Организация и проведение психологического исследования

На основе теоретического анализа влияния переживания критических ситуаций на внутренний мир и поведение человека, проведенного в первой главе, было проведено психологическое исследование влияния переживания критических ситуаций на развитие отклоняющегося поведения подростков.

Цель психологического исследования заключалась в выявлении психологического механизма влияния переживания критических ситуаций на развитие отклоняющегося поведения подростков, а так же в разработке на этой основе мишеней коррекции девиантного поведения.

Для психологического исследования влияния переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков использовались следующие методики:

- ДМО – модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири, адаптированный Л.Н. Собчик (1990). Цель – изучение структуры «Я» подростков, которая включает в себя образ актуального и идеального «Я». Окружающими человек чаще воспринимается согласно его идеальному «Я», а его актуальное «Я» представляет его собственные проблемы, осознанные и взятые под контроль. Соотношение «Я реальное» и «Я идеальное» подростков показывает направление, по которому может идти развитие личности, указывает его позитивные и негативные стороны в плане социальной адаптации, а так же способно указать на ресурсные возможности дальнейшего развития личности подростка или её коррекции.

- Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина. Ситуативная тревожность - реакция на различные, чаще всего социально-психологические, стрессоры, такие, как ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу (Ю.Л. Ханин, 1978). Величина личностной тревожности характеризует прошлый опыт индивида – насколько часто ему приходилось испытывать ситуативную тревожность.

 - Методика склонности к отклоняющемуся поведению, разработанная Вологодским центром гуманитарных исследований и консультирования «Развитие» в 1992 году (74). Позволила определить склонность подростков к девиантному поведению: агрессивному, делинквентному, аутоагрессивному, аддиктивному, к преодолению норм и правил.

 - Тест М. Люшера, адаптированный В.В. Джосом (1990). Тест позволил выявить актуальные проблемы подростков и способы их преодоления, которые в исследовании выступают как копинг-стратегии. Были диагностированы неудовлетворенные притязания и страхи подростков совместно со способами их компенсации. В качестве дополнительных характеристик диагностировали концентричность – эксцентричность личности подростков и устойчивость – неустойчивость их личностного баланса.

 - Оценка временных ориентаций с помощью трех биполярных семи балльных шкал, разработанная Е.И. Головахой и А.А. Кроником (1984). На основании полученных оценок прошлого, настоящего и будущего, у подростков выявлялась степень их направленности и «фиксированности» на какой либо временной ориентации, а так же связи между ними.

 - Модифицированный вариант «оценки переживания времени в настоящий момент», описанной Е.И. Головахой и А.А. Кроником (1984). Модификация состоит в том, что подростки оценивают не только переживание актуального настоящего момента жизни, но также переживание своего прошлого и будущего. Оценка идет по следующим факторам: континуальность – дискретность, напряженность – не напряженность. Континуальное время – плавное, непрерывное, цельное, с тенденцией к однообразию; дискретное время – скачкообразное, прерывистое, раздробленное. Напряженное время – сжатое, насыщенное, организованное, достаточно быстрое; не напряженное – растянутое, пустое, неорганизованное, медленное.

Результаты диагностики психологического времени личности позволили выявить особенности изменения временной интеграции (трансспективы) вследствие переживания критических ситуаций.

    Кроме того, для решения поставленных в исследовании задач была разработана авторская анкета – «Переживание подростками критических ситуаций». В ней заложен примерный банк критических событий, возникавших или имеющих потенциальную возможность возникнуть в жизни подростков. При выборе ответов подростки, кроме перечисленных событий, могут дописать те, которых нет в списке, тем самым расширив его.

Используемая в анкете лексическая шкала субъективной удаленности ситуации (события) в прошлое или будущее (Е.И. Головаха и А.А. Кроник, 1984) выполняет две функции: 1)общепринятая в языкознании функция ориентировки в хронологическом времени, 2)ориентировка во времени психологическом. Удаленность в прошлое или будущее понимается как «…отношение между рассматриваемым событием и событием, происходящим «сейчас», в некоторый подвижный, меняющий свою локализацию «данный момент времени»» (30, С.113-114). Однако, как отмечают авторы, наречия времени не всегда дают полные ориентиры психологической удаленности. Тем не менее, использование шкалы позволяет выявить субъективную удаленность критической ситуации в прошлое и её ожидание, как вероятность повторения в будущем. Характер ожидания в будущем может говорить о том, имеется или нет у подростков установка на ожидание критической ситуации, через призму которой они воспринимают актуальное настоящее.

В анкете выявляются состояния, в этиологии которых значительную роль играет психотравмирующее переживание, это состояния фобического круга, субдепрессивные состояния, а так же нервно-психическое (эмоциональное) напряжение, выделенные Ю.М. Губачевым, Б.Д. Иовлевым, Б.Д. Карвасарским и др. (1976).

Кроме этого анкета дает представление о наличии ситуационных реакций оппозиции, дезорганизации, эмоционального дисбаланса, пессимизма, отрицательного баланса, демобилизации (выделенных А.Г. Амбрумовой, 1985) как группы ситуационных реакций, проходящих на непатологическом уровне и связанных с возникновением психологического кризиса в ситуации конфликта. В исследовании эти реакции рассматриваются как ситуационные защитные автоматизмы, появляющиеся первыми при переживании критической ситуации.

Для апробации методик, использованных в исследовании, и выбранного экспериментального плана было проведено пилотажное исследование. Его участниками выступали подростки (13-14 лет), находящиеся на лечении в больнице скорой медицинской помощи (БСМП) города Кургана, всего 43 человека: 27 мальчиков и 16 девочек. Результаты пилотажного исследования показали, что выбранные и созданные методики (анкета) способствуют достижению цели психологического исследования – оценке влияния переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков. После этого было осуществлено психологическое исследование переживания критических ситуаций с использованием экспериментальной и контрольной групп подростков.

В психологическом исследовании принимали участие испытуемые, возраст которых 13-15 лет. Всего обследовано было 100 подростков, входящих в состав экспериментальной и контрольной групп. Контрольную группу представляли подростки – учащиеся МОУ № 47 города Кургана: участвовало 73 человека (47 мальчиков и 26 девочек), тогда как в экспериментальную входили подростки с отклоняющимся поведением – учащиеся МОУ «Школа компенсирующего обучения» №33 города Кургана, всего 73 человека – 53 мальчика и 20 девочек.

Общепсихологической характеристикой испытуемых экспериментальной и контрольной групп является то, что в этом возрасте подросток через внутренние конфликты с самим собой и другими, через внешние срывы и восхождения может обрести чувство личности (В.С. Мухина 1998). В психологии традиционно этот возраст называется критическим. С. Хол полагал, что подростковая стадия в развитии индивида соответствует эпохе романтизма и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные устремления человека сталкиваются с требованиями социальной жизни. Согласно его представлениям, наиболее характерной чертой подростка является противоречивость поведения, которая может представлять подростковый комплекс. Этот комплекс «включает перепады настроения от безудержного веселья к унынию и обратно, без достаточных причин… Чувствительность к оценке посторонними своей внешности, способностей, умений сочетается с излишней самонадеянностью и безапелляционными суждениями в отношении окружающих. Сентиментальность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость – с развязностью, желание быть признанными и оцененными другими – с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами – с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование – с сухим мудрствованием» (А.Е. Личко, 1983, С.36).

Общей особенностью испытуемых контрольной и экспериментальной групп на данной возрастной ступени, является наличие «кризиса отрочества», сущность которого составляет противоречия внутри индивида, в его представлении о самом себе, в его самосознании. В.С. Мухина (1998) отмечает, что отрочество, благодаря потребности познать себя (идентификации с собственным «Я») и стремлению открыть через постоянную рефлексию, свою ускользающую сущность, лишает подростков спокойной душевной жизни.

Однако рефлексия на себя и других открывает в отрочестве также и глубины своего несовершенства – подросток уходит в состояние психологического кризиса. При этом социальная ситуация развития трансформируется в сознании подростка в новые ценностные ориентации, он начинает интенсивно рефлексировать на себя, на других, на общество. «Для подростка происходят сдвиги в шкале ценностей. Все освещается проекцией рефлексии, прежде всего самые близкие: дом, семья» (68, С.350).

Основные психосоциальные различия у подростков экспериментальной и контрольной групп заключаются в том, что социальный статус семей подростков контрольной группы выше, чем экспериментальной.

Социальную ситуацию подростков экспериментальной группы можно охарактеризовать, как негативную. Большинство семей, в которых живут подростки, – неполные и дисфункциональные, родители в них употребляют алкоголь, наркотики, распутничают, жестоко обращаются с детьми и т.п. Часть подростков экспериментальной группы находится на попечении родственников (их родители либо лишены родительских прав, либо находятся в местах лишения свободы). Таким образом, считаем, что у данной группы подростков может складываться «мотивационная готовность» (Н.Ю. Максимова, 1996) к отклоняющемуся поведению. Поэтому экспериментальная группа подростков выступает как группа риска. Негативная социальная ситуация усиливает общую кризисность данного возрастного этапа. Отсутствие положительного опыта в преодолении жизненных трудностей у подростков способствует тому, что они вместо активного преодоления ситуаций начинают искать «обходные пути» в виде защитно-компенсаторных образований, которые не всегда релевантны возникшей ситуации. Наиболее часто это проявляется в девиациях поведения. Социальную ситуацию подростков можно охарактеризовать как «трансординарное бытие», ставшее для них обыденностью и представляющее постоянное столкновение с критическим ситуациями. Особенностью подростков экспериментальной группы является их девиантное поведение в сочетании с пониженной успеваемостью. В результате чего они были вынуждены поменять прежнее место учебы на «Школу компенсирующего обучения №33», в которой учатся подростки с отклоняющимся поведением.

При этом под отклоняющимся поведением понимаем такие его особенности и проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают воспитателей (учителей, родителей, общественность). Это такие особенности поведения, которые не только свидетельствуют об отклонении от общепринятых норм и требований, но и несут в себе зачатки, истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных и правовых норм и требований закона, представляющие потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом (Р.В. Овчарова, 2000). Под девиантным поведением понимаем также «систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением» (В.Д. Менделевич, 2001, С.70).

Девиантное поведение подростков экспериментальной группы развивается по делинкентному, патохарактерологическому и аддиктивному типам, клиническими формами которых выступает агрессия, аутоагрессия, злоупотребление веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение), а также характерологические и патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции).

Отклоняющееся поведение подростков экспериментальной группы в исследовании рассматривается как поведенческие проявления глубоких личностных изменений, обусловленных неблагоприятной социальной ситуацией, негативным «социальным пространством личности» (В.С. Мухина, 1998) и характером переживания-преодоления критических ситуаций.

Семьи подростков контрольной группы характеризуются одновременным существованием множества стилей общения, обусловленного неоднородностью культурных уровней её членов. Характер подростков контрольной группы развивается вполне благополучно; они строят отношения с окружающими в основном по адекватно лояльному типу. Их ценностные ориентации направлены на проникновение в ценности всего многообразия реальной действительности: предметного мира, образно-знаковых систем, природы, социального пространства непосредственных взаимоотношений людей. Это создает благоприятные предпосылки для духовного развития.

Опытно-экспериментальная работа по исследованию переживания-преодоления критических ситуаций подростками осуществлялась на базе МОУ № 47» и МОУ «Школа компенсирующего обучения №33» города Кургана.

Анализ проведенного исследования позволил выявить специфику критических ситуаций, переживаемых подростками; механизм переживания критических ситуаций и его влияние на развитие девиантного поведения. На основе результатов исследования были определены мишени коррекции отклоняющегося поведения подростков в аспекте переживания критических (экзистенциальных) ситуаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: