Государственно-монополистический капитализм в денежно-кредитной сфере


Непосредственным проводником государственной денежно-кредитной политики является Немецкий федеральный банк. Он осуществляет ее в трех основных формах: манипулирование учетной ставкой; операции на открытом рынке; регулирование норм обязательных резервов кредитных учреждений.
Операции по переучету вначале не играли в Западной Германии значительную роль. Закон о кредитной системе 1962 г. усилил действенность учетной политики с помощью увязки уровня процентных ставок коммерческих банков (по активам и пассивам) с процентом центрального эмиссионного банка.
Для усиления воздействия дисконтной политики на ликвидность кредитных учреждений, а через нее на ход экономического развития Немецкий федеральный банк применяет также систему изменения лимитов переучета векселей. Однако эта мера используется слабо в западногерманской практике. До 1965 г. Немецкий федеральный банк проводил рестрикционную политику только в периоды подъема. Начиная с 1965—1966 гг. рестрикционные меры были направлены главным образом на борьбу с усилившейся инфляцией.
Операции на открытом рынке связаны с краткосрочными казначейскими векселями, среднесрочными беспроцентными казначейскими свидетельствами (до двух лет), а также импортно-складскими свидетельствами.
Немецкий федеральный банк, покупая или продавая государственные долговые обязательства, воздействует на ликвидность кредитных институтов в угодном для себя направлении. Эта форма косвенного воздействия на экономическое развитие тесно связана с учетной политикой и проводится либо одновременно, либо опережая ее. Операции на открытом рынке более приспособлены к краткосрочным конъюнктурным колебаниям, чем учетная политика, поскольку проценты по государственным бумагам быстрее воздействуют на ликвидность банков, чем изменения процента.
Наиболее действенной формой денежно-кредитной политики ФРГ является регулирование норм обязательных резервов для кредитных учреждений. Эти меры были предусмотрены в законе 1934 г., но практического применения в Германии не имели. В ФРГ им было отведено видное место после второй мировой войны. Изменение норм обязательных резервов в отличие от других мер императивно затрагивает кредитную деятельность коммерческих банков, ухудшая или улучшая их ликвидность. Сумма минимальных резервов была определена на конец 1975 г. в 39,8 млрд. марок, или 7,9% всех вкладов кредитных институтов (501,7 млрд. марок). Основные формы денежно-кредитной политики Немецкого федерального банка, как правило, применяются одновременно и в одном направлении. Например, во время рестрикционной политики учетная ставка растет, государственные долговые обязательства продаются по меньшим ставкам, нормы обязательных резервов увеличиваются.
Синхронное действие всех форм денежно-кредитного регулирования оказывает определенное влияние на ход экономического1 развития, однако не может устранить его цикличности, обусловленной противоречиями капиталистического процесса воспроизводства. Кроме внутренних факторов, на кредитно-денежную политику большое влияние оказывают внешние факторы. Зачастую цели внутренней и внешней политики требуют диаметрально противоположных мер денежно-кредитного регулирования, что еще больше обостряет капиталистические противоречия.

var begun_auto_pad = 71012904; var begun_block_id = 163027721;









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: