Типологии личности в зарубежной психологии

З.Фрейда представлена типологией характера в соответствии с идеей фиксации неразрешенных конфликтов в процессе психосексуального развития. Фиксация - это соответствующие стадии психосексуального развития особенности психической организации и поведения, которые сохраняются в качестве главных у взрослого после полового созревания. Типы характера охватывают совокупность черт взрослого. Каждому типу соответствуют определенные защитные механизмы. Оральный характер: типичные черты в континууме доверчивости -подозрительности, восхищенности - завистливости,. Анальный характер: типичные черты - в континууме скупости - щедрости, организованности - рассеянности, упрямства - покорности;. Фаллический характер: типичные черты в континууме самовлюбленности - ненависти к себе, элегантности - простотыГенитальный характер: типичные черты свидетельствуют о полной социализации, гармоничной адаптации и успешной деятельности. Таким образом, индивидуальные различия определяются особенностями сексуальных инстинктов и связанных

 

А.Фрейд классифицирует черты характера, соотнося их с подробно описанными ею защитными механизмами. Отсутствие четкой типологии можно связать с особым вниманием к индивидуальной специфике организации личности в сочетании с конкретной ситуацией жизни как источником опасности и тревоги. Можно в определенном смысле говорить о типологии также в связи с разграничением более или менее адекватных (ситуации) защитных механизмов, более или менее зрелых защитных механизмов.

Э.Эриксон соотносил типы характера как совокупность черт, как и З.Фрейд, со стадиями развития и фиксациями конфликта в своей интерпретации. Э.Эриксон не рассматривает типологию в качестве предмета анализа, однако в разных контекстах к этому вопросу обращается. Типы личности в подходе Э.Эриксона - не просто отдельные описания наблюдений, а взаимосвязанное единство. Личность, характеризующаяся той или иной "базовой добродетелью", обладает рядом конкретных черт, и отличается определенными особенностями развития, которые привели к фиксации на той или иной стадии. Так своеобразно сочетаются и взаимосвязываются возрастная и личностная типологии.

Э.Фромм предложил типологию социального характера, опираясь на понятие ориентаций. Характер Э.Фромм определял через соотнесение человека с миром (индивидуальной психической сферы и социоэкономической структуры) посредством ориентаций. (рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная)А.Маслоу на основании проведенного им биографического анализа выделил ряд признаков самоактуапизирующейся личности: адекватное восприятие реальности; принятие (себя, других, природы); спонтанность, простота, естественность; сосредоточенность на задаче; отстраненность, потребность в уединении; независимость от культуры и среды (автономность), воля и активность; свежесть восприятия; предельные переживания; сопричастность к человечеству; глубокие межличностные отношения с близкими людьми; демократичность; различение добра и зла, не всегда совпадающее с общепринятым; философское чувство юмора; креативность; сопротивление культурным влияниям.

Ситуативно-целостная модель личности (французская социологическая школа).

Личность как продукт социального развития. - Истоки: французская социология, психоанализ, теория поля К.Левина, феноменология Э.Гуссерля, -Жизненная задача личности: социальная саморегуляция деятельности и целенаправленная реализация своих возможностей. - Личность как интегративная система взаимосвязи внутренних и внешних факторов существования. — Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира - со-знательная психическая активность. — Разноуровневая система поведения, вторичная по отношению к внутренней регулятивной системе. Развитие личности как овладение поведением. — Норма и патология личности по критерию наличия саморегуляции, гармонич-ности целостности личности. - Опосредованный анализ поведения, связей человека с мирам: изучение жизни и отношения к ней. — По-мощь в развитии навыков взаимодействия с миром с опорой на внутренний потенциал, в развитии произвольности действий. - Ти-пология.личности в соответствии с уровнями взаимодействия с окружающей средой.

Пьер Жане теория «образа действия»-основа л.-взаимодействие с людьми. Высшая степень развития личности - индивидуальность, характеризующаяся чувством ответственности, оригинальности и прогрессивными тенденциями как стремлением совершенствовать окружающий мир, содействовать прогрессу общества

 

Жозеф Нюттен концепция «духовного человека»,- основа л.- реализация намерения как обращенность в будущее. - некая интегральная система, психофизиологическое единство, не сводимое ни к связям «стимул - реакция», ни к механизмам биологического гомеостаза. Индивидуальные возможности личности врожденны. Обучение создает формы их выражения. Источником развития выступает реализация намерения. Временная перспектива рассматривается как устойчивая временная ориентация в отношении к прошлому, настоящему и будущему. Тем самым, будущее включается в характеристику личности и ее становления. Личность охватывает два полюса функционирования - «Я» (совокупность психических функций и возможностей) и «мир» (объект), в рамках которых она и существует. Мир объектов определяет содержание психической жизни, будучи составным элементом личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: