Исходным постулатом исследования выступает положение о том, что столкновение и переживание критических ситуаций характерно для подростков как экспериментальной, так и контрольной группы. Критический компонент ситуации представляет депривация витальных и эмоционально значимых потребностей, результатом которой выступает угроза личностному развитию подростка.
Анализ результатов теста М. Люшера позволяет выделить различия в типах неудовлетворенных притязаний подростков экспериментальной и контрольной групп (см. табл.1).Среди наиболее значимых неудовлетворенных притязаний, характерных для подростков экспериментальной группы выделим:
· неудовлетворенное притязание на собственную силу, твердость, превосходство; в качестве компенсации выступает уклонение. Отмечается у 37.7% подростков экспериментальной и у 27.3% подростков контрольной группы;
· неудовлетворенное притязание на иллюзорное ожидание блага, поиски счастья. Компенсация – поиск убежища и опоры. Выявлено у 30.1% испытуемых экспериментальной и 38.3% подростков контрольной группы;
|
|
· неудовлетворенное притязание на приятное обращение определенного лица, на любовь. Компенсация – контроль, сдерживание, уклонение, бегство, самопожертвование. Наблюдается у 23.2% подростков экспериментальной и у 17.8% испытуемых контрольной группы.
Таблица 1
Различия в выраженности неудовлетворенных притязаний и их компенсаций у подростков контрольной и экспериментальной групп
Неудовлетворенное притязание |
Компенсация | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | ||
На приятное обращение определенного лица, на любовь | Контроль, сдерживание, самопожертвование, уклонение, бегство, беспокойство | 17 | 23.2 | 13 | 17.8 |
На собственную силу, твердость, превосходство | Уклонение; защита от невыносимого перенапряжения | 29 | 39.7 | 20 | 27.3 |
На направленную на себя активность окружения; вынужденное безделье ожидания | Защита от возбуждения и раздражения; функциональная перегрузка, истощение | 5 | 6.8 | 12 | 16.4 |
На иллюзорное ожидание блага, поиски счастья | Поиски убежища и опоры; страх перед разочарованием | 22 | 30.1 | 28 | 38.3 |
Неудовлетворенные притязания, рассмотренные выше свидетельствуют о том, что в основе критической ситуации лежит депривация потребности в безопасности и защите и «притязания на признание» (В.С. Мухина 1998), способствующие развитию реакции эмансипации или «кризиса авторитетов» (G. Niessen 1971), проявляющейся в борьбе за самостоятельность, самоутверждение как личности. Это является общим для подростков экспериментальной и контрольной групп.
|
|
Рассматривая состояния, в этиологии которых лежит психотравмирующее переживание (состояния нервно-психического напряжения, фобического круга и субдепрессивные состояния), отметим, что они могут лежать в основе личностных изменений при переживании критической ситуации.
Результаты проведения «Анкеты для подростков» (см. табл.2) показывают выраженность этих состояний у подростков экспериментальной и контрольной группы.
Таблица 2
Уровни выраженности состояний, в этиологии которых лежит психотравмирующее переживание у подростков
Уровень выраженности | Эмоциональные состояния | |||||||||||
Субдепрессивные состояния | Состояния фобического круга | Нервно-психическое напряжение | ||||||||||
Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. | |||||||
Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | |
Высокий | 43 | 58.9 | 36 | 49.3 | 26 | 35.6 | 30 | 41.0 | 48 | 65.7 | 38 | 52.0 |
Средний | 12 | 16.4 | 19 | 26.0 | 31 | 42.4 | 14 | 19.1 | 18 | 24.6 | 19 | 26.0 |
Низкий | 12 | 16.4 | 14 | 19.1 | 14 | 19.1 | 19 | 26.0 | 4 | 5.4 | 11 | 15.0 |
Не выражено | 6 | 8.2 | 4 | 5.4 | 2 | 2.7 | 10 | 13.6 | 3 | 4.1 | 5 | 6.8 |
Субдепрессивные состояния на высоком уровне отмечены у 58.9% подростков экспериментальной группы и у 49.3% испытуемых контрольной; на среднем уровне эти состояния выражены у 16.4% испытуемых экспериментальной и у 26.0% подростков контрольной групп; на низком, отмечено у 16.4% подростков экспериментальной и у 19.1% подростков контрольной групп. Эти состояния не наблюдаются у 8.2% подростков экспериментальной группы, и у 5.4% испытуемых контрольной.
Нервно-психическое (эмоциональное) напряжение в экспериментальной группе (подростки с девиантным поведением) на высоком уровне отмечено у 65.7% подростков, на среднем у 24.6%, низком у 5.4% испытуемых и не выражено у 4.1% подростков. В контрольной группе эти состояния выражены на высоком уровне у 52.0% подростков, на среднем у 26.0%, низком у 15.0% и не выражены у 6.8% испытуемых.
Состояния фобического круга в экспериментальной группе на высоком уровне отмечены у 35.6% подростков, на среднем у 42.4%, низком у 19.1% и не наблюдаются у 2.7% испытуемых. В контрольной группе эти состояния выражены на высоком уровне у 41.0% испытуемых, среднем – у 19.1%, низком – у 26.0% и не выражены у 13.6% подростков.
Состояния фобического круга можно выразить через страхи и их компенсации, диагностированные тестом М. Люшера (см. табл.3).
Таблица 3
Различия в выраженности состояний страха и их компенсаций у подростков контрольной и экспериментальной групп
№ |
Состояние страха |
Компенсация | Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||
Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | |||
1. | Страх перед не удовлетворяющей зависимостью и внутренним одиночеством | Потребность в разрядке, стремление к безопасности, забвению | 31 | 42.4 | 24 | 32.8 |
2. | Страх перед чувством слабости, неуверенности, неполноценности | Стремление к самоутверждению, своеволию, самопринуждению | 5 | 6.8 | 22 | 30.1 |
3. | Страх перед лишениями, боязнь быть обойденным | Эмоциональная чуткость, стремление к переживаниям | 12 | 16.4 | 14 | 19.1 |
4. | Страх перед ограничениями; страх, что придется подчинить свое поведение внешней необходимости | Бегство в надежду, холостой ход | 25 | 34.2 | ± | 17.8 |
В качестве наиболее значимых в обеих группах подростков выступают:
· Страх перед не удовлетворяющей зависимостью и внутренним одиночеством. Компенсация – потребность в разрядке, стремление к безопасности, забвению – депрессивное состояние. Отмечается у 42.4% подростков экспериментальной группы и у 32.8% испытуемых контрольной.
|
|
· Страх перед ограничениями – страх, что придется подчинить свое поведение внешней необходимости. Компенсация – бегство в надежду, «холостой ход», возможно – фантазирование защитного характера, состояние возбуждения. Выявлено у 34.2% подростков экспериментальной группы и у 17.8% подростков контрольной.
· Страх перед лишениями, боязнь быть обойденным. Компенсация – эмоциональная чуткость, стремление к переживаниям, аффективное стремление к деятельности. Отмечается у 16.4% подростков экспериментальной и у 19.1% подростков контрольной группы.
· Страх перед неудовлетворенностью, чувство слабости, неуверенности и неполноценности. Компенсация – стремление к самоутверждению, своеволию, самопринуждению. Характерно для 6.8% подростков экспериментальной и 30.1% испытуемых контрольной группы.
В качестве основных сфер возникновения критических ситуаций у подростков были выделены: сверстники, семья, школа, внутренний мир, милиция. Каждая из этих сфер содержит критические события, выраженность которых у подростков представлена ниже.
Таблица 4
Степень выраженности критических событий, отмеченных подростками экспериментальной и контрольной групп
№ |
Критические события | Степень выражнности | |||
Экспериментальная группа | Контрольная группа | ||||
Абс. | Отн. | Абс. | Онт. | ||
1. | Ссоры, конфликты с друзьями | 54 | 73.9 | 26 | 35.6 |
2. | Конфликты, споры, разногласия с одноклассниками | 44 | 60.2 | 23 | 31.5 |
3. | Ссоры между родителями; между родителями и родственниками | 38 | 52.0 | 5 | 6.8 |
4. | Конфликты (напряженные отношения) с учителями | 37 | 50.6 | 13 | 17.8 |
5. | Разногласия (напряженные отношения) между родителями и учителями | 20 | 27.3 | 0 | 0.0 |
6. | Неприятные переживания (сожаление) из-за того, что сделал или собирался сделать | 42 | 57.5 | 19 | 26.0 |
7. | Неуспеваемость в школе | 43 | 58.9 | 12 | 16.4 |
8. | Конфликты с братом или сестрой | 40 | 54.7 | 19 | 26.0 |
9. | Конфликты с милицией | 39 | 53.4 | 0 | 0.0 |
10. | Противоречия (напряженные отношения), конфликты с родителями | 38 | 52.0 | 6 | 8.2 |
11. | Неприятные внутренние переживания | 23 | 31.5 | 25 | 34.2 |
|
|
Различия в содержательных характеристиках каждой сферы у подростков экспериментальной и контрольной групп, представленные в таблице 4, состоят в следующем.
«Сверстники»: ссоры, конфликты с друзьями – характерны для 73.9% подростков экспериментальной и 35.6% подростков контрольной групп; конфликты, ссоры, разногласия с одноклассниками отмечают 60.2% подростков экспериментальной группы и 31.5% подростков контрольной.
«Внутренний мир»: переживание (сожаление) из-за того, что сделал или собирался сделать – наблюдается у 57.5% подростков экспериментальной и 26.0% испытуемых контрольной групп; неприятные внутренние переживания отмечены у 31.5% испытуемых экспериментальной группы и 34.2% подростков контрольной группы.
«Школа»: неуспеваемость в школе характерна для 58.9% подростков экспериментальной и 16.4% подростков контрольной группы; неприятности с учителями отмечают 50.6% подростков экспериментальной группы и 17.8% испытуемых контрольной; разногласия между родителями и учителями характерны для 27.3% подростков экспериментальной группы, у подростков контрольной группы эта характеристика не выявлена.
«Семья»: противоречия, ссоры с родителями отмечены у 52.0% подростков экспериментальной группы и у 8.2% испытуемых контрольной; конфликты с братом / сестрой – у 54.7% подростков экспериментальной и у 26.0% подростков контрольной групп; ссоры между родителями, между родителями и родственниками характерны для 52.0% подростков экспериментальной группы и для 6.8% испытуемых контрольной группы.
«Милиция»: конфликты с милицией характерны для 53.4% подростков экспериментальной группы, тогда как у подростков контрольной группы они отсутствуют.
Из этого следует, что по степени выраженности сфер критических ситуаций у подростков с отклоняющимся поведением (экспериментальная группа) доминируют: 1) семья, 2) школа, 3) внутренний мир переживаний, 4) милиция.
Следующим этапом исследования является интерпретация данных корреляционного анализа, проведенного с данными экспериментальной группы, в которую входят подростки с девиантным поведением.
Результаты корреляционного анализа показывают отрицательную связь между состояниями фобического круга и установкой на социально желаемое поведение (r = -0.584). С увеличением показателей по данным состояниям показатели установки на социально желаемое поведение могут снижаться.
С момента возникновения критической ситуации и порождаемых ей состояний в действие вступают процессы её переживания подростками. На поведенческом уровне это проявляется в ситуационных реакциях – ситуационных защитных автоматизмах (степень их выраженности представлена в таблице 5).
Таблица 5
Выраженность ситуационных защитных автоматизмов (ситуационных реакций) у подростков
Тип реакции
|
Уровень выраженности | |||||||||||||||
Высокий | Средний | Низкий | Не выражено | |||||||||||||
Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. | |||||||||
Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | |
Реакция оппозиции | 21 | 28.7 | 27 | 36.9 | 26 | 35.6 | 20 | 27.3 | 22 | 30.1 | 12 | 16.4 | 4 | 5.4 | 14 | 19.1 |
Реакция отрицательного баланса | 19 | 26.0 | 23 | 31.5 | 16 | 21.9 | 5 | 6.8 | 34 | 46.5 | 19 | 26.0 | 4 | 5.4 | 26 | 35.6 |
Реакция эмоционального дисбаланса | 51 | 69.8 | 51 | 69.8 | 12 | 16.4 | 9 | 12.3 | 7 | 9.5 | 8 | 19.9 | 3 | 4.1 | 5 | 6.8 |
Реакция пессимизма | 27 | 36.9 | 9 | 12.3 | 12 | 16.4 | 20 | 27.3 | 31 | 42.4 | 20 | 27.3 | 3 | 4.1 | 24 | 32.8 |
Реакция демобилизации | 31 | 42.4 | 16 | 21.9 | 15 | 20.5 | 5 | 6.8 | 25 | 34.2 | 33 | 45.2 | 2 | 2.7 | 19 | 26.0 |
Реакция дезорганизации | 38 | 52.0 | 26 | 35.6 | 15 | 20.5 | 29 | 39.7 | 18 | 24.6 | 9 | 12.3 | 2 | 2.7 | 9 | 12.3 |
Внутреннее суицидальное поведение | 37 | 50.6 | 14 | 19.1 |
|
Состояния фобического круга коррелируют с ситуационной реакцией дезорганизации (r = 0.790), реакцией демобилизации (r = 0.899) и пессимистической реакцией (r = 0.665).
В экспериментальной группе реакция дезорганизации на высоком уровне выражена у 52.0% подростков, на среднем у 20.5%, низком у 24.6% и не выражена только у 2.7% подростков. В контрольной группе эта реакция на высоком уровне выражена у 35.6% испытуемых, на среднем у 39.7%, низком у 12.3% и не выражена только у 12.3% подростков.
Реакция демобилизации в экспериментальной группе на высоком уровне выражена у 42.4% подростков, на среднем у 20.5%, низком у 34.2% и не выражена совсем – у 2.7% подростков; в контрольной группе на высоком уровне она отмечается у 21.9% подростков, на среднем у 6.8%, низком у 45.2% и не выражена у 26.0% подростков. Показатели данной реакции в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной группе.
Пессимистическая реакция в экспериментальной группе на высоком уровне наблюдается у 36.9% подростков, на среднем у 16.4%, низком у 42.4% и не отмечена только у 4.1% подростков. В контрольной группе она на высоком уровне отмечена у 12.3% подростков, среднем у 27.3% подростков, низком у 27.3% и не отмечена у 32.8% подростков. Пессимистическая реакция коррелирует с показателями устойчивости личностного баланса – отрицательная связь (r = -0.634) и неустойчивости личностного баланса (r = 0.793). Показатели данной реакции посредством показателя неустойчивость личностного баланса связанны с показателями склонности к аддиктивному поведению (r = 0.867) и делинквентному поведению (r = 0.721). Эта корреляционная связь обусловлена третьей переменой – по принципу транзитивности. Показатели склонности к аддиктивному поведению в экспериментальной группе - подростки с отклоняющимся поведением (12.54±0.46) - достоверно выше, чем в контрольной группе (10.17±0.68). То же наблюдается в отношении склонности к делинквентному поведению (см. табл.6), где средние значения в экспериментальной группе 11.64±0.54, а в контрольной – 9.96±0.7.
Состояния фобического круга положительно коррелируют с состояниями нервно-психического (эмоционального) напряжения (r = 0.708); они также связаны с ситуационными реакциями демобилизации (r = 0.416), дезорганизации (r = 0.603), пессимизмом (r = 0.772) и реакцией эмоционального дисбаланса (r = 0.772).
Таблица 6
Средние значения склонности подростков экспериментальной и контрольной групп к отклоняющемуся поведению
№ | Тип отклоняющегося поведения | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
1. | Склонность к социально желаемому поведению | 3.58 ± 0.26 | 3.38 ± 0.27 |
2. | Склонность к преодолению норм | 8.28 ± 0.33 | 7.79 ± 0.44 |
3. | Склонность к аддиктивному поведению | 12.54 ± 0.46 | 10.69 ± 0.66 |
4. | Склонность к суицидальному поведению | 13.98 ± 0.55 | 10.17 ± 0.68 |
5. | Склонность к агрессивному поведению | 12.78 ± 0.53 | 12.03 ±0.73 |
6. | Волевой контроль эмоциональных реакций | 8.18 ± 0.45 | 7.83 ± 0.52 |
7. | Склонность к делинквентному поведению | 11.64 ± 0.54 | 9.96 ± 0.7 |
Эмоциональный дисбаланс в экспериментальной группе на высоком уровне выражен у 69.8% подростков, на среднем у 16.4%, низком у 9.5% и не выявлен вообще у 4.1% подростков. В контрольной группе эта реакция на высоком уровне отмечена у 69.8% подростков, на среднем у 12.3%, низком у 19.9% и не выражена у 6.8% испытуемых.
Наличие ситуационных реакций и их корреляционных связей с психическими состояниями, лежащими в этиологии психотравмирующего переживания, показывает, что они (реакции) как ситуационные защитные автоматизмы, выступают первыми признаками «включения» в работу процессов переживания критической ситуации. На фоне этого развивается ситуационная тревожность, переходящая в личностную. Между ними имеется положительная корреляционная связь (r = 0.727). Соотношение показателей ситуативной (реактивной) и личностной тревожности у подростков контрольной и экспериментальной групп представлено в таблице 7.
Ситуативная тревожность на высоком уровне выражена у 30.1% подростков экспериментальной группы, на среднем у 42.4% и низком у 27.3%; в контрольной группе высокий уровень реактивной тревожности отмечен у 15.0% подростков, на среднем у 35.6% и низком у 49.3% (см. табл.7). Показатели ситуативной тревожности в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной.
Таблица 7
Уровень тревожности у подростков экспериментальной и контрольной групп
Вид Тревожности | Уровень выраженности | |||||||||||
Высокий | Средний | Низкий | ||||||||||
Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. | Эксп. | Контр. | |||||||
Абс | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | Абс. | Отн. | |
Ситуативная тревожность | 22 | 30.1 | 11 | 15.0 | 31 | 42.4 | 26 | 35.6 | 20 | 27.3 | 36 | 49.3 |
Личностная тревожность | 36 | 49.3 | 40 | 54.7 | 28 | 38.3 | 16 | 21.9 | 9 | 12.3 | 17 | 23.2 |
Личностная тревожность у подростков с отклоняющимся поведением на высоком уровне отмечена у 49.3%, на среднем у 38.3% и низком у 12.3% испытуемых. В контрольной группе, она на высоком уровне наблюдается у 54.7% подростков, на среднем у 21.9% и низком у 23.2% испытуемых. В экспериментальной группе показатели личностной тревожности положительно коррелируют с состояниями фобического круга (r = 0.724), а также со склонностью к суицидальному поведению (r = 0.625). Причем показатели склонности к суицидальному поведению в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной. Отметим также, что внутреннее суицидальное поведение отмечается у 50.6% подростков экспериментальной группы и у 19.1% испытуемых контрольной (см. табл. 5).
Наличие корреляционных связей между психическими состояниями, лежащими в этиологии психотравмирующего переживания, ситуационными реакциями, тревожностью и склонностью к отклоняющемуся поведению говорит о том, что показатели склонности к отклоняющемуся поведению зависят от выраженности показателей состояний нервно-психического (эмоционального) напряжения, состояний фобического круга, субдепрессивных состояний, а так же от выраженности ситуационных реакций и тревожности. Это позволяет сделать вывод, что отклоняющееся поведение может являться следствием переживания подростками критических ситуаций, выступая при этом как защитно-компенсаторное образование и подтверждая выдвигаемую нами гипотезу. Это предполагает определенные личностные изменения, в качестве которых может выступать трансформация структуры «Я» подростков.
Для анализа структуры «Я» подростков использовалась методика ДМО Т. Лири, результаты которой представлены в таблице 8. Анализ результатов методики показывает, что подростки с отклоняющимся поведением характеризуются тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью – ориентацией на собственное мнение с минимальной зависимостью от вешних средовых факторов, импульсивностью, неуступчивостью. У них отмечается повышенное настроение в сочетании со вспышками агрессии и раздражения, причиной которых может быть противодействие со стороны окружающих – их стремление подавить желания и намеренья подростка - либо собственные промахи и неудачи, связанные с повышенным уровнем притязаний (I октант 8.78 ± 0.45). В то же время здесь имеется отрицательная корреляционная связь с показателем личностной тревожности (r = -0.602).
Таблица 8