Содержательное наполнение экзистенциализма

В 20-е гг. 20 в. в Германии развивается экзистенциализм (лат. exsistentia – существование). Его идейными предшественниками были Керкьегор, Ницше, Гуссерль.

Основными представителями экзистенциализма в Германии являются: Ясперс, Хайдеггер; во Франции Марсель, Сартр; в России – Бердяев, Шестов. Представителями экзистенциализма были талантливые писатели Камю, Бовуар, Кафка и др.

Основные положения экзистенциализма заключаются в следующем: Эта доктрина делит мир на «неподлинный», отчужденный, в котором человек стремится убежать от самого себя, и мир «подлинный», в котором он сам себя выбирает – мир индивидуального внутреннего «Я».

Категория существования – это основная категория философии экзистенциализма. Но в данном случае существование – это не эмпирическое бытие человека, а сверхсуществование – переживание, самосознание – то, что является стимулом человеческой деятельности. Оно глубоко индивидуально и не подчиняется научному определению. Существовать – это значит выбирать, испытывать чувства, быть вечно озабоченным самим собой.

Экзистенциализм призывает человека к бунту, к нахождению сил для борьбы с абсурдностью мира и общества. Жить – значит бороться. В этом состоит призвание человека.

Истолковывая науку как угрозу для человеческого существования, экзистенциализм основной упор делает на философию.

Своеобразно представлена в экзистенциализме проблема свободы. У Ясперса свобода – это свобода воли, свобода выбора. Она не может быть познана, не может мыслиться объективно. У Сартра свобода определяется возможностью человека действовать, а выбор цели – это выбор своего бытия. Человек таков, каким он себя выбирает (трус или герой).

Позитивизм и его эволюция.

Позитивизм - философия позитивного знания, отвергающая теоретические спекуляции и умозрения как средства получения знания. Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если философия научна, то она должна распрощаться с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм –освобождение сознания от мировоззренческих и ценностных интерпретаций, «наука сама себе философия», отрицание первопричин, отрицание материализма, отрицание идеализма. (Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер).

2. Неопозитивизм –аналитическая философия, изучение языка. (Шлик, Карнап,Нейроз, Витгенштейн, Б.Рассел.)

3. Постпозитивиизм —критическое отношение к эпистемологическим учениям, обосновывали получение объективного знания из опыта. (Карл Поппер, Томас Кун, ИмреЛакатос, Пол Фейерабенд, Майкл Полани, Стивен Тулмин.)

Основатель поз О.Конт (18-19 в.). Основные идеи:

1. Попытка классификации наук. Иерархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при котором логическое производит историческое.

2. Пытался определить науку по ее предмету. Исходил из кантовского идеализма

3. Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение человека определяется буйством фантазии, верой в богов. б)Метафизическая - бог становится субстанцией в) Позитивистская -это стадия становления научного взгляда на вещи.

4.Позит. науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой религии - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью.

35. Философия постмодернизма.

Общий мировоззренческий и культурный кризис в 60–70-х гг. 20 в. породил новую идеологию искусства, которая получила название постмодернизм. Основой формирования постмодернизма стал философский дискурс о Модерне, начатый Ф. Ницше, М. Вебером и др.

Наиболее яркие представители постмодерна: Лиотар (20 в.), Бодрийар (20-21 в.), Делез (20 в.), Деррида (20-21 в.), Рорти (20-21 в.).

Основными характеристиками постмодернистской культуры является дискретность, локальность, фрагментированность, случайность, акцент на игровом начале, антиантропоцентризм, отсутствие жёстких оппозиций и универсальных идеалов.

Философия постмодернизма противопоставляет себя прежде всего Гегелю, видя в нем высшую точку рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антигегельянство. Гегелевская философия, как известно, покоится на таких категориях, как бытие, единое, целое, универсальное, абсолютное, истина, разум и т. д. Постмодернистская философия подвергает все это резкой критике, выступая с позиций релятивизма. В целом мироощущение постмодерного человека можно определить как неофатализм. Его особенность состоит в том, что человек уже не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, который во всем полагается на самого себя, всем обязан самому себе.

Ницше отверг системный способ мышления Гегеля, противопоставив ему мышление в форме небольших фрагментов, афоризмов, максим и сентенций.

Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на критике разума. (техника без гуманизма)

Постмодерный человек отказывается от самоограничения и тем более аскетизма. Он склонен жить одним днем, не слишком задумываясь о дне завтрашнем и тем более о далеком будущем. Такое положение во многом объясняется тем, что постмодернистское мировоззрение лишено вполне устойчивого внутреннего ядра. В античности таковым выступала мифология, в Средние века - религия, в эпоху модерна - сначала философия, а затем наука. Постмодернизм развенчал престиж и авторитет науки, но не предложил ничего взамен, усложнив человеку проблему ориентации в мире. Постмодерное общество теряет интерес к целям - не только великим и возвышенным, но и более скромным. Цель перестает быть важной ценностью. Цинизм постмодерна проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей. Этика в постмодерном обществе уступает место эстетике, принимающей форму гедонизма, где на первый план выходит культ чувственных и физических наслаждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: