Особенности конфликтного взаимодействия

Сре­ди основных качеств конфликтного взаимо­действия назовем следующие:

1) конфликт, как и консенсус, есть одно из свойств обществен­ных отношений, и он имеет социальную природу;

2) конфликт есть внутреннее, психическое состояние человека, характеризующееся острой напряженностью, иногда даже стрессом и другими патологическими явлениями;

3) конфликт есть не только внутреннее состояние, но и внешне выраженная на вербальном и невербальном уровне форма челове­ческого поведения;

4) конфликт — не просто состояние психической напряженнос­ти, а особое эмоциональное состояние, характеризующееся преобла­данием негативных эмоций, пронизывающих и психику, и дей­ствия конфликтующих сторон. Этим признаком конфликт отлича­ется от близких к нему по форме, но иных по существу видов социального взаимодействия, таких, как соревнование, конкурен­ция, спортивные состязания и т.п.

Способы регулирования конфликта

Дарендорф предлагает такую по­следовательность в применении различных форм урегулирования конфликтов:

1. Переговоры. Предполагают создание специального органа, где регулярно встре­чаются конфликтующие стороны для обсуждения острых вопросов и приня­тия решений. Если эти переговоры оказываются безрезультатными, реко­мендуется привлечение «третьей стороны», т. е. не участвующих в конфлик­те лиц или инстанций.

2. Посредничество как наиболее мягкая форма участия третьей стороны. Оно предполагает согласие сторон на периодическое сотрудничество с посредни­ком и рассмотрение его предложений. По мнению Дарендорфа, несмотря на кажущуюся необязательность этого образа действий, посредничество часто оказывается весьма эффективным инструментом регулирования конфлик­тов.

3. Арбитраж является следующим шагом в разрешении конфликтов. Его осо­бенностью является то, что либо обращение к третьей стороне, либо, в слу­чае такого обращения, исполнение ее решений считается обязательным.

4. Обязательный арбитраж делает обязательным как обращение к третьей стороне, так и принятие ее решений. Это приближает данную меру к факти­ческому подавлению конфликта.

Дарендорф подчеркивает, что «конфликты не исчезают путем их регулирова­ния. Там, где существует общество, существуют также конфликты. Однако формы регулирования воздействуют на насильственность конфликтов. Регулируемый кон­фликт является в известной степени смягченным»

Помимо конкретных способов вычленяются различные стадии процесса управ­ления конфликтом, например институциализация конфликта и его легитимизация, структурирование конфликтующих групп, редукция как последовательное ослаб­ление конфликта.

В конфликтологии проводится принципиальное различение между «силовыми» и «переговорными» способами разрешения конфликтов.

 

Феномен казуальной атрибуции

Каузальная атрибуция- феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Каузальная атрибуция считается уникальным психологическим феноменом, характеризующим человеческое восприятие эмоций, мотивов и причин того или иного поведения другого человека. При отсутствии достаточного количества необходимой информации о конкретном человеке либо о ситуации, в которой он находится, у прочих людей возникает искаженная интерпретация ситуации. Такой феномен восприятия основан на приписывании неких несуществующих характеристик, особенностей, причинно-следственных связей и т.п.

Понятие каузальной атрибуции впервые было сформулировано в середине 20 века американскими социальными психологами: Фрицем Хайдером и Ли Россом.

Теория каузальной атрибуции предполагает наличие двух показателей, определяющих меру и степень приписывания взамен действительных фактов:

соответствие действия социально-ролевым ожиданиям (т.е. чем меньше информации, тем меньше соответствие, тем больше степень приписывания);
соответствие поведения общепринятым культурным нормам.

 

В соответствии с теорией каузальной атрибуции классификация феномена «приписывания» подразделяется на три вида атрибуции:

  • личностная (причинно-следственная связь приписывается человеку, который совершил поступок);
  • объектная (причинно-следственная связь приписывается объекту, на который обращено действие);
  • обстоятельственная (причинно-следственная связь приписывается обстоятельствам).

Было установлено, что наблюдатель «со стороны» чаще применяет атрибуцию личностную, а участник ситуации или события – обстоятельственную.


Социальная перцепция

Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого "нового взгляда" на восприятие.

Социальная перцепция – процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение.

Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков. Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте.

Инструменты, которыми пользуется социальная перцепция, обеспечивают налаживание коммуникации между личностями и заключаются в следующих понятиях:

Идентификация -человек ведёт себя таким образом, каким, по его мнению, мог бы повести себя собеседник)

Эмпатия– сопереживание другому лицу. Копирование эмоционального настроя собеседника.

Аттракция -специальная форма познания партнера при сформированном устойчивом чувстве к нему. Такое понимание может иметь форму дружбы или любви.

Рефлексия– осознание себя в глазах собеседника.
Стереотипизация
- восприятие, классификация и оценка социальных объектов (событий) на основе определенных представлений (стереотип социальный)

  Каузальная атрибуция- феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: