Получение права пользования танкерами-газовозами

В зависимости от применимого базиса поставки право пользования танкером-газовозом получает либо поставщик (DES), либо покупатель (FOB).

Права пользования танкером могут быть основаны либо на праве собственности (когда лицо покупает танкер на вторичном рынке или заказывает его изготовление на первичном рынке), либо на договоре фрахтования (когда лицо заключает договор фрахтования со специализированной компанией, занимающейся морской перевозкой СПГ).

С начала 2000 годов ситуация на рынке СПГ характеризуется дефицитом танкеров-газовозов: для того чтобы их купить или зафрахтовать, необходимо вставать на несколько лет в очередь к судоверфям или фрахтовым компаниям. Основные судоверфи - японские и корейские фирмы.

 

Тема 9. Организационно-правовые и экономические основы добычи, транспортировки и экспорта российской нефти и газа

1. Характеристика субъектов–участников поставок, транспортировки и перевозки нефти и газа

2. Организационно-экономические вопросы поставок нефти и газа через морские нефтяные терминалы и порты……..………………………….34

 

Характеристика участников поставок, транспортировки и перевозки нефти и газа

Следует отметить, что нефть и газ- это многоцелевые (универсальные) источники энергии, так как нефть является частью практически всех конечных энергетических продуктов. Весь «мир нефти и газа» в литературе достаточно условно делится на три части.

"Апстрим" включает разведку и добычу нефти и газа.

"Мидлтрим" – включает транспортировку нефти в танкерах и трубопроводах, которые доставляют сырую нефть на нефтеперерабатывающие комплексы.

"Даунстрим" включает переработку нефти, маркетинг и дистрибуцию (распределение) - вплоть до доставки бензина на АЗС или хозяйственного магазина. Компания, деятельность которой объединяет в значительной степени первое и последнее, называется "интегрированной".

Основными субъектами правоотношений по добыче и поставки нефти являются нефтедобывающие, перерабатывающие, торговые и нефте-трубопроводные предприятия.

Так, в состав «Роснефти» входят двенадцать добывающих активов в Западной Сибири, Восточной Сибири, Тимано-Печоре, Центральной России, южной части Европейской части России и на Дальнем Востоке. Компания также владеет 20% долей в проекте Сахалин-1 на морских платформах, а также добывает нефть и газ в составе четырех совместных предприятиях (СП): Томскнефть, где «Роснефти» принадлежит 50,0%, Удмуртнефть – 49,5%, Полярное Сияние – 50,0% и Верхнечонскнефтегаз – 25,94%. Суточная добыча – 2,362 млн баррелей (около 323,5 тыс тонн) нефти. При этом 75,16% акций компании принадлежит государственному «Роснефтегазу», еще 9,53% акций владеет сама «Роснефть» через ООО «РН-Развитие». Кроме того, у компании около 138 тыс. акционеров – физических лиц.

Часть акций Роснефти находится под корпоративным контролем ExxonMobil. В начале 2000-х ExxonMobil намеревалась приобрести долю в объединенной компании «ЮКОС-Сибнефть», о чем вела переговоры с менеджментом российского ЮКОСа. Но объединение не состоялось из-за возбуждения уголовного дела в отношении руководства ЮКОСа.

Exxon вместе с «Роснефтью» работали на Сахалине в рамках проекта «Сахалин-1» (Exxon и японской Sodeco принадлежит по 30% проекта, «Роснефти» и индийской ONGC – по 20%). Запасы «Сахалина-1» оцениваются примерно в 300 млн тонн нефти и около 500 млрд кубометров газа. Exxon является оператором этого проекта, работая на Сахалине на условиях соглашения о разделе продукции (СРП).

ExxonMobil также сотрудничает с «Роснефтью» по черноморскому проекту - Туапсинский прогиб (по предварительным оценкам, ресурсы данного участка составляют около 1 млрд. тонн нефти). В январе 2011 г. было подписано соглашение, согласно которому Exxon берет на себя геологоразведку по данному месторождению. Эксперты ранее говорили, что эти разведочные работы потребуют около $1 млрд. инвестиций[23].

С 2012 Роснефть занималась освоением Арктического шельфа совместно с отечественными и зарубежными компаниями. В частности, американская ExxonMobil заменит ВР в сделке с «Роснефтью» по Арктике. Об этом заявил в октябре 2011 г. Владимир Путин в ходе переговоров с руководством ExxonMobil. В переговорах приняли участие президент американской компании Рекс Тиллерсон, президент российского подразделения ExxonMobil Нил Даффин, российский вице-премьер Игорь Сечин, председатель совета директоров «Роснефти» Александр Некипелов и президент «Роснефти» Эдуард Худайнатов.

 

 

Транснефть.

Основная часть нефти в России как для переработки внутри страны, так и на экспорт поставляется по системе магистральных нефтепроводов АК «Транснефть». АК «Транснефть» является правопреемником Главного производственного управления по транспортировке и поставкам нефти (Главтранснефть) Миннефтепрома СССР. Учредитель – Правительство Российской Федерации. АК «Транснефть» является естественной монополией в области транспортировки нефти в РФ по трубопроводам. В настоящее время АК «Транснефть» эксплуатирует около 50 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 420 до 1220 мм, 400 нефтеперекачивающих станций, 1066 резервуаров емкостью около 16 млн куб. м. Компания осуществляет транспорт примерно 90% добываемой в России нефти. Общий грузооборот – более 1091,4 млрд т·км.

Остальная часть транспортируется самостоятельно крупными вертикально-интегрированными компаниями (ВИНК) и независимыми производителями, в рамках отдельных проектов по альтернативным системам магистральных нефтепроводов (нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума – КТК; нефтепровод проекта «Сахалин-1», нефтепровод консорциума Sakhalin Energy) либо по железной дороге в нефтяных цистернах.

В структуре экспорта в дальнее зарубежье российской нефти доля поставок через систему АК «Транснефть» составила около 80-90 % (180- 190 млн тонн). Дополнительные объемы нефти, минуя систему АК «Транснефть», экспортировались преимущественно через морские терминалы.

Россия сотрудничает сотрудничает с ExxonMobil и компанией ТНК В. P. Международные и российские эксперты уверены, что BP из России не уйдет, несмотря на возникшие в последнее время санкции со стороны США, а будет и дальше развиваться, осваивая месторождения в Восточной Сибири, газовые месторождения, и, возможно, даже Арктику.

Аналитик компании "Атон" Вячеслав Бунков отмечает, что BP - один из старейших партнеров российских нефтяников, обладающий новейшими технологиями и опытом работы на сложных месторождениях. А ТНК-ВР, по информации эксперта, одна из самых быстрорастущих компаний, которую можно сравнить по планируемым темпам роста лишь с "Роснефтью". Так, за 9 месяцев 2011 года TНК-ВР принесла материнской компании чистую прибыль в размере 3,18 млрд долларов, в сравнении с 1,7 млрд за аналогичный квартал прошлого года. BP за тот же период заработала 17,65 млрд долларов.

Экспортные трубопроводные поставки через: в европейском направлении - систему АК «Транснефть» по нефтепроводу «Дружба»; по системе ВСТО - в Китай; к морскому экспортному терминалу Козьмино - на Дальнем Востоке России.

В декабре 2009 г. была пущена в эксплуатацию трубопроводная система ВСТО. Основная цель строительства ВСТО – транспортировка нефти из нефтедобывающих районов Западной и Восточной Сибири на Дальний Восток и рынки АТР. Система технологически соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», что позволяет создать единую сеть, обеспечивающую оперативное распределение потоков нефти по территории России в западном и восточном направлениях.

Основными районами Западной Сибири, обеспечивающими ресурсную базу ВСТО, являются Томская область и Ханты-Мансийский автономный округ. В настоящее время ведется строительство нефтепровода Пур-Пе – Самотлор, планируется сооружение нефтепровода Заполярное – Пур-Пе, что позволит подключить к системе месторождения ЯНАО.

В декабре 2009 г. введен в эксплуатацию участок Тайшет – Сковородино протяженностью 2,7 тыс. км и мощностью 30 млн тонн в год, построены семь нефтеперекачивающих станций (НПС), специальный морской нефтеналивной порт (СМНП) Козьмино мощностью 15 млн тонн нефти в год. Начато строительство второй очереди ВСТО – Сковородино – Козьмино и нефтепровода-отвода на Китай Сковородино – Дацин.

В 2009 г. нефтепроводные поставки по системе ВСТО, в первую очередь, в период эксплуатации в реверсном режиме (Талаканское, Верхнечонское – Тайшет – Ангарск) составили около 1,5 млн тонн. В перспективе планируется доведение мощности ВСТО до 80 млн тонн в год.

Нефтепровод «Дружба». За последние четыре года в период 2006 – 2009 гг. экспорт нефти по нефтепроводу «Дружба» сократился с 73 до 53,2 млн тонн, прежде всего, объемы поставок в страны, реэкспортирующие российскую нефть. Наряду с российской нефтью по системе «Дружба» прокачивается сырье из стран Каспия. Нефть по нефтепроводу «Дружба» поставляется в нескольких направлениях.

Южная ветка обеспечивает поставки нефти от Белоруссии (Мозырь) в Украину и далее в Венгрию (пункт сдачи Фенешлитке) и через нефтепровод «Адрия» в Словению (пункт сдачи Будковице) и далее в Чехию.

По северной ветке осуществляются поставки нефти в Польшу (пункт сдачи – Адамова Застава), оттуда в польский порт Гданьск и в Восточную Германию (на НПЗ в Шведте и Лейне).

В 2009 г. экспорт российской нефти в Германию по нефтепроводу «Дружба» составил около 19,1 млн тонн. Немецкое направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Шведте, Лейне и транзитные поставки через порт Росток.

Поставки нефти из России в Польшу составляют около 20,3 млн тонн, в том числе в порт Гданьск – 4,6 млн тонн. Польское направление предполагает прямые поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Плоцк и Гданьск.

В 2009 г. в Чехию из России было прокачено около 4,9 млн тонн нефти. Чешское направление предполагает поставки российской нефти на нефтеперерабатывающие заводы в Литвинове, Кралупе и Пардубице. Ранее Чехия полностью зависела от поставок российской нефти, но в конце 1996 г. было завершено строительство нефтепровода, соединяющего Ингольштадт (Германия) и Кралупский НПЗ.

Экспорт нефти в Словакию в 2009 г. составил около 2,6 млн тонн. Словацкое направление предполагает прямые поставки нефти на крупнейший в Словакии нефтехимический комплекс компании Slovnaft в Братиславе.

В 2009 г. экспорт нефти из России в Венгрию составил 6,4 млн тонн. Венгерское направление предполагает поставки на три нефтеперерабатывающих завода компании MOL (Дунайский НПЗ в Сазхаламбатте, Тиссайский НПЗ в Тиссайвароше, Залайский НПЗ в Залаэгерсеге) и транзитные поставки в Словению, Сербию и Швейцарию. Транзит составляет около 4,5% от общего объема поставок на этом направлении.

 

3. Организационно-экономические вопросы поставок нефти и газа через морские нефтяные терминалы и порты.

 

1. Новороссийский морской торговый порт (НМТП) – крупнейший российский порт в Черноморском бассейне, объем перевалки через который российской нефти в 2009 г. составил около 33 млн. тонн. Хотя общий объем экспорта нефти через моские порты, включая транзит, по итогам года увеличился с 42,6 млн тонн до 44,5 млн тонн (на 4,5%). Нефть через Новороссийский морской торговый порт экспортируется на рынок южной Европы, прежде всего в Италию (порт Генуя) и Францию (порт Марсель).

Новороссийский морской торговый порт «НМТП» использует 2,2 км береговой линии для обработки наливных грузов, включая нефть и нефтепродукты, которые переваливаются на нефтебазе Шесхарис. На территории перевалочной нефтебазы Шесхарис НМТП арендует причал протяженностью 2,2 км и владеет 2,2 км нефтепровода, доставляющего нефть в терминал из нефтебазы «Транснефти».

2. Кроме Новороссийского торгового порта из бассейна Черного моря российская нефть экспортируется через морской портовый терминал в Туапсе (4,2 млн тонн), а также транзитом через Украину поставляется в терминал «Южный» (9,5 млн тонн.).

3. Кроме южных портов. Нефть экспортируется через дальневосточные терминалы.

Так, в конце 2009 г. начал эксплуатацию крупнейший российский нефтеэкспортный терминал на востоке России – Козьмино (Приморский край). Спецморнефтепорт Козьмино является конечной точкой трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан. Ввод в эксплуатацию спецморнефтепорта в бухте Козьмино (побережье Японского моря) дает возможность экспортировать восточно-сибирскую нефть на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Мощность порта на первом этапе реализации проекта ВСТО, согласно ТЭО проекта, составляет 15 млн. тонн нефти в год.

Из Сковородина нефть в Козьмино доставляется железнодорожным транспортом. Каждый железнодорожный состав вмещает от 4,5 до 4,8 тыс. тонн нефти. За сутки в порту сливается нефть из цистерн шести-семи железнодорожных составов (до 34 тыс. тонн). В мае АК «Транснефть» рассчитывает принимать в Козьмине восемь поездов с нефтью в сутки, а летом выйти по графику на девять поездов. В целом эстакада рассчитана на десять составов (в каждом 72 вагона). Порт рассчитан на возможность загрузки с причала нефтеналивного пирса танкеров водоизмещением от 80 до 150 тыс. тонн.

 В декабре 2009 г. из Козьмина был отправлен первый танкер «Роснефти» с экспортной нефтью марки ВСТО объемом 100 тыс. тонн финским трейдером IPP Oy.

В январе партии нефти из порта отправили ТНК-BP и «Сургутнефтегаз». В целом в январе – марте 2010 г. объем перевалки нефти в порту составил около 3 млн тонн. Покупателями выступили дочерняя компания японской Mitsubishi – Petro Diamond, малазийская Petronas и международные трейдеры Vitol и Crudex.

Часть нефти экспортируется из России через терминалы, не входящие в систему АК «Транснефть»: – Карсаков (о. Сахалин), Де-Кастри (Хабаровский край), Санкт-Петербурский торговый порт, Архангельск и Белокаменка, Калининградский торговый порт и др.

Морской нефтеэкспортный терминал «Корсаков» поставляет нефть и сжиженный природный газ в рамках проекта «Сахалин-2». Компания Sakhalin Energy (оператор проекта «Сахалин-2») в 2009 г. экспортировала около 5,4 млн тонн нефти, что на 4 млн тонн больше, чем в 2008 г. Было отгружено около 59 партий нефти и 81 партия сжиженного природного газа (СПГ).

Де-Кастри (Хабаровский край) – один из крупнейших портов Дальнего Востока, обеспечивающий экспортные поставки нефти на рынок стран АТР. Экспортный терминал принадлежит консорциуму проекта «Сахалин-1» (оператор – ExxonMobil), в котором российской компании «Роснефть» принадлежит 20%. Мощность терминала составляет около 12 млн тонн в год. Объем перевалки нефти через порт Де-Кастри в 2009 г. составил 7,4 млн тонн. Поставки осуществляли танкеры-стотысячники, 77 раз заходившие в Де-Кастри.

Архангельский нефтеналивной терминал и стационарное плавучее нефтехранилище Белокаменка на северо-западе России входят в структуру НК «Роснефть» и используются для экспорта части нефти, добываемой компанией в Тимано-Печоре («Северная нефть»). Нефть поставляется по трубопроводам до железнодорожного нефтеналивного комплекса Приводино, где она перегружается в железнодорожные цистерны и транспортируется до Архангельского нефтеналивного терминала, откуда на танкерах-челноках перевозится до плавучего нефтеналивного хранилища-танкера Белокаменка, расположенного в одной из бухт незамерзающего Кольского залива. Из резервуаров нефтехранилища нефть поставляется на экспорт в страны Европы и США. Перевалочная мощность Белокаменки составляет 12 млн тонн нефти в год. Последние годы экспорт нефти через систему Архангельск – Белокаменка составляет около 3,5 млн тонн.

Каспийский трубопроводный консорциум

В 2009 г. КТК со своего морского терминала в Южной Озерейке под Новороссийском отгрузил на экспорт 34,6 млн. тонн нефти, что на 9,9% выше показателя предыдущего года, в т. ч. российской нефти – 4 млн тонн. На выносных причальных устройствах консорциума было загружено 319 танкеров. Всего с начала эксплуатации КТК (октябрь 2001 г.) отгружено свыше 209 млн тонн (более 1,6 млрд баррелей) нефти.

В декабре 2009 г. акционеры КТК утвердили план реализации проекта расширения, предусматривающее увеличение пропускной способности трубопроводной системы КТК до 67 млн тонн нефти в год, что может быть полностью завершено в 2014 г.

 

10.Приложения (нормативные правовые акты)

 

Правила
поставки газа в Российской Федерации
(утв. постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162)

С изменениями и дополнениями от:

7 декабря 2005 г., 10 мая 2010 г., 24 ноября 2011 г., 26 марта 2012 г., 8 августа 2013 г., 19 июня 2014 г., 23 июля 2015 г.

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Правила определяют отношения между поставщиками и покупателями газа, в том числе газотранспортными организациями и газораспределительными организациями, и обязательны для всех юридических лиц, участвующих в отношениях поставки газа через трубопроводные сети.

2. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель газа обязаны строго соблюдать правила технической эксплуатации и техники безопасности в целях обеспечения надежного газоснабжения и рационального использования газа.

 

II. Термины и определения

 

3. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:

"газ" - природный, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами;

"броня газопотребления" - минимальный объем потребления газа, необходимый для безаварийной, при условии максимального использования резервных видов топлива, работы технологического оборудования покупателей, поставки газа которым в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не могут быть прекращены или уменьшены ниже определенного предела;

"газораспределительные организации" - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа по своим сетям;

"газотранспортная организация" - обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях;

"газотранспортная система" - система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях;

"невыборка газа" - отбор (получение) покупателем газа в объеме менее суточной нормы поставки газа в случае, если обеспечиваемое поставщиком давление газа в месте его передачи давало покупателю возможность отобрать (получить) газ в установленном договором объеме;

"перерасход газа" - отбор покупателем газа в объеме более суточной нормы поставки;

"расчетный период" - согласованный сторонами договора период, за который должен быть определен объем поставленного газа, произведены взаиморасчеты между поставщиком, газотранспортной, газораспределительной организациями и покупателем за поставленный газ. Расчетный период, согласованный сторонами, указывается в договоре;

"среднесуточная норма поставки газа" - объем поставки газа, определяемый путем деления месячного объема поставки на количество дней соответствующего месяца;

"суточная норма поставки газа" - среднесуточная норма поставки газа или норма, установленная диспетчерским графиком или соглашением сторон;

"транспортировка газа" - перемещение и передача газа по газотранспортной системе.

 

III. Порядок заключения договоров

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 679 пункт 4 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

4. До начала использования газа в качестве топлива покупатель должен выполнить технические условия на присоединение к газораспределительной системе газоиспользующего оборудования. Технические условия на подключение к газотранспортной и газораспределительной системе выдаются соответственно газотранспортной или газораспределительной организацией.

Расходы, связанные с подключением объектов поставщика и покупателя газа к газотранспортной системе, производятся за их счет.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 973 в пункт 5 настоящих Правил внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

5. Поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, федеральных законов, настоящих Правил и иных нормативных правовых актов.

Договор поставки газа должен соответствовать требованиям параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Баланс газа по Российской Федерации разрабатывается и утверждается Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации исходя из ресурсов газа и прогноза потребности российских потребителей в топливно-энергетических ресурсах. Баланс газа по России носит для поставщиков и покупателей газа рекомендательный характер.

В случае установления отдельным покупателям минимального объема потребления ими газа в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком в договоре по требованию такого покупателя должен быть определен объем поставки газа не менее этого минимального уровня.

Поставка газа лицам, оказывающим услуги по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738, осуществляется на основании договора с поставщиком газа, заключенного на срок не менее срока действия договора об оказании услуг по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии, если иное не установлено соглашением сторон.

6. Преимущественное право на заключение договоров поставки газа имеют покупатели газа для государственных нужд, для коммунально-бытовых нужд и населения, а также покупатели, заключившие договоры на поставку газа ранее, - на пролонгацию этих договоров.

ГАРАНТ:

См. Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2011 г. N 973 в пункт 7 настоящих Правил внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

7. Покупатель или поставщик газа имеет право на его транспортировку в соответствии с положениями об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" и к газораспределительным сетям, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

8. Порядок и условия транспортировки газа по газотранспортной системе устанавливаются газотранспортной или газораспределительной организацией и оформляются договором в соответствии с настоящими Правилами.

9. Предложение о заключении договора поставки газа направляется, как правило, поставщиком покупателю, предварительно представившему заявку на приобретение газа.

10. Предложение о заключении договора транспортировки газа направляется газотранспортной или газораспределительной организацией поставщику (покупателю) одновременно с разрешением на доступ к газотранспортной системе, выданным в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком.

11. Согласие на заключение договора поставки газа или договора транспортировки газа (подписанный проект договора) должно быть направлено стороной, получившей предложение о заключении договора (оферту), не позднее 30 дней с момента его получения, если иной срок не определен в оферте.

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2012 г. N ВАС-1113/12 абзац второй пункта 11 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

При несогласии с условиями договора сторона, получившая оферту, обязана выслать другой стороне протокол разногласий, в случае неполучения в 30-дневный срок со дня отправления подписанного поставщиком протокола разногласий обратиться в арбитражный или третейский суд и по истечении срока действия договора, заключенного на предыдущий период, прекратить отбор газа.

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2012 г. N ВАС-1113/12 абзац третий пункта 11 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

Отбор (продолжение отбора) газа покупателем по истечении указанного 30-дневного срока и (или) срока действия договора, заключенного на предыдущий период, считается согласием стороны, получившей оферту, на заключение договора поставки (транспортировки) газа на условиях поставщика (газотранспортной или газораспределительной организации).

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2012 г. N ВАС-1113/12 абзац четвертый пункта 11 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

В случае если покупатель обратился в арбитражный суд, действие договора поставки газа, заключенного на предыдущий период, продлевается до вступления в силу решения суда.

Условие о количестве газа (объемах).

IV. Условия, сроки и порядок исполнения договоров

 

12. Поставщик обязан поставлять, а покупатель отбирать газ в количестве, определенном в договоре поставки газа.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 311 настоящие Правила дополнены пунктом 12.1

12.1. В договоре поставки газа определяются месячные, квартальные и годовые объемы поставки газа и (или) порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки газа.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2014 г. N 566 в пункт 13 настоящих Правил внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

ГАРАНТ: Равномерность по объему и периодам поставки

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2012 г. N ВАС-6305/12 пункт 13 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству.

13. Поставщик обязан поставлять, а покупатель получать (отбирать) газ равномерно в течение месяца в пределах установленной договором среднесуточной нормы поставки газа, а при необходимости - по согласованному между сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерскому графику.

Неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца допускается в случаях, предусмотренных договором.

В договоре поставки газа, которым предусматривается неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, должны быть определены минимальные и максимальные суточные объемы поставки газа. При этом минимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 20 процентов ниже, а максимальный суточный объем поставки газа не должен быть более чем на 10 процентов выше среднесуточной нормы поставки газа. Это правило не применяется в отношении договоров поставки газа, заключенных на организованных торгах.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2010 г. N 311 пункт 14 настоящих Правил изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

Поставщик поставляет как правило, равномерно.

Критерии равномерности объемы: на месяц; объемы на сутки.

Суточному графику- при необходимости.

14. Неравномерность поставки газа по месяцам допускается в следующих случаях:

если это предусматривается согласованным сторонами (включая владельцев газотранспортной системы) диспетчерским графиком;

если поставка газа осуществляется для коммунально-бытовых нужд, для котельных и тепловых электростанций в объемах, обеспечивающих потребности в тепловой энергии коммунально-бытовых организаций и населения;

если поставка газа осуществляется для генерирующих объектов, с использованием которых в электроэнергетике оказываются услуги по формированию перспективного технологического резерва мощностей по производству электрической энергии в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2005 г. N 738 и в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации определен объем электрической энергии, обязательный для производства при неравномерном графике их загрузки в течение суток.

15. При перерасходе газа покупателем поставщик вправе проводить принудительное ограничение его поставки до установленной суточной нормы поставки газа

по истечении 24 часов с момента предупреждения об этом покупателя и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ГАРАНТ:

Об отказе в признании недействительным пункта 15 настоящих Правил поставки газа в РФ, см. решение Верховного Суда РФ от 3 марта 2003 г. N ГКПИ02-1444

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2014 г. N 566 в пункт 16 настоящих Правил внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

16. Невыборка газа не дает покупателю право требовать впоследствии увеличения поставок газа свыше суточной нормы.

  Льготы для небольших потребителей – предпринимателе (фермеров)

При невыборке газа покупателями, потребляющими до 10000 тыс. куб. метров газа в год, в соответствии с заключенными договорами поставки газа объем невыбранного газа не оплачивается и санкции за невыборку газа не предусматриваются.

Иное правило в отношении покупателя за невыборку газа по договорам поставки газа, заключенным на организованных торгах, может быть установлено в указанных договорах.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2014 г. N 566 в пункт 17 настоящих Правил внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

ГАРАНТ:

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2012 г. N ВАС-6305/12 пункт 17 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 апреля 2012 г. N ВАС-1113/12 пункта 17 настоящих Правил признан не противоречащим действующему законодательству

17. При перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента:

с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;

с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.

Это правило не применяется к объемам газа, израсходованным населением и коммунально-бытовыми потребителями.

ГАРАНТ:

О применении повышающих коэффициентов к специальным надбавкам к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенным для финансирования программ газификации, см. информационное письмо ФСТ России от 26 января 2011 г. N НБ-352/9

Иное правило в отношении покупателя за перерасход газа по договорам поставки газа, заключенным на организованных торгах, может быть установлено в указанных договорах.

18. Предусмотренное договорами поставки газа и его транспортировки давление газа поддерживается при условии выборки его покупателем в пределах суточной нормы поставки газа.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2014 г. N 566 в пункт 19 настоящих Правил внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

 

 

19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают графики:

перевода потребителей на резервные виды топлива при похолодании и порядок ввода этих графиков в действие в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку газа для государственных нужд, экспортных контрактов по международным обязательствам, договоров поставки газа для коммунально-бытовых нужд и населения;

ограничения снабжения газом покупателей и очередности их отключения в случае нарушения технологического режима работы газотранспортной системы при аварии.

Указания о введении в действие упомянутых графиков и соответствующем изменении суточного объема передаваемого покупателям газа дает Центральный производственно-диспетчерский департамент открытого акционерного общества "Газпром".

Такие указания Центрального производственно-диспетчерского департамента открытого акционерного общества "Газпром" о режиме транспортировки, поставки и отбора газа являются обязательными для поставщиков, газотранспортных и газораспределительных организаций и покупателей газа.

Порядок подготовки указаний о введении в действие упомянутых графиков утверждается Министерством энергетики Российской Федерации.

В период действия для отдельных субъектов Российской Федерации упомянутых графиков поставка газа в указанные субъекты Российской Федерации по договорам поставки газа, заключенным на организованных торгах, может приостанавливаться до отмены упомянутых графиков.

20. При отсутствии у поставщика возможности непосредственной поставки газа покупателю договором поставки определяется сторона, заключающая договор транспортировки газа с газотранспортной (газотранспортными) и (или) газораспределительной организациями.

 

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 741 наименование изложено в новой редакции

См. текст наименования в предыдущей редакции

V. Учет газа

 

21. Поставка и отбор газа без учета его объема не допускаются.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 741 в пункт 22 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

22. Учет объема газа осуществляется в порядке, утвержденном Министерством энергетики Российской Федерации.

Договором транспортировки газа на газотранспортную и газораспределительную организацию могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 741 в пункт 23 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

23. При неисправности или отсутствии средств измерений у передающей стороны объем переданного газа учитывается по средствам измерений принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности средств измерений, или иным методом, предусмотренным договором.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 741 пункт 24 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

24. Монтаж, эксплуатация и поверка средств измерений производятся в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 741 в пункт 25 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

25. Ответственность за техническое состояние и поверку средств измерений учета газа несут организации, которым принадлежат средства измерений.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 741 в пункт 26 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

26. Каждая из сторон договора поставки газа или договора транспортировки газа обязана обеспечить представителю другой стороны возможность проверки в любое время работоспособности средств измерений, наличия действующих свидетельств об их поверке, а также документов об учете и использовании газа покупателем.

27. Утратил силу.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 27

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2015 г. N 741 в пункт 28 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

28. Сторона, ведущая учет газа в соответствии с порядком, утвержденным Министерством энергетики Российской Федерации, ежемесячно, до пятого числа месяца, следующего за расчетным периодом, составляет акт об объеме переданного газа, в котором отражаются ежесуточные объемы приема-передачи газа.

При несогласии одной из сторон с определением объема переданного газа она подписывает акт, изложив особое мнение.

При наличии разногласий стороны вправе обратиться в суд.

До принятия решения судом объем переданного газа устанавливается в соответствии с показаниями средств измерений стороны, передающей газ.

 

VI. Расчеты за газ и его транспортировку

ГАРАНТ:

См. Порядок расчетов за природный газ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2000 г. N 294

 

29. Цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

30. Поставка и отбор газа осуществляются исключительно на возмездной основе в соответствии с заключенным договором.

Порядок расчетов и сроки платежей определяются договорами поставки газа в соответствии с настоящими Правилами.

В договорах, по которым поставщиками являются газораспределительные организации, должны содержаться следующие обязательные условия расчетов за газ:

зачисление средств, поступающих газораспределительным организациям за поставленный газ, на специально открываемые транзитные счета указанных организаций;

перечисление средств, зачисляемых на специальные транзитные счета газораспределительных организаций, за вычетом сумм надбавок газораспределительных организаций, на расчетные счета их поставщиков не позднее дня, следующего за днем поступления средств на эти транзитные счета.

31. Условия оплаты транспортировки газа определяются договором транспортировки газа на основании тарифов на его транспортировку, устанавливаемых в порядке, определенном федеральными органами исполнительной власти.

ГАРАНТ:

См. Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные приказом ФСТ России от 15 декабря 2009 г. N 411-э/7

 

VII. Права и обязанности сторон по договору

 

32. Стороны исполняют договорные обязательства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами и правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

33. По представлению органов контроля за безопасностью использования газа поставка газа должна быть немедленно прекращена без предварительного предупреждения в случаях неудовлетворительного состояния газоиспользующих установок покупателей, создающих аварийную ситуацию и угрозу для жизни обслуживающего персонала и населения.

34. Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.

35. Поставщик обязан обеспечить качество газа в соответствии с нормативными требованиями.

36. Одорирование газа производится в соответствии с нормативно-технической документацией.

37. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут в установленном порядке ответственность за техническое состояние принадлежащих им объектов газоснабжения и соблюдение оперативно-диспетчерской дисциплины.

38. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель обязаны немедленно сообщать друг другу об авариях и неисправностях на объектах газоснабжения, ведущих к нарушению режима поставки либо приема газа.

39. Газораспределительная организация представляет по запросу поставщика оперативную информацию о режиме газопотребления и состоянии платежей за поставленный покупателям газ.

40. Газотранспортная организация представляет по запросу газораспределительной организации оперативную информацию об объемах и режимах поставки газа по каждой газораспределительной станции.

 

VIII. Ответственность за нарушение настоящих Правил

 

41. Поставщик, газотранспортная и газораспределительная организации и покупатель несут ответственность за нарушение настоящих Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

 

Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/12109462/#ixzz4HO3GmhwI

ВС разобрался с односторонним отказом от присоединения к электросетям

Верховный суд ответил, вправе ли заказчик расторгнуть договор технологического присоединения к электрическим сетям в одностороннем порядке.

"МонолитИнвест" и ПАО "МОЭСК" заключили договор технологического присоединения, согласно которому последняя обязалась подключить принимающее оборудование заказчика к своим электросетям. Одним из приложений договора были некие технические условия. Компания перечислила аванс, а потом "МОЭСК" обратился с предложением аннулировать старые технические условия и согласовать новые. "МонолитИнвест" не согласился и потребовал вернуть деньги, уплаченные в качестве аванса, но получил отказ.

Это "МОЭСК" отказалось от старых ТУ в одностороннем порядке (прим. В.Е. Лукьяненко)

Компания обратилась в Арбитражный суд города Москвы (дело № А40-205546/2016). В суде пришли к выводу, что общество не могло в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, поскольку единственное основание для такого отказа - нарушение сроков его исполнения. Аналогичную позицию заняли и апелляция, и кассация.

Обращаясь с жалобой в Верховный суд, "МонолитИнвест" отмечает, что ни действующее законодательство в области электроэнергетики, ни условия договора не устанавливают запрета на одностороннее расторжение договора технологического присоединения. А раз так, то суды могут и должны признать такой отказ, а также вернуть компании аванс. С этим согласилась экономколлегия, которая отменила все акты нижестоящих инстанций и отправила дело на новое рассмотрение в АСГМ.

 


[1] См.: Виноградов С.В. доктор права, Университет Данди (Шотландия). Центр права и политики в области энергетики, нефтяных и минеральных ресурсов (CEPMLP), Университет Данди, Шотландия/ Энергетическое право. 2008. №1.

 

[2] См.: Кирюхина Евгения Владимировна. Правовые проблемы построения конкурентного оптового рынка электрической энергии и мощности. Автореф. Дис. канд. Юрид. наук. М. 2008. С. 5-6.

[3] Цели и задачи реформы. URL: http://www. rao-ees.ru/ru/reforming/reason/show.cgi?content. htm

[4] См.: Рецлов С. О. Гражданско-правовое регулирование розничных рынков электрической энергии Автореф. …дис. канд юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2009. С. 8.  

 

[5] Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 168 (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 N 168.

[6] В ред. постановлений Правительства РФ от 21.03.2007 N 168, от 26.07.2007 N 484.

 

[7] Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 168).

 

[8] См.: Порядин А.Ф. Водоснабжение и водоотведение в России // Водоснабжение и санитарная техника. 1999. № 2. С. 2.

[9] См.: Порядин А.Ф. Закрытое акционерное общество «Росводоканал»: страницы истории // Водоснабжение и санитарная техника. 1999. № 6. С. 3.

[10] Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации / Главводоканал Минжилкомхоза РСФСР, НИИКВОВ АКХ им. К.Д. Памфилова. М.: Стройиздат, 1985.

[11] См.: Варламова А. Н. Правовые аспекты реформирования естественных монополий (на примере газовой промышленности и железнодорожного транспорта). // Законодательство. 2005. № 7. Соч. С. 52.

[12] См., например: Рапопорт Я. И. К вопросу о правовой природе генеральных договоров между государственной промышленностью и потребительской кооперацией. // Вестник советской юстиции. 1929. № 6. С. 173-176; Фрадкин М. Г. Генеральные договоры во взаимоотношениях госпромышленности с кооперацией. // Советское право. 1928. № 3. С. 41-51; Шретер В. Н. Генеральные договоры в социалистическом секторе хозяйства СССР. // Советское право. 1930. С. 63-102; Фрейдман З. М. Некоторые вопросы договорной практики. // Советское государство и право. 1956. № 8. С. 22-33 и др.

[13] Из постановления Комиссии МАП России от 31 марта 2003г. по делу N 1 05/1-2003.

[14] Сооружение, являющееся объектом газового хозяйства, состоящее из группы емкостей, предназначенных для обеспечения хранения сжиженных углеводородных газов (СУВГ), имеющее предохранительно-запорную и регулирующую арматуру.

[15] См.: Витрянский В. В. Договор энергоснабжения и структура договорных связей по реализации и приобретению электроэнергии. // Хозяйство и право. 2005. № 3. С. 39-49.

[16] В дальнейшем, как правило, используется следующий термин: «договор поставки (подачи) газа и обслуживания внутридомового газового оборудования или (ВДГО)».

[17] Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 24-25 марта 2007 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

[18] См.: Балашов В.М. Заключение договора подачи газа и технического обслуживания. 14.06. 2006.- Источник - СПС «Гарант».

[19] Из интервью руководителя Федерального агентства водных ресурсов России Рустэма Хамитова. – См.: Право. № 42 (434), 24 августа, 2006 г.

[20] Как уже отмечалось, из п.2 ст. 12 Водного кодекса следует, что к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

[21] См. подробнее: Лукьяненко В. Е. Теоретические проблемы совершенствования правового регулирования договоров сельскохозяйственных товаропроизводителей в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. Москва: МГЮА. 2004. С. 183-185.

[22] Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.- http://www.gazeta.ru/business/2011/08/30/3750009.shtml.

[23] Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.- http://www.gazeta.ru/business/2011/08/30/3750009.shtml.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: