Норма и патология личности

С точки зрения психоанализа, личность нормальна настолько, насколько она приспосабливается к окружающей среде. проблема нормы и патологии З. Фрейдом практически не ставилась свойства невротической личности, которые З.Фрейд обнаружил в результате клинических наблюдений, были им перенесены на личностные закономерности в целом (например, определяющая роль сексуального влечения, бессознательность поведения и его защитный характер, жизнедеятельность по принципу разрядки напряжения). С точки зрения А.Фрейд, защиты естественны, «нормальны» для человека вследствие неизбежности конфликта эго С инстинктами и с санкциями общества. Э. Эриксон нормой считал не выраженность позитивного полюса «сил», а их «сбалансированную пропорцию», некоторое равновесие между полюсами, представ-ляющими крайности развития. Бихевиоризм. Норма и патология рассматриваются в соответствии с нарушениями формирования физиологических или поведенческих реакций. Согласно точке зрения Б.Скиннера, не существует поведения нормального и патологического. Поведение может быть правильным или неправильным. В.Скиннер не видел принципиальных различий между ними. Неправильное поведение означает нежелательное поведение, а им можно управлять. Психические нарушения возникают в результате ошибочного научения в прошлом, т.е. влияния окружения, которое неправильные поведенческие реакции подкрепляет и закрепляет. Гум. Психоанализ. В самом общем плане, под нормой понимается наличие стремления к самовыражению, патология - его отсутствие.. Все представители данного направления причину патологии видят в самой противоречивости человеческой природы, во внешних по отношению к человеку обстоятельствах (в культуре, ситуациях детства, хотя и упоминают о роли собственного выбора), и, в связи с этим, говорят об отсутствии принципиальных различий между нормой и патологией. Представители гуманистической психологии свои концепции построили на изучении здоровой личности, подчеркивая ее стремление к осознанному саморазвитию, выражению своего «Я». Патология личности описывалась посредством перечисления качеств, не свойственных личности здоровой. Роджерс рассматривает вопрос о норме и патологии в процессе описания согласования переживаний с Я-концепцией.К.Левин в качестве препятствий личностного роста видел невозможность достижения равновесия на новом уровне жизненного пространства.

 

 

22. 39.53. Ортодоксальный психоаналитический подход к личности; Объектная" модель личности (классический психоанализ). Классический психоанализ: З. Фрейд, Г. Салливан, А. Фрейд, Э. Эриксон

.Психодинамическая концепция З.Фрейда;личность в межперсональной теории психиатрии Г.Салливана. Г.Салливан личность понимает как гипотетическую сущность, «иллюзию», которая обнаруживается не внутрипсихическими образованиями, а межличностными событиями, т.е. когда человек вступает в контакты с другими людьми - не обязательно реально существующими.; теория эго и защитных механизмов А. Фрейд в детском психоанализе; эпигенетическая концепция Э.Эриксона

Л. как страдающий человек из-за неизбежных противоречий между телесной природой и социальной. - Истоки: история философии, ест.-научная база. - Жизненная задача личности: бессознательное удовлетворение потр. биологических) для редукции напряжения. - Источник внутрипсихической организации: инстинкты, принцип внутрипсихической организации - их удовлетворение в борьбе личностных структур. - Способ взаимосвязи внутрипсих. организ.и внешнего мира: «посредник», выполняющий роль «уменьшителя» конфликта между человеком и обществом. - Внешняя реализация внутрипсихической организации: реализация бессознательного как основной части личности; защитные механизмы как препятствия. - Характеристика отдельных аспектов развития с развернутой периодизацией. - Норма и патология личности: по критерию успешности приспособления к окружающей среде - Методология психического детерминизма; методы иссл.бессознательного психического в тесной связи с практикой психоанализа. - Психологическая помощь - стимуляция выражения вовне бессознательных переживаний. Типологии характеров в соответствии с фиксацией неразрешенных конфликтов в процессе онтогенетического развития.

23. 40.54.55. Поведенческий и бихевиоральный подходы к личности. Объектная" модель личности (поведенческие подходы). Бихевиоральный подход: Б. Скиннер, Г. Айзенк. Поведенческий подход: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, В. М. Бехтерев

Личность как совокупность поведенческих реакция внешние стимулы среды- Истоки: укрепление е с т е с т вен н о - н а у ч н ого мировоззрения, развитие физиологии, а также философии, отводящей ведущую роль опытному знанию. Жизненная задача личности: приспособление к внешней среде. Источник и принцип внутрипсихической организации: способ организации поведенческих реакций. Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешней реализации: как простейшие мышечные движения, так и сложные поведенческие действия («реакции»). Внешняя реализация внутрипсихической организации: различные формы поведения, по своей природе так или иначе рефлекторно обусловленные. Развитие личности: изменения поведенческих действий (реакции) в результате внешних воздействий. Норма и патология личности: по критериям сохранности механизмов формирования физиологических или поведенческих реакций. Методология и методы исследования личности: естественно-научная методология, «объективные» методы изучения физиологических реакций, рефлексов, поведенческих характеристик, вызывающихся внешними влияниями. Психологическая помощь личности: «симптоматические» методы, позволяющие упорядочить, тем или иным способом, внешне наблюдаемые реакции (действия). Слабая разработанность типологии личности в связи с представлением об ее обусловленности изменчивыми средовыми условиями.

Сеченов (Элементы мысли, кому и как разрабатывать психологию-физиологам), Бехтерев (рефлексология- нет ни одного процесса мысли, который не получал бы объективного проявления. В связи с этим изучались все рефлексы, протекающие с участием головного мозга), Павлов(ВНД, условные рефлексы), Скиннер (операндное обуславливание- поведение человека как результат предшествующих воздействий окружающей среды. Задача личности заключается в обучении контролю за средой с целью создания благоприятных обстоятельств (условий) поведения и минимизации условий, препятствующих успешному (эффективному) поведению.), типологическая теория Айзенка(приспособление к окружающей среде, в соответствии с индивидуальной системой иерархической организации поведения (чертами, формирующимися в типы).

24.41.56. Личность в гуманистическом психоанализе; Субъектная" модель личности (гуманистический психоанализ). Гуманистический психоанализ: Э. Фромм, А. Адлер, К. Хорни.

 гуманистическая концепция личности Э.Фромма; индивидуальная психология А.Адлера; личность в социокультурной теории К.Хорни. Личность - целостность, развивающаяся в соответствии с бессознательной динамикой разноуровневой потребностно- мотивационной сферы. - Истоки: классический психоанализ, социальные и философские науки. - Жизненная задача личности: реализация по-разному обозначаемой потребности в самовыражении. - Источник и принцип внутрипсихической организации: разветвленная система особых, «истинно человеческих» потребностей. - Способ взаимовязи внутрипсихической организации и внешнего мира: жизненная направленность, определяющая типичный для человека последовательный способ поведения. — Внешняя реализация внутрипсихической организации: различные способы самовыражения в разных сферах жизнедеятельности; защитные механизмы как препятствия реализации себя. - Развитие личности: реализация возможностей; определяющая роль семейной ситуации в детском развитии. - Норма и патология личности: по критерию наличия стремления к самовыражению. - Методология и методы иссл.: методы клинической ориентации; исполь-зование личностных опросников, проективных методик и привлечение методов социальных наук. - Психологическая помощь: модифицированная практика психоанализа; сочетание тенденций классического психоанализа с ростом внимания к индивидуальности пациента. - Развернутые типологии личности в связи с центральным феноменом концепции.

Концепция личности Э.Фромма- «Главная жизненная задача человека - дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий - собственная личность». Таким образом, жизненная задача, понимаемая Э.Фроммом, - стремление выразить свою человеческую природу… А.Адлер для характеристики жизненной задачи личности использует разрабатываемое им понятие «стремление к превос-ходству», близкое к понятию Ф.Ницше «воля к власти» (первоначально агрессия как инициативность, стремление преодолевать препятствия). В любой момент жизненного пути человеком руководит это страстное стремление - «мысль о своем богоподобии, вера в свою особую врожденную волшебную силу»….С точки зрения К.Хорни, человек обладает рядом врожденных возможностей (темпераментом, способностями и склонностями), реализующихся во взаимодействии с внешним миром. Рассматривая жизненную задачу личности как реализацию врожденных возможностей в благоприятных условиях, вместе с тем, К.Хорни подняла и вопрос ореалцзации потребности в безопасности и удовлетворении при минимизации тревоги.

25.42.57. Классический гуманистический подход к личности.."Субъектная" модель личности (классическая гуманистическая психология). Гуманистическая психология: А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Оллпорт.

теория самоактуализации А.Маслоу; феноменологическая концепция К.Роджерса; диспозиционная концепция Г. Оллпорта. Личность как активный субъект, самостоятельно созидающий и преобразующий свою жизнь. Главная ценность личности: «Я» и его раскрытие. - Истоки в гуманистическом психоанализе, персонализме, экзистенциальной философии, социальной антропологии, гештальтпсихологии, восточных учениях,. - Жизненная задача личности: самовыражение как продолжение удовлетворения первичных потребностей более низкого порядка. - Источник внутрипсихической организации: сложно организованная система потребностей при разграничении биологических и «Я»- потребностей и признании последовательности их удовлетворения от низших к высшим. Принцип внутрипсихической организации определяется мерой реализации потребностей. - Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира: феномены субъективной реальности, свидетельствующие о направленности на самовыражение. - Внешняя реализация внутрипсихической организации: поведение, в котором реализуется «Я»: препятствия как «неклассически» понимаемые защитные механизмы. - Развитие личности: путь к «Я». - Норма и патология личности: по критерию стремления к осознанному саморазвитию, выражению своего «Я». - Гуманитарная методологическая парадигма и соответствующие методы. - Психологическая помощь - создание условий для самораскрытия с опорой на индивидуальный подход и безоценочность. - Дихотомичность типологий по критерию раскрытия внутреннего потенциала. Маслоу- определял жизненную задачу личности как актуализацию внутренних потенциалов и удовлетворение потребностей, отвечающих за физическое и психологическое выживание организма. -1- физиологические потребности; -2- потребность в безопасности; -3- потребность в принадлежности к определенной социальной группе; -4- потребность в уважении; -5- потребность в самовыражении, самореализации, личной власти.       К.Роджерс сходным образом рассматривает тенденцию актуализировать свой внутренний потенциал, присущую всем живым существам. У человека эта тенденция проявляется в форме «стремления к актуализации своего «Я». Фундаментальное понятие теории Роджерса Я-концепция, или Самость, определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с др. людьми, а также из ценностей Я. Я-концепция включаете только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Стремление к самовыражению Г.Оллпорт признает более важным для человека. Человек представляет собой открытую систему. Задача -непрерывное становление, нарушение равновесия со средой. Теория подчеркивает уникальность психически здоровых индивидуумов, стремящихся к своим сознательно поставленным целям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: