Договоры на поставку трубопроводного газа

В.Е. Лукьяненко

Основные нормы, формирующие правовую конструкцию договора энергоснабжения

В статье рассматриваются нормы, формирующие правовую конструкцию договора энергоснабжения, проблемы обеспечения безопасного снабжения энергией и энергетическими ресурсами граждан и защиты их прав, анализируются новые нормативно-правовые акты в этой сфере, даются рекомендации по совершенствованию нормативной конструкции договора энергоснабжения.

Ключевые слова: безопасностьснабжения энергией и энергетическими ресурсами граждан и защита их прав; договоры поставки энергии и энергетических ресурсов; договор управления многоквартирным домом; ремонт и техническое обслуживание внутридомового энергетического и газового оборудования и сетей

The article discusses the regulations that form the legal structure of the power supply contract, the problem of providing a secure supply of energy and energy resources of citizens and protection of their rights, analyzes new regulations in this area, provides recommendations for improving the regulatory design of the power supply contract.

Key words: security of energy supplies and energy resources of citizens and protection of their rights; contracts for the supply of energy and energy resources; the management contract of the apartment building; repair and maintenance of household energy and gas equipment and networks

 

В современных условиях без энергии (электроэнергии, теплоэнергии) и энергетических ресурсов (газа, горячей и холодной воды) ни один гражданин или организация не могут обойтись. Однако проведенный анализ новых нормативно-правовых актов в сфере энергоснабжения граждан показал, что действующие законодательство не обеспечивает надежного, а, главное, безопасного энергоснабжения граждан энергией и энергетическими ресурсами.

С принятием постановления правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354, которым было утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, проблему обеспечения безопасного энергоснабжения граждан вряд ли можно считать решенной. Из постановления от 6 мая 2011 г. по-прежнему остается неясным вопрос о том, кто именно из участников организации энергоснабжения граждан несет ответственность за безопасность внутридомовых энергетических и коммунальных систем: поставщик энергии (энергоресурсов) или управляющая организация.

Особенно сложно данная проблема решается в сфере газоснабжения граждан. На сегодняшний день ситуация в сфере газоснабжения характеризуется наличием большого числа хозяйствующих субъектов, владеющих участками присоединенной сети, что ставит под сомнение бесперебойное, безопасное и качественное энергоснабжение отдельного гражданина-абонента. В сложившейся ситуации интересы стабильности и безопасности газоснабжения граждан требуют повышенного внимания законодателя к регламентации соответствующих отношений. К сожалению, правовое регулирование в данной области до сих пор не осуществлено должным образом; разбросанность норм о газоснабжении по различным нормативно-правовым актам дезориентирует правоприменителя.

Между тем к 2008 году в рассматриваемой сфере был принят новый нормативно-правовой акт, который фактически подтвердил процесс разделения газоснабжения потребителей на два вида: коммерческое и коммунально-бытовое. Кроме Правил поставки газа от 5.02. 1998, с 2008 года действуют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008 г. № 549.

Как следует из ранее действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307), управляющая организация обязана, заключить с гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах - договор на управление многоквартирным домом. В результате отношения по энергоснабжению, в том числе, по газоснабжению по воле законодателя» «трансформированы» в правоотношения по предоставлению гражданам не энергии и газа, а в отношения по предоставлению гражданам «коммунального ресурса». Постановление правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354, утвердившее новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, указанные противоречия не разрешило.

В настоящее время согласно Правилам за ремонт и обслуживание внутридомовых электрических, газовых и иных сетей несет не поставщик ресурсов и энергии, а управляющая организация. 

Из смысла п. 1 ст. 540 ГК следует, что, например, договор электроснабжения (как разновидность договора энергоснабжения) может заключаться гарантирующим поставщиком электроэнергии с гражданином путем подключения внутридомовых электрических сетей к сетевой организации без оформления его специальным документом. Данный договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомовых сетей гражданина к сетевой организации. С позиции оценки прав гражданина- потребителя, заключение договора с момента первого подключения, является позитивной юридической гарантией реализации его права на получение энергоресурсов.

Правила функционирования розничных рынков электроэнергии (в ред. постановления Правительства РФ от 28.06.2008 N 476) установили, что наличие заключенного с гражданином-потребителем договора электроснабжения подтверждается документом об оплате гражданином потребленной им электрической энергии, в котором указаны наименование и платежные реквизиты гарантирующего поставщика, осуществляющего энергоснабжение данного потребителя. Договор с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей началу периода, за который гражданином-потребителем произведена первая оплата электрической энергии данному гарантирующему поставщику (п. 64 Правил РР).

Важно учитывать при энергоснабжении и ресурсоснабжении (по газу, холодному водоснабжению, водоотведении, горячем водоснабжении) граждан также учитывать п. 3 ст.541, п ст. 543, ГК РФ

 п. 2п.1 ст. 546, п. 3 ст 546, п. 2 ст. 548 ГК РФ.

Договоры на поставку гражданам коммунальных ресурсов, заключенные с энергоресурсоснабжающими организациями, действуют на прежних условиях в случаях, если граждане не выбрали способ управления многоквартирным домом (в связи с продлением данного срока до 1. 06.2008 г.).

В п. 3. ст. 164 ЖК РФ предусмотрено, что в интересах всех собственников по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в отношениях с третьими лицами может действовать один из собственников или любое другое лицо по доверенности от остальных собственников помещений в доме, т. е. представитель собственников жилых помещений. Следовательно, такой представитель может быть уполномочен на заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями в специальной доверенности. Делегирование функций на заключение договоров может быть закреплено в решении общего собрания собственников (п. 3 ст. 164 ЖК).

Управляющая организация, в свою очередь, заключает с гражданами - собственниками (или нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, договор на управление многоквартирным домом, в котором отношения по энергоснабжению, в том числе, по газоснабжению по воле законодателя» «трансформированы» в правоотношения по предоставлению гражданам не энергии (энергоснабжения), а в отношения по предоставлению гражданам «коммунального ресурса». Данный объект договорных правоотношений не известен ГК РФ.

Как следует из п. 7 Правил от 23 мая 2006 г. (сейчас 353 постановление), обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется организациями, привлекаемыми по договору собственниками помещений (понимать гражданами- прим. автора) в многоквартирном доме либо собственниками индивидуальных жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное. Следовательно, энергоснабжающие и ресурсоснабжающие организации (электроснабжающие, теплоснабжающие, водоснабжающие, газоснабжающие) окончательно известно, кто обслуживает внутридомовые электрические, газовые и иные сети и оборудование (ВДГСиО): сами ресурсоснабжающие организации или собственниками жилых помещений на основании специального договора на обслуживание и ремонт внутридомовых сетей и оборудования. Но проблема иногда в том в том, что, часть собственников квартир в многоквартирных домах, не имеют письменных договоров на энергоснабжение ни с поставщиками электроэнергии, ни с поставщиками газа, ни с управляющими компаниями (с ними –договоров управления)[17]. В результате отсутствия всех необходимых договоров между поставщиками энергии и энергоресурсов и потребителями возникают затруднения в практической деятельности всех заинтересованных субъектов что, в конечном счете, порой приводит к авариям, например, взрывам бытового газа в жилых помещениях

В энергоснабжении данная угроза снижается ранее сложившейся системой договорного обслуживания внутридомовых энергетических сетей и газового оборудования (ВДГО). Так, Правительством Московской области 25 августа 2005 года было принято постановление № 583/34 «Об обслуживании внутридомового газового оборудования в жилищном фонде на территории Московской области», согласно которому, начиная с 2006 года, договоры по техническому обслуживанию внутридомовых газовых сетей и бытового газоиспользующего оборудования заключают филиалы ГУП МО "Мособлгаз от его имени[18]. Указанный пример свидетельствует, что в силу технических особенностей обслуживания внутридомовых энергетических сетей и оборудования управляющие компании не могут полностью вытеснить энергоснабжающие организации из системы договорных отношений по обеспечению граждан энергетическими ресурсами.

Изложенные проблемы позволяют сделать следующие общие выводы.

Следовательно, в одних случаях, поставку, ремонт и техническое обслуживание внутридомового газового оборудования граждан могут производить непосредственно поставщики газа (например, ООО «Ульяновскрегионгаз» или ГРО), в других - управляющие организации, в третьих - специализированные организации (горгазы). Следует выделить основные правовые и технические нормы, которые, как нам представляется, образуют правовую конструкцию договора энергоснабжения, учитывая, что: процесс подачи энергии и энергетических ресурсов в жилые дома и квартиры граждан непрерывен; обеспечение физических процессов подачи энергии и энергоресурсов гражданам не должно зависеть от того, кто имеет права владения на электрические и другие сети: поставщики энергии и энергоресурсов или управляющие организации. В данной связи обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей должны возлагаться на энергоснабжающую или сетевую организацию; в отношении гражданина-абонента возможны перерыв подачи энергии или ограничения подачи энергии, но только в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии и при условии немедленного предварительного уведомления абонента-гражданина об этом (п. п. 1, 2 и 3 ст.546 ГК РФ); в тех случаях, когда энергия и энергоресурсы подаются в квартиры граждан, на отношения газоснабжающей организации и гражданина распространяется Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300- "О защите прав потребителей".

 

 

В настоящее время согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008 г. № 549 для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации. Газоснабжающая организация в срок, не превышающий 1 месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю-абоненту, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений (п. 11).

Анализ Правил поставки от 21.07. 2008 г. позволяет сделать вывод, что п. 11 целесообразно дополнить следующими нормами: «Газоснабжающая организация после проверки технической возможности подачи газа абоненту в случае необходимости согласовывает с абонентом проект технических условий на подключение внутридомовых газовых сетей и оборудования к сетям газоснабжающей организации.

После согласования технических условий газоснабжающая организация направляет абоненту не позднее 15 дней проект договора газоснабжения, в котором помимо условий о подаче газа абоненту, определяются условии, права и обязанности газоснабжающей организации и абонента, связанные с подключением внутридомовых сетей и оборудования (ВДГО) к сетям газоснабжающей организации. Если в процессе заключения договора газоснабжения возникнут разногласия, то отношения абонента и газоснабжающей организации регулируются ранее заключенным договором (когда внутридомовые сети и ВДГО были уже подключены к внешним сетям газоснабжающей организации) вплоть до разрешения всех разногласий в суде или в добровольном порядке. При этом подача газа абоненту продолжается на условиях прежнего договора».

Договор газоснабжения между ЖКО (управляющей организацией, ТСЖ) и газоснабжающей организацией имеет все признаки договора в пользу третьего лица-абонента. По смыслу п. 2 ст. 430 ГК РФ газоснабжающая организация и ЖКО без согласия третьего лица (гражданина) не вправе прекратить подачу газа в жилые помещения гражданина. Следовательно, при отсутствии уведомления от гражданина-абонента о расторжении договора энергоснабжения (тем более, если учитывать, что договорные обязательства между газоснабжающей организацией и гражданином возникли при первом подключении ВДГО к сетям организации), газоснабжающая организация должна исходить из того, что абонент не прерывал с ней отношений и продолжает осуществлять потребление газа через присоединенную сеть.

Перечень существенных условий договоров в газоснабжении можно выявить посредством анализа указанных Правил. Организационно-технические действия поставщика и абонента по обеспечению содержания и безопасности газовых сетей, приборов и внутридомового газового оборудования нельзя отнести к существенным условиям договоров в сфере газоснабжения в традиционном понимании данной категории. Такие действия либо предшествуют заключению договоров в сфере газоснабжения, либо характеризуют обязанности потребителя газа, относящиеся к стадии исполнения договорного обязательства. Условия договоров, которые предопределены императивными нормами, не являются существенными условиями, поскольку сторонами не согласуются, а обеспечиваются. От условий договора следует отличать нормативный перечень пунктов, который должен быть предусмотрен в тексте договора, как документа. Обычные обязанности контрагентов договорного обязательства предопределены императивными нормами или диспозитивными нормами Закона о газоснабжении, указанными Правилами и другими нормативными правовыми актами в газоснабжении.

На практике в «образцах» договоров газоснабжения жилых помещений граждан иногда используются названия: типовой договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования (ВДГО); типовые договоры поставки газа, ремонта и обслуживания ВДГО. В некоторых из них предусматриваются дополнительные правила, учитывающие юридические и технические особенности снабжения граждан газом через присоединенную сеть. Такие «типовые» договоры не одинаковы по своему юридическому содержанию в разных регионах страны. Диссертант полагает утвердить единообразные образцы примерных договоров газоснабжения граждан, технического обслуживания и ремонта внутридомовых газовых сетей и газового оборудования (ВДГО) с включением в эти договоры правил, характерных для договора энергоснабжения.

В п. 1 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается управляющей организацией на условиях, указанных в решении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Поэтому в решении общего собрания должно быть ясно выражено общее разрешение (или, напротив, общий запрет) на привлечение других подрядных и обслуживающих организаций, либо указание на привлечение конкретной организации.

По нормам ГК РФ ограничение подачи энергии (газа) гражданам без предварительного согласования с ними и соответствующего предупреждения допустимо только в случаях аварийных ситуаций (п.3 ст. 546 ГКРФ). Согласно Правилам от 23 мая 2006 г. (п. 79-80) и Правилам от 21 июля 2008 г. (п. п. 45-46) приостановление и ограничение подачи природного газа все-таки допустимы в отношении конкретных граждан-нарушителей, причем перечень оснований приостановления или прекращения подачи газа существенно расширен по сравнению с п. п. 2-3 ст. 546 ГК РФ.

Однако Государственная Дума в 2003 г. отвергла предложения по изменению нормы п.3 ст. 546 ГКРФ РФ. Следовательно, судам в случае коллизий целесообразно применять нормы ГК РФ, а не указанных Правил.

Согласно п. 13 Правил от 23 мая 2006 г., обязанности подготовить внутридомовые инженерные системы, входящие в состав общего имущества собственников, возложены на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором. Фигура исполнителя или иного лица в Правилах четко не указана. Между тем п. 2 ст. 543 ГК РФ не разделяет энергетические сети на сети внешние и сети внутридомовые. Норма п. 13 Правил противоречит норме п. 2 ст. 543 ГК РФ. В такой ситуации, любой компетентный правоприменительный орган, рассматривая юридическое дело (гражданско-правовое или уголовное), должен сделать ссылку на п. 2 ст. 543 ГК РФ, поскольку согласно п. 5 ст. 3 ГК РФ в случае разногласий между номой ГК РФ и нормой постановления Правительства применяется норма Гражданского кодекса или соответствующего закона.

В Правилах поставки газа 1998 г. (п. п. 6, 17) и в Правилах поставок газа от 21 июля 2008г. имеются отдельные пункты для регулирования газоснабжения «коммунально-бытовых организаций». Однако в целом указанные Правила не содержат оптимального механизма газоснабжения граждан, особенно проживающих в многоквартирных домах. В результате основное количество норм в Правилах сконструировано по модели норм о договоре поставки. Но договор поставки заключается с целью приобретения товара для предпринимательских целей, а не с целью бытового, семейного потребления (ст. 506 ГК РФ).

 

Роль договора управления многоквартирным домом газоснабжении граждан

 

Согласно договорам об управлении многоквартирным домом (МКД) и предоставлении коммунальных услуг гражданам возникает договорно-обязательственное правоотношение, содержанием которого, в частности, являются: а) обязанности управляющей организации по непосредственному оказанию гражданам традиционных коммунальных услуг (уборке территории от мусора, вывозу мусора, устранению засоров в водопроводе и т.п.); б) организационные обязанности управляющей компании по заключению договоров газоснабжения в пользу  третьих лиц- владельцев квартир в многоквартирном доме; в) обязанности специализированных газоснабжающих или газораспределительных организаций  (ГРО) во исполнение договора поставки, подать (транспортировать)  газ в квартиры граждан через собственные газовые сети и внутридомовые газовые сети (присоединенные сети) до внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) гражданина (газовых плит, водонагревателей и т.п.).

В процессе совершенствования Правил предоставления коммунальных услуг гражданам(пост 354), Правил поставки газа от 1998 г., Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 21.07. 2008 г. № 549 должны учитываться нормы ГК РФ (п. 1 ст. 540, п. 3 ст. 541, п. п. 1, 2 и 3 ст.546), а также требования ст. ст. 2, 20, 41, 42 Конституции РФ (обеспечение безопасности жизни граждан, охраны их здоровья, создания для них благоприятной окружающей среды) в процессе подачи газа в жилые помещения граждан.

 

 

Глава 5. Договорные обязательства в сфере использования водных ресурсов.

 

1. Предмет, стороны и другие элементы договора водопользования

 

Водный кодекс (в дальнейшем, как правило, ВК РФ) Ф)введен в действие с 1 января 2007 года. 

Из содержания Кодекса можно сделать выводы, что водопользователями договора водопользования могут быть физические и юридические лица, которые в соответствии с п. 1 ст. 11 ВК РФ используют водные объекты для следующих целей: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов (в том числе для подачи воды в пруд (карьер); 2) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; 3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии. В п.1ст. 13 ВК РФ предусмотрено правило, которое обязывает стороны договора водопользования определить ряд необходимых для данного договора условий и обязанностей водопользователя.

Думается, весьма спорно мнение тех ученых, которые в подтверждение однотипности договора водопользования с договором аренды ссылаются на норму п. 2 ст. 1 ст. 12 ВК РФ: к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. В данном пункте речь идет именно о реализации норм (положений об аренде) в форме применения и использования. Расширительное толкование названого пункта (не только применение уполномоченными госорганами, но и «использование» норм сторонами договора) по содержанию дает основание сделать вывод, что в нем имеются в виду те нормы ГК РФ, которые, прежде всего, определяют порядок заключения договоров, а также другие общие правила для сторон гражданско-правовых договоров (использования), не предусмотренные специальными нормами ВК РФ для договора водопользования.

Так, поскольку в ВК РФ не предусмотрена форма договора водопользования и детальная процедура его заключения, то в процессе заключения конкретных договоров водопользования следует стороны вправе использовать нормы ГК РФ, определяющие форму и процедуру заключения договора аренды. Например, согласно ч. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды земельного участка заключается в письменной форме. Нотариальное удостоверение договора аренды при отсутствии соглашения об этом сторон не обязательно. Следовательно, и договоры водопользования могут заключаться в простой письменной форме.

Исходя из смысла п. 1 ст. 624 ГК стороны могут предусмотреть передачу арендуемого земельного участка, на котором имеется пруд (карьер), в собственность арендатора по истечении срока аренды, если арендатором внесена арендодателю вся выкупная цена земельного участка и пруда (карьера).

Принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ) позволяет участникам договорных правоотношений использовать в качестве модельных правил подходящие номы ГК РФ о договоре аренды. Однако выбранные сторонами нормы ГК РФ о договоре не должны противоречить особенностям (существу) договора водопользования.

Договор водопользования, хотя и имеет сходство с договором аренды (передача имущества во временное возмездное пользование за плату), но имеется и главное отличие: водные объекты - особые природные субстанции, отличные от обычных индивидуально-определенных вещей. В рациональном и законопослушном использовании водных объектов заинтересовано государство, все общество, а не только частные лица. Между интересами частных лиц и государством в процессе использования водных объектов нередко возникают конфликты. Поэтому в Водном кодексе много административно-правовых норм, ограничивающих права частных лиц в сфере использования водных объектов. 

В настоящее время продолжается дискуссия о том, что считать прудом и что считать обводненным карьером. Сам текст ВК РФ не дает их юридических определений. Понятно, что реки, большие и малые озера не могут быть частной собственностью. Но в то же время пруд, который может образоваться только в результате того, что строится плотина на реке, может быть частной собственностью.

Согласно п/п 3 ст. 14 Закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации (ст. 14 п/п 3). упомянутого Закона от 3 июня 2006 г. в ЗК РФ внесены изменения. В частности, ст. 27 ЗК РФ дополнена п. 8. Согласно этому пункту запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы (полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования - бечевник), установленной в соответствии с ВК РФ. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет 5 метров.

Водный кодекс запрещает приватизацию земельного участка береговой полосы в пределах от 5 до 20 метров ВК РФ (в пределах бечевника). От реки через бечевник можно построить только канал, который будет подпитывать водами данной реки какой – либо обводненный карьер, искусственный пруд или старицу (участок старого русла реки). В любом случае искусственный канал, проведенный от реки через бечевник (как отмечено выше, приватизация бечевника запрещена), к карьеру, пруду или старице, может быть передан соответствующим органом государственного или муниципального управления собственнику обводненного карьера или пруда только в аренду.

Согласно п. 16 ст. 65 ВК в границах водоохранных зон разрешается размещение, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод (в дальнейшем, как правило, защитными сооружениями). Согласно ВК РФ ширина водоохранной зоны рек или ручьев в зависимости от их протяженности установлена от пятидесяти до двухсот метров (п.4 ст. 65). Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров (п. 8 ст. 65 ВК РФ).

Поскольку анализируемая норма ВК РФ разрешает использование водоохранных зон для размещения и строительства любых хозяйственно-бытовых объектов, имеющих защитные сооружения, то соответствующие исполнительные и судебные органы не должны допускать каких-либо послаблений при оценке экспертиз качества защитных сооружений в пределах водоохранных зон. Любые сомнения в том, что защитные сооружения в пределах водоохранных зон могут пропускать какие-либо вредные хозяйственные или бытовые отходы следует трактовать не в пользу водопользователя, построившего с разрешения указанных выше государственных или муниципальных органов, в пределах водоохраной зоны свои хозяйственно-бытовые объекты.

Таким образом, для судебных и уполномоченных государственных и муниципальных органов при рассмотрении соответсвующих жалоб или заявлений на качество защитных сооружений в пределах водоохранных зон нами предлагается правовая презумпция (предположение) вины водопользователя в недоброкачественности защитных сооружений в пределах водоохранных зон (от 50 до 200 метров), если он не докажет в суде, что защитные сооружения обеспечивают безусловную охрану вод от загрязнения или засорения его хозяйственно-бытовыми отходами. 

 Согласно п. 8 ст. 28 Федерального за­кона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имуще­ства» (ред. от 27.7.2006 г.) отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель водоохран­ного и санитарно-защитного назначения. Термин отчуждение, по нашему мнению, охватывает все формы передачи в собственность государственного или муниципального имущества частным лицам (по договорам купли-продажи, путем выкупа на условиях договора аренды с последующим выкупом, договора водопользования с последующим выкупом, приватизации).

В данной связи полаем, что любая форма отчуждения, в том числе, приватизация земель­ных участков в пределах земель водоохранного и санитарно-защитного назначения за­прещена. Полагаем также недопустимым в пределах водоохран­ных и санитарно-защитных зон передавать в собственность пруды и карьеры. Земельные участки в границах бечевника и водоохранных зон также нельзя отчуждать в собственность частным лицам для размещения на них любых хозяйственно-бытовых объектов. Думается, что уполномоченные органы с 1 января 2007 года вправе передавать частным лицам земельные участки в границах бечевника и водоохранных зон только на правах аренды без права последующего выкупа.

В Водном кодексе РФ определен порядок предоставления водных объектов в пользование на основании вновь заключаемых договоров водопользования (после 1 января 2007 г.). Однако следует иметь в виду, что согласно п. 1 ст. 5 Закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов РФ, либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Следовательно, как правильно отметил в одном из своих интервью руководитель Федерального агентства водных ресурсов России Рустэм Хамитов, лицензии, даже если они были выданы до 2020 года, будут продолжать действовать, если только водопользователь не пожелает переоформить отношения по водопользованию с лицензионно-разрешительной системы на договорные правоотношения. В данной связи процесс перехода с лицензионного регулирования водных отношений объектов на частичное договорное регулирование будет идти достаточно долго. В любом случае в 2007 году не будет резкого перехода водопользователей (а их в России примерно 50 тысяч) на повсеместное договорное регулирование водопользования[19].

В п. 2 ст. 11 ВК РФ указаны случаи, когда не требуется заключение договора водопользования. Так, не требуется заключение договора для осуществления судоходства, разового взлета или посадки воздушных судов, забора лечебных и термальных вод, рыболовства, охоты, полива огородов, купания и др. (всего в п. 2 ст. 11 ВК РФ перечислено 11случаев).

Не заключаются договоры водопользования и в случаях, определенных в п. 3 ст. 11 ВК РФ, в частности, если водный объект используется для: осуществления разового взлета, разовой посадки воздушных судов; забора (изъятия) из подземного водного объекта водных ресурсов, в том числе водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые и (или) являющихся природными лечебными ресурсами, а также термальных вод, проведения геологического изучения, а также геофизических, геодезических, картографических, топографических, гидрографических, водолазных работ; забора (изъятия) водных ресурсов в целях обеспечения пожарной безопасности, а также предотвращения чрезвычайных ситуации и ликвидации их последствий и др. (всего в п. 3 ст. 11 ВК РФ перечислено 18 случаев).

Отношения, возникающие в связи с забором, например, водных ресурсов, содержащих полезные ископаемые, регулируются федеральными Законами «О недрах» 1992 г. (с последующими неоднократными изменениями и дополнениями) и «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 г. (с последующими неоднократными изменениями и дополнениями). Согласно ч. 5 ст. 9 Закона «О недрах» права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, а при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции - с момента вступления такого соглашения в силу.

 

2. Права и обязанности сторон договора водопользования

 

В п.1ст. 13 ВК РФ предусмотрено правило, которое обязывает стороны договора водопользования определить ряд необходимых для данного договора условий и обязанностей водопользователя.

В частности, договор водопользования должен содержать: 1) сведения о водном объекте, в том числе, описание границ водного объекта, его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; 2) цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 11 настоящего Кодекса; 3) срок действия договора водопользования; 4) размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; 5) порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; 6) ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Разумеется, в договоре невозможно и ненужно перечислять все обязанности, которые возложены на контрагентов договора водопользования нормами Водного кодекса.
Даже если в договоре водопользования не перечислены типичные обязанности арендодателя водного объекта и его водопользователя (отражающие специфику использования водных объектов, как основы жизни и деятельности человека), то следует иметь в виду, что императивные требования ВК РФ, имеющие отношение к конкретным сторонам договоров водопользования и водным объектам, предоставленным им в пользование, автоматически распространяются на их взаимоотношения, т. е. как бы «переходят в плоскость их субъективных прав и обязанностей». Обязательными для исполнения контрагентами договора водопользования являются, в частности, принципы водного законодательства (ст. 3). Например, закрепленный в п/п 2 ст. 3 Кодекса принцип приоритета охраны водных объектов перед их использованием, который проявляется, прежде всего, в том, что использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.

Указанный принцип равным образом имеет отношение как к оценке обоснованности предоставления водного объекта в пользование (на этапе преддоговорных переговоров арендодателя с водопользователем), так и обращен непосредственно к водопользователю, который должен учитывать требования анализируемого принципа в процессе осуществления водопользователем хозяйственно-бытовой деятельности, негативно влияющей на окружающую природные объекты: землю, воздух, его водный объект, который он использует в процессе своей хозяйственной и иной деятельности, и т.д.

Стороны договора водопользования, безусловно, обязаны исполнять все правила ст. ст. 55-61 Водного кодекса, поскольку предусмотренные в отмеченных статьях требования носят императивный (категоричный, обязательный) характер.

Так, согласно п. 6. ст. 56 Кодекса содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

В п. 6 ст. 61 Водного кодекса дается целый перечень прямых запретов для водопользователей. В частности, при эксплуатации водохозяйственной системы водопользователям запрещается:              1) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; 2) производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект; 3) осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся  возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Из содержания п. 7 ст. 60 Кодекса можно сделать вывод, что ненадлежащее исполнение водопользователем императивно-обязывающих и запретительных норм ВК РФ, а также дополнительных обязанностей и запретов, предусмотренных договором водопользования по инициативе его контрагентов, влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном ВК РФ, а также другими федеральными законами.

Следовательно, именно нарушения императивных требований и запретов, предусмотренных в ВК РФ, а также ненадлежащее исполнение договорных обязанностей, могут служить конкретными юридическими основаниями досрочного расторжения договора водопользования. Поэтому ст. 17 ВК РФ, в которой предусмотрено, что изменение и расторжение договора водопользования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством (бланкетная норма) необходимо толковать в том смысле, что нормы ГК РФ, посвященные договору аренды, следует применять только в субсидиарном порядке (если нет специальных оснований, предусмотренных в Водном кодексе и непосредственно в договоре водопользования)[20].

Следовательно, в процессе выбора юридических оснований досрочного расторжения договора водопользования необходимо учитывать не столько нормы ст. ст. 619-620 ГК РФ, но, прежде всего, основания, которые прямо указаны в ст. ст. 10 ВК РФ или вытекают из сущности ст. ст. 55-61 ВК РФ. В частности, согласно п. 3. ст. 10 ВК РФ основанием принудительного прекращения права пользования водным объектом по решению суда является: 1) нецелевое использование водного объекта; 2) использование водного объекта с нарушением законодательства Российской Федерации; 3) неиспользование водного объекта в установленные договором водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование сроки. Анализ содержания п. 4 ст. 10 ВК позволяет сделать вывод, что договор водопользования может быть прекращен также при принудительном прекращении права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 5 ст. 10 ВК РФ предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 ст. 10 ВК РФ, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом    местного самоуправления.

Договор водопользования может быть прекращен также при принудительном прекращении права пользования водными объектами в случаях возникновения необходимости их использования для государственных или муниципальных нужд. Нормы ВК РФ не определяют процедуру прекращения договора водопользования по указанным основаниям.

Полагаем, что в указанных случаях необходимо применять нормы ст. ст. 239, 279-282 ГК РФ. Так, п. 5 ст. 279 ГК РФ допускает выкуп земельного участка только с согласия собственника (а, следовательно, и стоимости пруда, обводненного карьера, если эти водные объекты расположены на выкупаемом земельном участке). Если собственник не согласен с административно-правовыми условиями выкупа земельного участка и условиями предлагаемого выкупающей стороной выкупного договора, то в этом случае компетентный государственный (муниципальный) орган, принявший решение об изъятии и выкупе земельного участка и водного объекта на данном участке, может обратиться в суд с иском о выкупе земельного участка (ст. 282 ГК РФ). Итак, ГК РФ предопределил формирование нового правового института «выкупного договора». Выкупающей стороной выкупного договора в зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, является: Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (п. 1 ст. 279 ГК РФ).

Второй стороной – «вынужденным» продавцом земельного участка – его собственник. Пункт 2 ст. 281 ГК РФ прямо предписывает контрагентам выкупного договора в выкупную цену включить рыночную стоимость земельного участка и убытки (а, следовательно, и убытки, связанные с изъятием пруда или обводненного карьера).

С формальной точки зрения следует учитывать, что выплата убытков, с одной стороны, является обязанностью организации, которой выделяется выкупаемый земельный участок, с другой, правом, а не обязанностью собственника участка. С учетом отмеченного и на основе п. 1 ст. 281 ГК РФ полагаем, что существенными условиями выкупного договора являются: предмет (характеристика самого участка), сроки выкупа; выкупная цена изымаемого земельного участка, а также стоимость находящегося на нем недвижимого имущества[21].

Земельное законодательство определяет дополнительные ограничения и условия принудительного выкупа земельного участка. Во-первых, участок может изыматься для размещения на нем объектов государственного или муниципального значения, если их нельзя разместить в другом месте (ст. 49 ЗК РФ); 2) земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты для государственных или муниципальных нужд в целях застройки лишь в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки (п. 3 ст. 83 ЗК РФ).

ГК РФ, как комплексный нормативно-правовой акт, закрепил достаточно детальную административно-правовую процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, предусматривающую следующую обязательную совокупность юридических фактов (сложный юридический состав: а) решение об изъятии земли для государственных или муниципальных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъектов РФ (п. 2 ст. 279 ГК; б) не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка его собственник участка должен быть письменно уведомлен о таком решении; в) выкуп земельного участка до истечения года со дня, когда собственник участка получил соответствующее уведомление, допускается только с его предварительного согласия (аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 63 ЗК РФ); г) решение государственного органа об изъятии земельного участка подлежит государственной регистрации; д) при этом собственник земельного участка должен быть извещен о факте такой регистрации (п. 4 ст. 279 ГК РФ).

Как следует из п. 2 ст. 281 ГК РФ, выкупная цена земли состоит не только из ее рыночной стоимости и находящейся на ней недвижимости, но и убытков, связанных с изъятием земли (в том числе убытков, которые собственник несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, т. е упущенной выгоды): согласно п/п. 1 п. 1 ст. 57 ЗК РФ возмещению подлежат убытки, причиненные изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд в полном объеме, в том числе упущенная выгода.

В ВК РФ закреплены нормы, определяющие административно-правовые процедуры прекращения пользования водным объектом. Так, согласно п. 5 ст. 10 ВК РФ предъявлению требования о прекращении права пользования водным объектом по основаниям, предусмотренным частью 3 ст. 10 ВК РФ, должно предшествовать вынесение предупреждения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Как предусмотрено в п. 1 ст. 10 ВК РФ право пользования поверхностными водными объектами прекращается в порядке, которые установлены гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Следовательно, общие основания и процедура прекращения пользования водными объектами, предоставленными как на основании договоров, так и на основании решений уполномоченных государственных органов, предусмотрены в нормах ГК РФ.

В нормах же Водного кодекса РФ закреплены основные требования и запреты, за ненадлежащее исполнение или нарушение которых может быть прекращено водопользование.

Нормы п/п 6 п.1 ст. 13 Кодекса об «ответственности сторон договора водопользования за нарушение его условий» следует по объему толковать расширительно в том плане, что в договоре необходимо указать не только все виды юридической ответственности за ненадлежащее исполнение условий и обязанностей, возложенных на контрагентов ст. 18 ВК РФ, но и перечислить наиболее серьезные основания такой ответственности. 

Думается, однако, что у водопользователей, надлежаще исполняющих все требования договора водопользования и Водного кодекса, нет оснований для беспокойства.

Согласно п. 1 ст. 15 Водного кодекса водопользователь, надлежащим образом исполнявший свои обязанности по договору водопользования, по истечении срока действия договора имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение договора водопользования на новый срок, за исключением случая, если договор водопользования был заключен по результатам аукциона.

Для продления действия договора водопользователь обязан уведомить в письменной форме исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, о желании заключить договор водопользования на новый срок не позднее, чем за три месяца до окончания срока действия этого договора.

Согласно ст. 18 ВК стороны договора водопользования несут ответственность за несвоевременное внесение водопользователем платы за пользование водным объектом - в размере одной стопятидесятой действующей на день уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. За забор (изъятие) водных ресурсов в объеме, превышающем установленный договором водопользования объем забора (изъятия) водных ресурсов, водопользователь обязан уплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за пользование водным объектом.

 

 

        

 

 

Тема 6. Правовое регулирование холодного водоснабжения и водоотведения с 1 января 2013 г.

 

5. Законодательство

6. Система договоров

7. Обязанности гарантирующей организации по обеспечению холодного водоснабжения абонентов, присоединенных к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения

8. Правила подключения объектов к сетям водоснабжения и водоотведения

 

1. Блинкова Е. В. Ограничение права собственности на объекты электросетевого хозяйства// Правовые вопросы недвижимости. М. 2004. № 2.

2. Блинкова Е. В. Юридическая конструкция договора водоснабжения// Юрист. 2002. № 1.

3. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга вторая. Договоры о передаче имущества. М. 2002 г.

4. Беренштейн И. В. Правовое регулирование водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.03. М., 2006.

 

1.  Законодательство

 

С 1 января 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон). Он регулирует отношения, связанные с предоставлением и забором воды внутри искусственных систем водоснабжения и водоотведения.

Забор воды из водных объектов и сброс сточных вод в них в сферу его действия не входят. Теперь на законодательном уровне будут решены вопросы, которые ранее регулировались только подзаконными актами: система договоров в сфере водоснабжения и водоотведения, правила подключения абонентов к централизованным сетям и др.

Отметим, что в ст. 1 Закона содержится не характерная для российского законодательства оговорка о том, что положения Закона применяются к соответствующим отношениям только в части, не урегулированной другими законами.

Появится новый документ муниципального планирования, который станет основой инвестиционных программ

Закон определил, что органы местного самоуправления поселений и городских округов обязаны утверждать схемы водоснабжения и водоотведения. Они войдут в число документов, определяющих направление развития соответствующей территории.

Указанные схемы должны соответствовать документам территориального планирования, утвержденным по правилам гл. 3 "Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, а также программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденным по правилам ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". В них будут устанавливаться целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, а также планироваться мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения. Кроме того, на схемах надлежит представлять карту, иллюстрирующую предполагаемое развитие централизованных систем водоснабжения на территории населенного пункта.

Значение схемы водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих водоснабжение и (или) водоотведение (далее - снабжающая организация), в том, что без этой схемы с 1 января 2014 г. нельзя будет утвердить инвестиционные программы снабжающих организаций (далее - инвестиционные программы) (п. 2 ст. 40 Закона).

Что касается инвестиционных программ, то утверждать их будет уже не орган местного самоуправления, а уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (п. 5 ст. 40),

Хотя Закон допускает возможность передачи данных полномочий органам местного самоуправления в соответствии с законом субъекта РФ.

C 1 января 2013 г. в общем порядке утверждения инвестиционной программы органу местного самоуправления отведена иная роль - ему предстоит утверждать техническое задание на разработку инвестиционной программы и согласовывать ее, прежде чем она будет направлена в уполномоченный орган исполнительной власти на утверждение.

Изменится порядок установления тарифов

Закон вносит изменения в правила установления тарифов за водоснабжение и водоотведение.

Тарифы будут утверждаться органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (ст. 32 Закона).

Органы местного самоуправления не смогут устанавливать надбавки к тарифам на товары и услуги снабжающих организаций, как это происходит сейчас (п. 6 ст. 11 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ).

Подробности процедуры установления тарифов будут предусмотрены основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, которые утвердит Правительство РФ.

В Законе установлены общие методы установления тарифов, условия того, какие расходы организаций при этом учитываются, и требования к определению периода действия тарифов. Последний будет зависеть от того, по какому методу тарифы рассчитывались. Минимальный срок действия равен одному календарному году, а максимальный - пяти годам.

Расширяется перечень видов деятельности, плата за которые будет взиматься по утвержденным тарифам (ст. 31 Закона). Теперь регулироваться со стороны государства будет плата за транспортировку воды и сточных вод.

 

2. Система договоров в водоснабжении

 

Определена структура договоров в сфере водоснабжения и водоотведения.

В Законе перечислены договоры, которые может заключать снабжающая организация для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения. Их можно объединить в три группы.

1) Договоры, заключаемые с абонентами (ст. ст.13 - 15 Закона):

- договор горячего водоснабжения

-договор холодного водоснабжения;

- договор водоотведения;

- единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

 

Каждый из трех перечисленных договоров является публичным договором.

В Законе для них установлены существенные условия, а также определены нормы ГК РФ, применимые к каждому из видов.

Так, к договору водоснабжения должны применяться нормы ГК РФ об энергоснабжении (§ 6 гл. 30 ГК РФ).

К договору водоотведения - нормы о возмездном оказании услуг (гл. 39 ГК РФ).

К единому договору водоснабжения и водоотведения будут применяться в соответствующих частях и нормы об энергоснабжении, и нормы о возмездном оказании услуг.

В настоящее время Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167) применение норм гражданского законодательства к указанным договорам определено иначе. 

В них указано, что отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения (ст. 426, 539 - 548 ГК РФ).

Научные взгляды на правовую природу договора водоснабжения отличаются известным разнообразием. Большинство ученых относят его к группе договоров о снабжении продукцией через присоединенную сеть.

 Гражданский кодекс РФ, выделяя договор

 энергоснабжения в самостоятельную разновидность договоров купли-продажи, содержит нормы, направленные на регулирование отношений по снабжению энергией - электрической и тепловой. 

Другие ресурсы, такие как газ, нефть, вода вынесены за пределы отношений энергоснабжения, и к ним правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. 

Положение предприятий ВКХ, как стороны договора энергоснабжения, породило в правовой науке и правоприменительной практике спор о возможности заключения «прямых» договоров между предприятием и жителем многоквартирного дома. Точку в этом вопросе поставил Жилищный кодекс Российской Федерации, который обязал ресурсоснабжающие организации заключать договоры с гражданами – жителями многоквартирных домов, избравшими непосредственный способ управления.

Таким образом, граждане в таких домах получают не коммунальную услугу,  а коммунальный ресурс, причем на границе балансовой ответственности ресурсоснабжающей организации, если только она не оказывает гражданам услугу по обслуживанию внутридомовых сетей.

     Открытым при этом остался вопрос о месте управляющих компаний, товариществ собственников жилья и жилищных и иных кооперативов в системе предоставления коммунальных услуг населению, поставщиком ресурса для которых является ресурсоснабжающая организация. Думается, что термин «предоставление», используемый Жилищным кодексом РФ при описании обязательств управляющей компании, следует понимать широко.

Предоставить коммунальную услугу можно, заключив посреднический договор от имени и за счет потребителя или  от своего имени и за счет      потребителя. В этом случае снимается вопрос и о наличии у управляющей компании энергопринимающего устройства, и об ответственности ресурсоснабжающей организации за состояние внутридомового оборудования, и об ответственности управляющей организации по договору энергоснабжения.

     По мнению Берштейн, данный подход не воспринят новыми Правилами предоставления коммунальных услуг, которые придают управляющим компаниям и объединениям жителей исключительно статус исполнителя коммунальных услуг.

 При необходимости доведения ресурса непосредственно до жителя многоквартирного дома автор предлагает использовать в деятельности предприятий ВКХ смешанный договор, включающий в себя как элементы договора энергоснабжения, так и договора возмездного оказания услуг, агентского договора и др., который мог бы быть интегрирован в гибкую систем договорных связей между ресурсоснабжающими предприятиями (предприятиями ВКХ), управляющими жилищными компаниями, едиными 30 расчетными центрами, объединениями собственников и непосредственно собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.

2) С иными организациями, эксплуатирующими водопроводные сети (ст. ст. 16 и 17 Закона), могут заключаться следующие виды договоров:

- по транспортировке горячей или холодной воды;

- по транспортировке сточных вод.

Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, будет обязана оплачивать услуги собственникам водопроводных канализационных сетей по транспортировке воды и по поддержанию водопроводных сетей в надлежащем состоянии, а также поставлять в указанные сети установленные объемы воды определенного качества.

Законом перечислены все существенные условия данных договоров, однако не устанавливается, какие нормы ГК РФ должны к ним применяться.

 

 

3.Обязанности гарантирующей организации по обеспечению холодного водоснабжения абонентов, присоединенных к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения

 

Гарантирующая организация - новый субъект в сфере водоснабжения и водоотведения.

Закон установил понятие "гарантирующая организация", которую назначает орган местного самоуправления из числа снабжающих организаций.

Гарантирующая организация будет устанавливаться для каждой централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения в пределах поселения или городского округа. Этим статусом снабжающая организация наделяется, если к ее водопроводным и (или) канализационным сетям присоединено наибольшее по сравнению с остальными снабжающими организациями количество абонентов.

На гарантирующую организацию Закон возлагает дополнительные обязанности.

Именно она должна обеспечивать холодное водоснабжение абонентов, присоединенных к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, для чего ей надлежит заключить все необходимые договоры (п. 4 ст. 14 Закона).

 Кроме того, она обязана контролировать качество воды во всех сетях, входящих в централизованную систему водоснабжения и (или) водоотведения, независимо от того, принадлежат ли они ей или иным организациям (п. 3 ст. 25 Закона).

Гарантирующие организации должны быть назначены органами местного самоуправления до 1 июля 2013 г. (п. 2 ст. 42 Закона).

Новые основания для приостановления подачи и отведения воды.

Закон расширил перечень оснований для временного прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения (ст. 21 Закона).

Теперь в их число входят:

1) существенное ухудшение качества питьевой воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения;

2) отведение в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

3) воспрепятствование допуску представителей организации, осуществляющей водоотведение к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод;

4) превышение абонентом в три раза и более нормативов или лимитов допустимых сбросов загрязняющих веществ (иных веществ и микроорганизмов), совершенное два раза и более в течение одного года с момента первого превышения;

5) наличие у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором.

 

Прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения по двум последним из перечисленных оснований возможно после предварительного (не менее чем за одни сутки) уведомления абонента и перечисленных в Законе органов государственной власти и местного самоуправления.

Прочие основания для прекращения или ограничения водоснабжения схожи с установленными сейчас в соответствии со ст. 81 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167).

Как было указано выше, плата по договорам будет осуществляться по тарифам, устанавливаемым органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Ранее плата по ним не регулировалась государственными органами, а устанавливалась по соглашению сторон.

3) Соглашение с органами исполнительной власти субъекта РФ об условиях осуществления регулируемой деятельности (ст. 36 Закона).

Это документ, определяющий участие сторон в функционировании и развитии централизованных систем водоснабжения или водоотведения на период действия установленных тарифов.

Данный договор должны заключать все организации, которые осуществляют регулируемую деятельность, кроме тех, которые используют объекты централизованной системы водоснабжения на основании концессионного соглашения.

Соглашение об осуществлении регулируемой деятельности может быть заключено только при наличии у организации утвержденных инвестиционной и производственных программ.

В таком соглашении устанавливается, с одной стороны, обязанность организации по достижению целевых показателей, установленных инвестиционной программой, с другой - обязательство органа регулирования тарифа учитывать расходы организации, предусмотренные инвестиционной программой, при установлении тарифов. Существенное условие соглашения - установленная ответственность за нарушение его положений.

 

 

5. Правила подключения объектов к сетям водоснабжения и водоотведения

 

Новые правила подключения объектов к сетям водоснабжения и водоотведения.

Законом закреплен порядок подключения объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также к централизованным системам горячего водоснабжения (ст. ст. 18 и 19 Закона). Отличия от действующих правил [1] не очень значительны, и в целом процедура подключения останется прежней.

Самое существенное изменение состоит в том, что владелец объекта капитального строительства получит возможность подключить свой объект к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, даже если у снабжающей организации не только в текущий момент отсутствует свободная мощность для подключения, но и в инвестиционной программе ее увеличение не предусмотрено.

В таком случае может быть изменена инвестиционная программа.

Для этого снабжающая организация обязана обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ с предложением об изменении инвестиционной программы и о включении в нее мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения объекта капитального строительства заявителя (п. 7 ст. 18 Закона).

Отказать в изменении инвестиционной программы можно, только если такое изменение вызовет недоступность услуг для потребителей, о чем должно быть вынесено соответствующее определение. Иных оснований Закон не предусматривает.

Отметим, что действующие нормы позволяют снабжающей организации отказать заявителю в выдаче технических условий, без которых невозможно подключение объекта капитального строительства, при наличии одновременно двух обстоятельств (п. 13 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83):

а) у снабжающей организации отсутствуют резервы пропускной способности или резервы мощности по производству ресурса;

б) в инвестиционной программе не установлены мероприятия по увеличению указанных резервов.

При этом у снабжающей организации отсутствует обязанность выступать с инициативой об изменении инвестиционной программы, когда невозможно подключить новый объект.

Для реализации положений Закона будут приняты подзаконные акты.\

Многие нормы Закона могут быть реализованы только после принятия необходимых подзаконных актов. Всего таких актов необходимо принять более двух десятков, что следует из п. п. 1 и 2 ст. 4 Закона.

Проекты многих из них к моменту написания материала уже были подготовлены и опубликованы, однако ни один документ не утвержден в установленном порядке. (См, например, Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении правил горячего водоснабжения", Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении правил осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды, подаваемых централизованными системами питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения" и др.).

До принятия указанных актов к отношениям по водоснабжению и водоотведению будут применяться действующие в настоящее время документы. Переходные положения Закона определяют, что до внесения в законодательные и нормативные правовые акты необходимых изменений эти акты применяются в части, не противоречащей Закону (п. 6 ст. 42 Закона).

 

Тема 7. Правоотношения в сфере реализации тепловой энергии и тепловой мощности……………………………………………………………

 

1.  Основные понятия в теплоснабжении

2.  Система договоров в теплоснабжении потребителей…..91

Нормативные акты и литература

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении».- 30 июля 2010 г. Российская газета. Федеральный выпуск №5247.

Костенко Н. В. Концепция системы договоров в сфере теплоснабжения // Энергосбережение. 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: