Интерпретация результатов психологического исследования влияния переживания критических ситуаций на развитие девиантного поведения подростков

Исходным постулатом исследования выступает положение о том, что столкновение и переживание критических ситуаций характерно для подростков как экспериментальной, так и контрольной группы. Критический компонент ситуации представляет депривация витальных и эмоционально значимых потребностей, результатом которой выступает угроза личностному развитию подростка.

Анализ результатов теста М. Люшера позволяет выделить различия в типах неудовлетворенных притязаний подростков экспериментальной и контрольной групп (см. табл.1).Среди наиболее значимых неудовлетворенных притязаний, характерных для подростков экспериментальной группы выделим:

· неудовлетворенное притязание на собственную силу, твердость, превосходство; в качестве компенсации выступает уклонение. Отмечается у 37.7% подростков экспериментальной и у 27.3% подростков контрольной группы;

· неудовлетворенное притязание на иллюзорное ожидание блага, поиски счастья. Компенсация – поиск убежища и опоры. Выявлено у 30.1% испытуемых экспериментальной и 38.3% подростков контрольной группы;

· неудовлетворенное притязание на приятное обращение определенного лица, на любовь. Компенсация – контроль, сдерживание, уклонение, бегство, самопожертвование. Наблюдается у 23.2% подростков экспериментальной и у 17.8% испытуемых контрольной группы.

Таблица 1

Различия в выраженности неудовлетворенных притязаний и их компенсаций у подростков контрольной и экспериментальной групп

Неудовлетворенное притязание

 

Компенсация

Экспериментальная группа

Контрольная

группа

Абс. Отн. Абс. Отн.
На приятное обращение определенного лица, на любовь Контроль, сдерживание, самопожертвование, уклонение, бегство, беспокойство   17   23.2   13   17.8
На собственную силу, твердость, превосходство Уклонение; защита от невыносимого перенапряжения   29   39.7   20   27.3
На направленную на себя активность окружения; вынужденное безделье ожидания Защита от возбуждения и раздражения; функциональная перегрузка, истощение   5   6.8   12   16.4
На иллюзорное ожидание блага, поиски счастья   Поиски убежища и опоры; страх перед разочарованием     22   30.1   28   38.3

 

Неудовлетворенные притязания, рассмотренные выше свидетельствуют о том, что в основе критической ситуации лежит депривация потребности в безопасности и защите и «притязания на признание» (В.С. Мухина 1998), способствующие развитию реакции эмансипации или «кризиса авторитетов» (G. Niessen 1971), проявляющейся в борьбе за самостоятельность, самоутверждение как личности. Это является общим для подростков экспериментальной и контрольной групп.

Рассматривая состояния, в этиологии которых лежит психотравмирующее переживание (состояния нервно-психического напряжения, фобического круга и субдепрессивные состояния), отметим, что они могут лежать в основе личностных изменений при переживании критической ситуации.

Результаты проведения «Анкеты для подростков» (см. табл.2) показывают выраженность этих состояний у подростков экспериментальной и контрольной группы.

Таблица 2

Уровни выраженности состояний, в этиологии которых лежит психотравмирующее переживание у подростков

 

 

Уровень выраженности

Эмоциональные состояния

Субдепрессивные состояния

Состояния фобического круга

Нервно-психическое напряжение

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Абс. Отн. Абс. Отн. Абс Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн.
Высокий 43 58.9 36 49.3 26 35.6 30 41.0 48 65.7 38 52.0
Средний  12 16.4 19 26.0 31 42.4 14 19.1 18 24.6 19 26.0
Низкий  12 16.4 14 19.1 14 19.1 19 26.0 4 5.4 11 15.0
Не выражено 6 8.2 4 5.4 2 2.7 10 13.6 3 4.1 5 6.8

 

Субдепрессивные состояния на высоком уровне отмечены у 58.9% подростков экспериментальной группы и у 49.3% испытуемых контрольной; на среднем уровне эти состояния выражены у 16.4% испытуемых экспериментальной и у 26.0% подростков контрольной групп; на низком, отмечено у 16.4% подростков экспериментальной и у 19.1% подростков контрольной групп. Эти состояния не наблюдаются у 8.2% подростков экспериментальной группы, и у 5.4% испытуемых контрольной.

Нервно-психическое (эмоциональное) напряжение в экспериментальной группе (подростки с девиантным поведением) на высоком уровне отмечено у 65.7% подростков, на среднем у 24.6%, низком у 5.4% испытуемых и не выражено у 4.1% подростков. В контрольной группе эти состояния выражены на высоком уровне у 52.0% подростков, на среднем у 26.0%, низком у 15.0% и не выражены у 6.8% испытуемых.

Состояния фобического круга в экспериментальной группе на высоком уровне отмечены у 35.6% подростков, на среднем у 42.4%, низком у 19.1% и не наблюдаются у 2.7% испытуемых. В контрольной группе эти состояния выражены на высоком уровне у 41.0% испытуемых, среднем – у 19.1%, низком – у 26.0% и не выражены у 13.6% подростков.

Состояния фобического круга можно выразить через страхи и их компенсации, диагностированные тестом М. Люшера (см. табл.3).

Таблица 3

Различия в выраженности состояний страха и их компенсаций у подростков контрольной и экспериментальной групп

 

 

Состояние страха

 

Компенсация

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абс. Отн. Абс. Отн.
    1. Страх перед не удовлетворяющей зависимостью и внутренним одиночеством Потребность в разрядке, стремление к безопасности, забвению     31     42.4     24     32.8
    2. Страх перед чувством слабости, неуверенности, неполноценности Стремление к самоутверждению, своеволию, самопринуждению     5     6.8     22     30.1
  3. Страх перед лишениями, боязнь быть обойденным Эмоциональная чуткость, стремление к переживаниям   12   16.4   14   19.1
    4. Страх перед ограничениями; страх, что придется подчинить свое поведение внешней необходимости   Бегство в надежду, холостой ход     25     34.2     ±     17.8

 

В качестве наиболее значимых в обеих группах подростков выступают:

· Страх перед не удовлетворяющей зависимостью и внутренним одиночеством. Компенсация – потребность в разрядке, стремление к безопасности, забвению – депрессивное состояние. Отмечается у 42.4% подростков экспериментальной группы и у 32.8% испытуемых контрольной.

· Страх перед ограничениями – страх, что придется подчинить свое поведение внешней необходимости. Компенсация – бегство в надежду, «холостой ход», возможно – фантазирование защитного характера, состояние возбуждения. Выявлено у 34.2% подростков экспериментальной группы и у 17.8% подростков контрольной.

· Страх перед лишениями, боязнь быть обойденным. Компенсация – эмоциональная чуткость, стремление к переживаниям, аффективное стремление к деятельности. Отмечается у 16.4% подростков экспериментальной и у 19.1% подростков контрольной группы.

· Страх перед неудовлетворенностью, чувство слабости, неуверенности и неполноценности. Компенсация – стремление к самоутверждению, своеволию, самопринуждению. Характерно для 6.8% подростков экспериментальной и 30.1% испытуемых контрольной группы.

В качестве основных сфер возникновения критических ситуаций у подростков были выделены: сверстники, семья, школа, внутренний мир, милиция. Каждая из этих сфер содержит критические события, выраженность которых у подростков представлена ниже.

Таблица 4

Степень выраженности критических событий, отмеченных подростками экспериментальной и контрольной групп

 

 

 

 

Критические события

Степень выражнности

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Абс. Отн. Абс. Онт.
1. Ссоры, конфликты с друзьями 54 73.9 26 35.6
2. Конфликты, споры, разногласия с одноклассниками 44 60.2 23 31.5
3. Ссоры между родителями; между родителями и родственниками 38 52.0 5 6.8
4. Конфликты (напряженные отношения) с учителями 37 50.6 13 17.8
5. Разногласия (напряженные отношения) между родителями и учителями 20 27.3 0 0.0
6. Неприятные переживания (сожаление) из-за того, что сделал или собирался сделать 42 57.5 19 26.0
7. Неуспеваемость в школе 43 58.9 12 16.4
8. Конфликты с братом или сестрой 40 54.7 19 26.0
9. Конфликты с милицией 39 53.4 0 0.0
10. Противоречия (напряженные отношения), конфликты с родителями 38 52.0 6 8.2
11. Неприятные внутренние переживания 23 31.5 25 34.2

 

Различия в содержательных характеристиках каждой сферы у подростков экспериментальной и контрольной групп, представленные в таблице 4, состоят в следующем.

«Сверстники»: ссоры, конфликты с друзьями – характерны для 73.9% подростков экспериментальной и 35.6% подростков контрольной групп; конфликты, ссоры, разногласия с одноклассниками отмечают 60.2% подростков экспериментальной группы и 31.5% подростков контрольной.

«Внутренний мир»: переживание (сожаление) из-за того, что сделал или собирался сделать – наблюдается у 57.5% подростков экспериментальной и 26.0% испытуемых контрольной групп; неприятные внутренние переживания отмечены у 31.5% испытуемых экспериментальной группы и 34.2% подростков контрольной группы.

«Школа»: неуспеваемость в школе характерна для 58.9% подростков экспериментальной и 16.4% подростков контрольной группы; неприятности с учителями отмечают 50.6% подростков экспериментальной группы и 17.8% испытуемых контрольной; разногласия между родителями и учителями характерны для 27.3% подростков экспериментальной группы, у подростков контрольной группы эта характеристика не выявлена.

«Семья»: противоречия, ссоры с родителями отмечены у 52.0% подростков экспериментальной группы и у 8.2% испытуемых контрольной; конфликты с братом / сестрой – у 54.7% подростков экспериментальной и у 26.0% подростков контрольной групп; ссоры между родителями, между родителями и родственниками характерны для 52.0% подростков экспериментальной группы и для 6.8% испытуемых контрольной группы.

«Милиция»: конфликты с милицией характерны для 53.4% подростков экспериментальной группы, тогда как у подростков контрольной группы они отсутствуют.

Из этого следует, что по степени выраженности сфер критических ситуаций у подростков с отклоняющимся поведением (экспериментальная группа) доминируют: 1) семья, 2) школа, 3) внутренний мир переживаний, 4) милиция.

Следующим этапом исследования является интерпретация данных корреляционного анализа, проведенного с данными экспериментальной группы, в которую входят подростки с девиантным поведением.

Результаты корреляционного анализа показывают отрицательную связь между состояниями фобического круга и установкой на социально желаемое поведение (r = -0.584). С увеличением показателей по данным состояниям показатели установки на социально желаемое поведение могут снижаться.

С момента возникновения критической ситуации и порождаемых ей состояний в действие вступают процессы её переживания подростками. На поведенческом уровне это проявляется в ситуационных реакциях – ситуационных защитных автоматизмах (степень их выраженности представлена в таблице 5).

Таблица 5

Выраженность ситуационных защитных автоматизмов (ситуационных реакций) у подростков

 

Тип реакции

 

 

 

Уровень выраженности

Высокий

Средний

Низкий

Не выражено

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн.
Реакция оппозиции 21 28.7 27 36.9 26 35.6 20 27.3 22 30.1 12 16.4 4 5.4 14 19.1
Реакция отрицательного баланса   19   26.0   23   31.5   16   21.9   5   6.8   34   46.5   19   26.0   4   5.4   26   35.6
Реакция эмоционального дисбаланса   51   69.8   51   69.8   12   16.4   9   12.3   7   9.5   8   19.9   3   4.1   5   6.8
Реакция пессимизма   27   36.9   9   12.3   12   16.4   20   27.3   31   42.4   20   27.3   3   4.1   24   32.8
Реакция демобилизации   31   42.4   16   21.9   15   20.5   5   6.8   25   34.2   33   45.2   2   2.7   19   26.0
Реакция дезорганизации   38   52.0   26   35.6   15   20.5   29   39.7   18   24.6   9   12.3   2   2.7   9   12.3
Внутреннее суицидальное поведение   37   50.6   14   19.1

 

 

Состояния фобического круга коррелируют с ситуационной реакцией дезорганизации (r = 0.790), реакцией демобилизации (r = 0.899) и пессимистической реакцией (r = 0.665).

В экспериментальной группе реакция дезорганизации на высоком уровне выражена у 52.0% подростков, на среднем у 20.5%, низком у 24.6% и не выражена только у 2.7% подростков. В контрольной группе эта реакция на высоком уровне выражена у 35.6% испытуемых, на среднем у 39.7%, низком у 12.3% и не выражена только у 12.3% подростков.

Реакция демобилизации в экспериментальной группе на высоком уровне выражена у 42.4% подростков, на среднем у 20.5%, низком у 34.2% и не выражена совсем – у 2.7% подростков; в контрольной группе на высоком уровне она отмечается у 21.9% подростков, на среднем у 6.8%, низком у 45.2% и не выражена у 26.0% подростков. Показатели данной реакции в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной группе.

Пессимистическая реакция в экспериментальной группе на высоком уровне наблюдается у 36.9% подростков, на среднем у 16.4%, низком у 42.4% и не отмечена только у 4.1% подростков. В контрольной группе она на высоком уровне отмечена у 12.3% подростков, среднем у 27.3% подростков, низком у 27.3% и не отмечена у 32.8% подростков. Пессимистическая реакция коррелирует с показателями устойчивости личностного баланса – отрицательная связь (r = -0.634) и неустойчивости личностного баланса (r = 0.793). Показатели данной реакции посредством показателя неустойчивость личностного баланса связанны с показателями склонности к аддиктивному поведению (r = 0.867) и делинквентному поведению (r = 0.721). Эта корреляционная связь обусловлена третьей переменой – по принципу транзитивности. Показатели склонности к аддиктивному поведению в экспериментальной группе - подростки с отклоняющимся поведением (12.54±0.46) - достоверно выше, чем в контрольной группе (10.17±0.68). То же наблюдается в отношении склонности к делинквентному поведению (см. табл.6), где средние значения в экспериментальной группе 11.64±0.54, а в контрольной – 9.96±0.7.

Состояния фобического круга положительно коррелируют с состояниями нервно-психического (эмоционального) напряжения (r = 0.708); они также связаны с ситуационными реакциями демобилизации (r = 0.416), дезорганизации (r = 0.603), пессимизмом (r = 0.772) и реакцией эмоционального дисбаланса (r = 0.772).

Таблица 6

Средние значения склонности подростков экспериментальной и контрольной групп к отклоняющемуся поведению

Тип отклоняющегося поведения Экспериментальная группа Контрольная группа
1. Склонность к социально желаемому поведению 3.58 ± 0.26 3.38 ± 0.27
2. Склонность к преодолению норм 8.28 ± 0.33 7.79 ± 0.44
3. Склонность к аддиктивному поведению 12.54 ± 0.46 10.69 ± 0.66
4. Склонность к суицидальному поведению 13.98 ± 0.55 10.17 ± 0.68
5. Склонность к агрессивному поведению 12.78 ± 0.53 12.03 ±0.73
6. Волевой контроль эмоциональных реакций 8.18 ± 0.45 7.83 ± 0.52
7.  Склонность к делинквентному поведению 11.64 ± 0.54 9.96 ± 0.7

 

Эмоциональный дисбаланс в экспериментальной группе на высоком уровне выражен у 69.8% подростков, на среднем у 16.4%, низком у 9.5% и не выявлен вообще у 4.1% подростков. В контрольной группе эта реакция на высоком уровне отмечена у 69.8% подростков, на среднем у 12.3%, низком у 19.9% и не выражена у 6.8% испытуемых.

Наличие ситуационных реакций и их корреляционных связей с психическими состояниями, лежащими в этиологии психотравмирующего переживания, показывает, что они (реакции) как ситуационные защитные автоматизмы, выступают первыми признаками «включения» в работу процессов переживания критической ситуации. На фоне этого развивается ситуационная тревожность, переходящая в личностную. Между ними имеется положительная корреляционная связь (r = 0.727). Соотношение показателей ситуативной (реактивной) и личностной тревожности у подростков контрольной и экспериментальной групп представлено в таблице 7.

Ситуативная тревожность на высоком уровне выражена у 30.1% подростков экспериментальной группы, на среднем у 42.4% и низком у 27.3%; в контрольной группе высокий уровень реактивной тревожности отмечен у 15.0% подростков, на среднем у 35.6% и низком у 49.3% (см. табл.7). Показатели ситуативной тревожности в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной.

 

 

Таблица 7

Уровень тревожности у подростков экспериментальной и контрольной групп

 

Вид

Тревожности

Уровень выраженности

Высокий

Средний

Низкий

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Эксп.

Контр.

Абс Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн.
Ситуативная тревожность     22   30.1   11   15.0   31   42.4   26   35.6   20   27.3   36   49.3
Личностная тревожность     36   49.3   40   54.7   28   38.3   16   21.9   9   12.3   17   23.2

 

Личностная тревожность у подростков с отклоняющимся поведением на высоком уровне отмечена у 49.3%, на среднем у 38.3% и низком у 12.3% испытуемых. В контрольной группе, она на высоком уровне наблюдается у 54.7% подростков, на среднем у 21.9% и низком у 23.2% испытуемых. В экспериментальной группе показатели личностной тревожности положительно коррелируют с состояниями фобического круга (r = 0.724), а также со склонностью к суицидальному поведению (r = 0.625). Причем показатели склонности к суицидальному поведению в экспериментальной группе достоверно выше, чем в контрольной. Отметим также, что внутреннее суицидальное поведение отмечается у 50.6% подростков экспериментальной группы и у 19.1% испытуемых контрольной (см. табл. 5).

Наличие корреляционных связей между психическими состояниями, лежащими в этиологии психотравмирующего переживания, ситуационными реакциями, тревожностью и склонностью к отклоняющемуся поведению говорит о том, что показатели склонности к отклоняющемуся поведению зависят от выраженности показателей состояний нервно-психического (эмоционального) напряжения, состояний фобического круга, субдепрессивных состояний, а так же от выраженности ситуационных реакций и тревожности. Это позволяет сделать вывод, что отклоняющееся поведение может являться следствием переживания подростками критических ситуаций, выступая при этом как защитно-компенсаторное образование и подтверждая выдвигаемую нами гипотезу. Это предполагает определенные личностные изменения, в качестве которых может выступать трансформация структуры «Я» подростков.

Для анализа структуры «Я» подростков использовалась методика ДМО Т. Лири, результаты которой представлены в таблице 8. Анализ результатов методики показывает, что подростки с отклоняющимся поведением характеризуются тенденцией к доминированию, повышенным уровнем притязаний, легкостью и быстротой в принятии решений, гомономностью – ориентацией на собственное мнение с минимальной зависимостью от вешних средовых факторов, импульсивностью, неуступчивостью. У них отмечается повышенное настроение в сочетании со вспышками агрессии и раздражения, причиной которых может быть противодействие со стороны окружающих – их стремление подавить желания и намеренья подростка - либо собственные промахи и неудачи, связанные с повышенным уровнем притязаний (I октант 8.78 ± 0.45). В то же время здесь имеется отрицательная корреляционная связь с показателем личностной тревожности (r = -0.602).

Таблица 8


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: