Когнитивный подход к личности. Целостная гомеостатическая модель личности. Когнитивная психология: К. Левин, Дж. Келли, У. Мишел, Д. Фиске и С. Мадди

Целостная гомеостатическая» модель - учет как воздействие извне, так и собственные устремления личности при этом личность рас-сматривается как низкокреативная(когн.психол). топологическая концепция поля КЛевина; теория личных конструктов Дж.Келли; когнитивно-аффективная концепция У.Мишела; активационная концепция Д. Фиске - С.Мадди……Личность как формально-динамические аспекты адаптивной согласованности внешних воздействий и внутренних устремлений.Истоки: достижения точных наук, гештальтпсихология, психодрама, философия прагматизма, разочарование в бихевиоризме и психоанализе. - Жизненная задача личности: сознательное достижение равновесия со средой. - Источник и принцип внутрипсихической организации: субъективные характеристики и схемы, определяющие готовность к контакту с внешним миром. - Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира: субъективная картина внешней среды. - Внешняя реализация внутрипсихической организации: поведение, ведущее к достижению равновесия со средой. — Развитие личности: изменение внутренних условий в тесной связи со внешними, которое ведет к появлению новых психических образований, позволяющих успешно адаптироваться. —Норма и патология личности: по критерию успешности приспособления к среде. - Оригинальные методы, опирающиеся на солидное теоретико-методологическое обоснование. - Помощь личности в приспособлении к среде как согласовании внутренних устремлений и требований конкретных жизненных обстоятельств.Акцент на индивидуальном своеобразии и высокой изменчивости личности на протяжении жизни.

К.Левина -проблема цели. Специфику своей позиции К.Левин видит во введении в психологию понятия поля, существующего в данный момент времени, о которого и зависит поведение. Временная глубина поля, состоящая из «психологического прошлого», психологического настоящего,» и «психологического будущего», относится к одному из измерений существующего в настоящем жизненного пространства.

Жизненную задача л. в достижении равновесия в настоящем, соединяющем прошлое и будущее, Неравновесие понимается как нервное напряжение в разных внутренних системах и возникает в результате либо внешней стимуляции, либо внутренних изменений. Выравнивание напряжения сопровождается выходом психической энергии и достижением покоя……..Дж.Келли, главной задачей видит построение целостного обрам мира, его интерпретацию и прогноз будущего. Важным моментом является указание на наличие центральной ядерной структуры в системе конструктов. Центральная ядерная структура выражает суть видения мира. Отклонение от центральной роли вызывает чувство вины. Человеку присуще стремление к истине - к построению гипотез и их проверке в реальной жизни. По Мишелу Жизненную задачу личности можно также связать с восприятием и интерпретацией мира. Согласно основному постулату «обусловленной модели ВЛИЯНИЯ личностной диспозиции» У.Мишела, поведение определяется не чертами личности, а тем, как человек воспринимает себя в конкретной ситуации, Каждый человек обладает рядом когнитивно-аффективных единиц фактически всех характеристик, которые могут выступать в качестве причины определенного способа взаимодействия со средой. Наиболее стабильны когнитивные компоненты. Система регуляции позволяет согласовывать поведение с целями и ценностями. Д.Фиске и С.Мадди –задача в стремлении поддерживать привычный (характерный для личности) уровень активации. Если он выше или ниже обычного, то происходит, соответственно, поиск или избегание дополнительной активности. Слишком высокий или слишком низкий уровень напряжения рассматриваются Д.Фиске и С.Мадди как неприятные для человека. Совпадение же актуального уровня активности с привычным переживается как эмоционально позитивное. Человек стремится снизить расхождение между привычным и актуальным уровнем активации, чтобы избежать эмоционального дискомфорта.

Ситуативный подход к личности.

Ситуативный подход.(ситуативно- целостной модели личности в концепциях отечественной психологии, опирающихся на естественно-научные традиции, философские и социологические традиции, в концепциях представителей французской социоло-гической школы.) В этих концепциях эпизодически рассматриваются «вершины» личностного бытия, характеризующие истинно человеческую сущность личности, во всех случаях, когда рассматривается возможность (и необходимость) выхода личности за пределы своего эгоистического «Я» в мир высших ценностей. Отличительной чертой всех этих подходов является также подчеркнутое внимание к проблеме соотношения биологического и социального. Объединяет все эти концепции понимание жизненной задачи как сознательной активности, учитывающей требования окружающей действительности, пристальное внимание к осознанной взаимосвязи и взаимозависимости внутрипсихической организации и внешнего мира, видение источника и принципа внутрипсихической организации в биосоциальной целостности человека, внешней реализации внутрипсихической организации в проявлении активной жизненной позиции. Развитие личности понимается как изменение, усложнение связей с окружающим миром. Норма и патология личности разграничиваются по критерию сохранения связей с окружающим миром. Методы исследования предлагаются в качестве эмпирического доказательства теоретических подходов, психологическая помощь понимается как помощь в развитии сознательной активности на основе контактов с внешним миром. Наконец, эти концепции отличает весьма осторожное отношение к типологии личности, соотнесение типичного как присущего эпохе с индивидуальным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: