Особенности и этапы развития отечественной философии

Отечественное философское мировоззрение имеет такие черты:

1) Эмоционализм (это черта связанна с обращением к чувствам, эмоциям как определенному пути познания. Эта черта получила свое отражение в философии сердца, основанной П. Юркевичем)

2) Склонность к духовному уединению

3) Идеал внешней и внутренней гармони (этот идеал есть наивысшим для большинства украинских мыслителей)

4) религиозная направленность отечественной философии

Главные черты отеч. ментальности:

1) Антеизм (сродненность с родной землей, термин происходит от бога Антея). Антеизм - служит основой экофильности украинской натуры.

2) Индивидуализм

3) Кордоцентризм (философия сердца - Юркевич)

4) Экзестенциальность (обращение к философии существования)

Этико-гуманистическое содержание философии Г. Сковороды.

Основными положениями философской системы Г. Сковороды является учение о двух натурах и трех мирах, изложенное в диалоге «Потоп Земной». Это учение конкретизирует понимание пути к достижению человеческого счастья. Все в мире, по мнению Г. Сковороды, имеет двойную природу или состоит из двух натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тленной и вечной, обмана и истины, Бога и материи. Они существуют в единстве. И все же основой всех вещей, ее деятельной и движущей силой является невидимая натура – Бог. Бог мыслится как исходное начало мира.

Вся философия Г. Сковороды имеет ярко выраженный этико-гуманистический характер. Его учение направлено на интенсификацию внутренней жизни человека, которая не имеет опоры в окружающей действительности. Бытие для Сковороды выступает как моральное деяние. Путь к счастью пролегает через нравственное совершенствование человека. Важное место в морально-этическом учении Сковороды занимает концепция о творческом «сродном труде». Гармония человеческой жизни, по мнению Сковороды, зависит от соответствия труда внутренним способностям человека, его наклонностям.

Итогом философских и жизненных исканий Г. Сковороды стало учение о счастье. Счастье он рассматривает как состояние независимости и душевного покоя, который достигается путем освобождения от давления окружающего мира и преодоления безграничных страстей, злой воли внутри человека. Счасть е – это «веселость», которая является проявлением здоровья гармоничной души. Философия Г. Сковороды не была философией страдания. Она вносила в человеческие сердца мир, любовь и согласие.

Философия Всеединства В.Соловьева.

Выдающийся русский философ Владимир Соловьев (19 в.).

Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает всю действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как абсолютного сверхприродного идеального начала.

В своей философии Соловьев руководствуется “органическим” мышлением, которое может быть названо методом идеалистической диалектики. По Соловьеву, в результате синтеза науки, философии и религии знание приобретает объективное значение. Исторический процесс, источник развития которого — мировая душа, названная Соловьевым Софией. В своей космологии Соловьев подчеркивает и важное значение материи. Это первый субстрат, принадлежность сущего. Соловьев разрабатывает свое учение об эволюции природы, исходя из посылки, что все в мире стремится к абсолюту, что мир — это всеединство в состоянии становления. Повседневная мораль человека основывается на 3 исходных понятиях: стыд (определяет отношение к природному, материальному началу), жалость (отношение к другим людям) и благоговение (отношение к высшему, божественному началу). Соловьев говорит о 3 силах, определяющих судьбы человеческой цивилизации. Это Запад, Восток и славянский мир с Россией во главе. Первые два уже исчерпали себя, Россия призвана дать миру жизнь и обновление.

Русская и украинская философия XIX-XX вв.

Особенность этой философии – антропоцентризм, гуманизм, ее религиозный характер. Ее расцвет был в конце 19 – начале 20 века, она развивалась как своеобразная альтернатива западной философии.

Центральной фигурой философии этого периода является Соловьев. Соловьев называет свою философию философией «всеединства». Ее он рассматривает как начало новой «положительной» философии, которая противостоит западноевропейскому рационализму.

Он связывает свою концепцию нравственности с религией. Но он выводит понятие Бога из понятия Добра, а не наоборот. Смысл человеческой любви в преодолении эгоизма. Эгоизм есть отрицание любви и отрицание индивидуальности. Смысл и назначение человека и человечества – встать на путь высшей божественной любви. По сравнению с высшей любовью все остальное второстепенно – искусство, наука, политика, они не выражают содержания человеческой личности. Только истинная любовь наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.

Идея всеединства имеет космическое значение как единство всех сфер и проявление мироздания. Окружающий мир иерархичен – низшие и высшие взаимосвязаны, пронизан божественным началом и предстоит как творение божье, единство истины добра и красоты.

Идея всеединства является основанием для нравственного поведения человека. В обществе единство всех людей осуществляется в форме православной церкви, она объединяет в себе все национальности, снимает все социальные противоречия и способствует установлению на земле «Царства Божьего». Залогом всеединства является объединение католической и православной церкви.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: