Вопрос 7. Государство Аристотеля

По Аристотелю, государство "форма общежития граждан, пользующихся определенным политическим устройством", политическое устройство - "порядок, лежащий в основании распределения государственных властей". Над всем должен стоять закон и власть защищает форму государственного быта от тех, кто ее нарушает.

В государстве, что характерно, присутствуют граждане, определенные как те, кто участвует в суде и управлении. Кроме того граждане несут военную службу и служат богам. Получается, что граждане - граждан — это те, кто исполняет воинскую, административную, судейскую и жреческую функции. Это такое абсолютное понятие гражданина, разные государственные формы отличаются тем, насколько широк это класс граждан.

Форма правления характеризуется тремя параметрами

1) количество власть держащих (один, мало, много)

2) качество парвления (правильно - не правильно, в зависимости от того, для себя или для всего государства старается власть)

3) распределение богатства

Отметим, что третьий признак, в принципе, несущественный, богатых всегда мало, а бедных много. А остальные два дают нам 6 режимов.

Правильные: монархия, аристократия, полития.

Неправильные: тирания, олигархия, демократия.

Видит Аристотель правильные модели так:

•    Монархия - идеальна, если есть подходящий кандидат, сферический мудрый правитель в вакууме. Тогда "остается только повиноваться такому человеку"

•    Аристократия - предпочтительнее монархии, поскольку одного идеального правителя можно и не найти, в то время как аристократия предполагает власть нескольких людей, обладающих личным достоинством. А поскольку оно обычно присуще благородным людям, они и правят. И им видно больше, чем одному правителю.

•    Полития (республика) - государство управляется большинством, но у большого количества людей только одна общая добродетель - воинская, соответственно, республика - общество людей, носящих оружие.

По Аристотелю, чем больше народу у власти, тем больше им видно проблем, поэтому они больше смогут решить.

Глобально, государство нужно для того, чтобы все граждане (это важно!) были счастливы. Проблема в том, что только граждане. То есть особенно хорошо, когда граждан много (республика), у всех есть немного своего, все довольны. Но земледельцы, ремесленники и прочие торговцы опять не у дел - они-то не граждане. Вот и получается, сто от Платона недалеко ушли.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: