениюарбитражныхсудовидругиедела,связанныесосуществлениемпредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности.
Важноопределить,чтоимеетсяввидуподпредпринимательскойиинойэкономическойдеятельностью.
ПонятиепредпринимательскойдеятельностидаетсявГражданскомкодексеРоссийскойФедерации,которыйисходитизтого,что"предпринимательскойявляетсясамостоятельная,осуществляемаянасвойрискдеятельность,направленнаянасистематическоеполучениеприбылиотпользованияимуществом,продажитоваров,выполненияработилиоказанияуслуглицами,зарегистрированнымивэтомкачествевустановленномзакономпорядке"(п.1ст.2ГКРФ).
Следуетобратитьособоевниманиенаодинизосновныхпризнаковгражданско-правовогопонятияпредпринимательскойдеятельности-осуществлениееелицами,зарегистрированнымивкачествепредпринимателейвустановленномзакономпорядке.Законом,определяющимусловиеипорядокрегистрации,являетсяФедеральныйзаконот8августа2001г.N129-ФЗ"Огосударственнойрегистрацииюридическихлицииндивидуальныхпредпринимателей".Приэтомгосударственнаярегистрацияпредставляетсобойактыуполномоченногофедеральногоорганаисполнительнойвласти,осуществляемыепосредствомвнесениявгосударственныереестрысведенийосоздании,реорганизациииликвидацииюридическихлиц,приобретениифизическимилицамистатусаиндивидуальногопредпринимателя,прекращениифизическимилицамидеятельностивкачествеиндивидуальныхпредпринимателейииныхсведенийоних(ст.1ФЗ).Такимобразом,вкачествепредпринимателеймогутбытьзарегистрированыфизическиелица,именуемыеиндивидуальнымипредпринимателями,июридическиелица,какправило,коммерческиеорганизации.Используемоевгражданскомзаконодательствепониманиепредпринимательскойдеятельностиотноситсяикхарактеристикеэкономическогоспора,возникшегоприосуществлениипредпринимательскойдеятельности.
Вчислеиныхдел(помимоэкономическихспоров),связанныхсосуществлениемпредпринимательскойдеятельности,подведомственныхарбитражнымсудам,можноназвать,например,делаобадминистративныхправонарушениях(п.3ст.29АПКРФ),овзысканииобязательныхплатежейисанкций(п.4ст.29АПКРФ),обустановленииюридическихфактов(ст.30АПКРФ),делаонесостоятельности(банкротстве)(п.1ч.1ст.33АПКРФ)идр.
Сложнееобстоитделосопределениемсодержанияинойэкономическойдеятельности.Понятиеэкономическойдеятельностиширокоиспользуетсявзаконодательстве<*>иправоприменительнойпрактике<**>исвязываетсясопределеннойсферойобщественныхотношений.Вотличиеотпредпринимательства,предполагающегосистематическоеполучениеприбыли,инаяэкономическаядеятельностьненаправленанепосредственнонасистематическоеполучениеприбыликакприоритетнойцелидеятельности,нотемнеменееприноситдоход.Посвоейприродетакаядеятельностьимеетэкономическуюоснову,относитсякхозяйствованию,удовлетворениюматериальныхпотребностейиинтересоввсфереобщественногопроизводства.Приэтомзаконнесвязываетинуюэкономическуюдеятельностьсналичиемулиц,ееосуществляющих,определенногостатуса,приобретаемоговустановленномзакономпорядке,какэтопредусмотреновст.2ГКРФприменительноклицам,осуществляющимпредпринимательскуюдеятельность.Вэтомсмыслевкачествеинойэкономическойдеятельностиможно,по-видимому,рассматриватьхозяйственнуюдеятельность,связаннуюсзаключениемгражданско-правовыхдоговоровимущественногохарактера,осуществляемуюнекоммерческимиорганизациями,финансовуюдеятельностьоргановгосударственнойвластииместногосамоуправленияит.п.Такоепониманиеэкономическойдеятельностисогласуетсясееопределением,содержащимсявОбщероссийскомклассификаторевидовэкономическойдеятельности,которыйбылпринятивведенвдействие1января2003г.ПостановлениемГосударственногокомитетаРоссийскойФедерациипостандартамиметрологииот6ноября2001г.N454-ст.ВПостановлении,вчастности,определено,чтоэкономическаядеятельностьимеетместотогда,когдаресурсы(оборудование,рабочаясила,технологии,сырье,материалы,энергия,информационныересурсы)объединяютсявпроизводственныйпроцесс,имеющийцельюпроизводствопродукции(оказаниеуслуг).Такимобразом,посвоейприродеэкономическаядеятельностьсвязанасхозяйствованием,судовлетворениемматериальныхпотребностейиинтересов,сосуществлениемимущественныхправсубъектамиэкономическойдеятельности.
ИзтакогопониманияинойэкономическойдеятельностиисходитиПрезидиумВАСРФ,примеромчемуявляетсяегоПостановлениеN8923/05от8ноября2005г.
Критерием,влияющимнаопределениеподведомственностиделарбитражнымсуда,являетсясубъектныйсоставучастниковспора.
Этоткритерийхотяисохраняется,однаковнастоящеевремяуженеимеетстольважногоирешающегозначенияприопределенииподведомственности,какоеонимелдопринятияв2002г.ГПКРФиАПКРФ.Подтверждениемправомерноститакоговыводаявляетсясравнительныйанализсодержанияч.1ст.22АПКРФ1995г.ич.1ст.27АПКРФ2002г.
Еслираньшеуказывалосьнасовокупностьдвухкритериев-характераправоотношенийисубъектногосоставаучастниковспоракакобязательноеусловиеопределенияподведомственностиспораарбитражномусуду,тосейчассубъектныйсостав,скорее,выступаетвкачестведополнительногоусловияподведомственностиотдельныхкатегорийдел.Ключеваяжерольвразграниченииподведомственностиотводитсяпредметномукритерию,посколькуопределяющиммоментомкомпетенцииарбитражныхсудовивКонституцииРФ,ивФедеральномконституционномзаконе"ОбарбитражныхсудахвРоссийскойФедерации"являетсяуказаниенаэкономическиеспоры.
Общееправилоподведомственности,содержащеесявст.27АПКРФ,нетольконесвязываетюрисдикциюарбитражныхсудовсрассмотрениемспоровсоспециальнымисубъектами,ноивключаетвкругучастниковарбитражногопроцессалиц,никогдаранееиминеявлявшихся(например,должностныхлиц).
Всоответствиисч.2ст.27АПКРФ2002г.арбитражныесудыкомпетентнырассматриватьспорысучастиеморганизаций,являющихсяюридическимилицами,граждан,осуществляющихпредпринимательскуюдеятельностьбезобразованияюридическоголицаиимеющихстатусиндивидуальногопредпринимателя,приобретенныйвустановленномзакономпорядке(индивидуальныепредприниматели),авслучаях,предусмотренныхданнымКодексомиинымифедеральнымизаконами,сучастиемРоссийскойФедерации,субъектовРоссийскойФедерации,муниципальныхобразований,государственныхорганов,органовместногосамоуправления,иныхорганов,должностныхлиц,организацийиграждан.
Очевидно,чтоприведенноеположениезначительнорасширяетсоставучастниковспоров,подведомственныхарбитражнымсудам,посравнениюсположениямист.22АПКРФ1995г.
Болеетого,вч.4ст.27АПКРФ2002г.предусмотренанорма,согласнокоторойнедолжновлиятьнаизменениеподведомственностиделаарбитражномусудупривлечениекучастиювэтомделевпроцессеегорассмотрениягражданина,неимеющегостатусаиндивидуальногопредпринимателя,вкачестветретьеголица,незаявляющегосамостоятельныхтребованийнапредметспора.
Такимобразом,указаниевст.27АПКРФнамногообразиесоставаучастниковарбитражногопроцессафактическиотводитнавторойпланзначимостьсубъектногосоставаприопределенииподведомственности.
Статусюридическоголицаииндивидуальногопредпринимателяимеетзначениелишьприопределенииподведомственностиарбитражномусудуэкономическихспоровииныхдел,возникающихизгражданскихправоотношений.Статья28АПКРФдопускаетвозможностьрасширениясубъектногосоставаэтихспоровзасчетдругихучастниковгражданскогооборота,еслиэтопредусмотреновКодексеиливиномфедеральномзаконе.
Такимобразом,чтобыспорбылподведомственарбитражномусуду,егоучастникамипоАПКРФ2002г.необязательнодолжныбытьюридическиелицаи/илииндивидуальныепредприниматели.Определяющимфакторомвданномслучаебудетто,чтоспорсвязанспредпринимательскойилиинойэкономическойдеятельностью.
АрбитражномусудуподведомственныспорысучастиеморганизацийигражданРоссийскойФедерации,атакжеиностранныхорганизаций,организацийсиностраннымиинвестициями,международныхорганизаций,иностранныхграждан,лицбезгражданства,осуществляющихпредпринимательскуюдеятельность,еслииноенепредусмотреномеждународнымдоговоромРоссийскойФедерации(ч.5ст.27АПКРФ).Аналогичноеположениесодержитсяивч.2ст.22ГПКРФ.Однакоизэтогонеследует,чтоприменительнокделамсучастиеминостранныхлициорганизацийсиностраннымиинвестициямисуществуетальтернативнаяподведомственность.Такиеделарассматриваютсясудамиобщейюрисдикциииарбитражнымисудамивсоответствиисихкомпетенцией,определяемойисходяизпредметногокритерияподведомственности.Еслиспорноситэкономическийхарактерисвязансосуществлениемпредпринимательскойилиинойэкономическойдеятельности,тоонподлежитрассмотрениюварбитражномсуденезависимоот"национальности"стороны.Согласноч.3ст.22ГПКРФтакиеспорыисключеныизведениясудовобщейюрисдикции.
Названныевышекритерииподведомственностииспользуютсявтехслучаях,когдавзаконодательномактеподведомственностьопределенаальтернативно(судуилиарбитражномусуду)либокогдаимеетсяуказаниеорассмотренииспораилитребованийвсудебномпорядке.Однакоонинеимеютзначения,еслизаконотноситрассмотрениеопределенныхкатегорийделкисключительнойкомпетенциилибосудаобщейюрисдикции,либоарбитражногосуда.
Такаявозможностьправовогорегулированияпредусматриваетсявч.3ст.27АПКРФ,согласнокоторойкподведомственностиарбитражныхсудовфедеральнымзакономмогутбытьотнесеныииныедела,надополагать,необязательносвязанныесосуществлениемпредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности.
Вчастности,ст.7.1Федеральногозаконаот14апреля1995г.N41-ФЗ"ОгосударственномрегулированиитарифовнаэлектрическуюитепловуюэнергиювРоссийскойФедерации"кведениюарбитражныхсудовотнесенорассмотрениевсехспоров,связанныхсосуществлениемгосударственногорегулированиятарифовнаэлектрическуюитепловуюэнергию,независимоотсубъектногосоставаспорящихсторонисвязанностиспораспредпринимательскойдеятельностью.