Вопрос 4. Онтология и теория познания Платона

Плато́н (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа,

впервые организовал учебное заведение – Академию в Афинах. Платон считается

основателем объективного идеализма2. Миф о Пещере («Государство», книга 7 в

сокращении. Диалог между Сократом и Главконом) По Платону мир представляет своего рода пещеру, в которой сидят люди, жестко

прикованные так, что даже голову не могут

повернуть, а только смотреть на стену, по

которой бегут тени от предметов, которые

некто (другие люди) проносят мимо стены -

ширмы. Свет на эту стену падает от огня, за их

спинами. За пределами пещеры тоже есть мир, в

 

1 Онтоло́гия (новолат. Ontologia от др.-греч. Ὄν, род. п. Ὄντος

— сущее, то, что существует + λόγος — учение, наука) — учение

о сущем[1]; учение о бытии как таковом;

2 Объективный идеализм — совокупное определение

философских школ, подразумевающих существование

независящей от воли и разума субъекта реальности

внематериальной модальности. Объективный идеализм

отрицает существование мира в виде совокупности

результатов познавательной деятельности органов

чувств и суждений a priori. При этом признает их

существование, но дополняет к ним еще и объективно

обусловленный элемент человеческого бытия. В

качестве первоосновы мира в объективном идеализме

обычно рассматривается всеобщее

сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой

разум» и т. п.)

котором есть и Солнце и Луна, и Звезды. Но

жители пещеры уверены, что тени на стене — это

и есть реальность. Лишь некоторые способны

освободиться от оков и попытаться выйти из

пещеры к солнечному свету. Однако, есть риск,

что человек будет ослеплен Солнцем и ему

будет легче поверить в то, что только тени и

есть реальность, лишь бы не испытывать боли

от созерцания света от истинного светила.

Мудрый начнет смотреть сначала на свет звезд,

затем Луны, и лишь после этого — на Солнце. Но

если такой человек вернется в пещеру, он

будет выглядеть странным для остальных — и

скорее всего, его не поймут пещерные жители.

 

Истинное бытие: Это мир идей или эйдосов. Идеи

— это абсолютные сущности, сохраняющие своё

бытие безотносительно пространства и

времени. Бытие содержит в себе противоречия:

оно едино и множественно, вечно и преходяще,

неизменно и изменчиво. В космогоническом

учении Платон утверждает, что последними элементами всех вещей являются неделимые

треугольники, или геометрические

бестелесные атомы.

Материальный мир - Мир вещей — не истинное

бытие. Любая вещь является лишь отражением

своей идеи, может стремиться к ней, но никогда

не достигнет её. Философ должен изучать идеи,

а не сами вещи. Конкретные вещи - нечто

среднее между бытием и небытием, тени идей. В

материальном мире есть стол, но в мире идей —

идея стола, и стол — лишь отражение идеи

«стольности».

Теория познания. Мир идей — божественное

царство, в котором обитает душа человека и

созерцает мир идей. Душа человека бессмертна,

попадая на землю, она томится в человеческом

теле как в темнице. Платон часто

противопоставляет душу и тело как две

разнородные сущности. Тело — разложимо и

смертно, а душа — вечна. Души способны к

переселению в другие тела.

Платон выделяет три начала души (разделение

будет важно в описании идеального гос-ва):

1. Разумное начало, обращённое на познание и

всецело сознательную деятельность.

2. Яростное начало, стремящееся к порядку и

преодолению трудностей. Как говорит Платон,

ярость и гнев отличаются от простых

вожделений и даже зачастую спорят с ними: так

человек, увидевший несправедливость, будет

сражаться за восстановление справдливости,

пренебрегая собственными нуждами.

3. Страстное начало, выражающееся в

бесчисленных вожделениях человека (голод,

жажда, влюбленность и тд)

В своём диалоге «Федр» он обобщает эти три

начала в знаменитом образе колесницы души.

Возница изображает здесь разум, добрый конь —

волевую часть души, а дурной конь — страстную

или эмоциональную часть души. Победа

разумной части над страстями и вожделениями

возможна при соответствующем воспитании.

Когда человек умирает, его душа не погибает, а

лишь освобождается от телесного покрова как

своей темницы и начинает свободно

путешествовать в поднебесной сфере. Во время

этого путешествия она соприкасается с миром

идей и созерцает их. Поэтому суть процесса

познания состоит в припоминании душой идей,

которые она уже созерцала. Истинное знание

дает только мышление. Мышление же – это

независимый от чувственных восприятий,

абсолютно самостоятельный процесс

припоминания. Только мышление дает знание

идей. Чувственное восприятие порождает лишь

мнения о вещах. Мнение не есть знание в

подлинном смысле этого слова, поскольку

касается изменчивых предметов, а также их

изображений. В связи с этим процесс познания

определяется Платоном как диалектика, то

есть искусство вести устную речь, искусство

ставить вопросы и отвечать на них, пробуждая

воспоминания души.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: