Производительность труда - это степень эффективности целесообразной деятельности людей, отражающая способность производить за единицу рабочего времени определенный объем потребительных стоимостей.
Уровень производительности труда измеряется двумя способами: прямым и обратным. Прямой способ показывает выработку продукции и услуг в единицу отработанного времени, обратный способ выражается количеством рабочего времени, затраченного на производство единицы продукции.
Производительность труда работников туризма может иметь три показателя: производительность труда в стоимостной оценке; производительность труда в натуральном выражении; комплексный показатель динамики эффективности труда.
Производительность труда в натуральном выражении имеет ограниченное применение. Этот показатель не может быть использован для характеристики среднего уровня производительности труда по всей совокупности туристского продукта. Поэтому уровень производительности труда в туризме, как и в других отраслях, исчисляется в стоимостной оценке.Могут быть исчислены:средняя дневная производительность труда — путем деления выручки от реализации туристского продукта на количество отработанных человеко-дней;средняя часовая производительность труда — как отношение выручки от реализации туристского продукта на количество отработанных человеко-часов.На эффективность повышения производительности труда и использования рабочей силы влияет большое количество факторов, которые можно подразделить на две группы: народнохозяйственные факторы (внешние) и факторы, действующие на уровне туристского предприятия (внутренние).
К народнохозяйственным факторам роста эффективности труда в туризме относятся:интенсификация отрасли и научно-технический прогресс в ней; оснащение туристских предприятий новейшим оборудованием и автотранспортом; создание крупной туристской индустрии; мероприятия по подготовке квалифицированных кадров, повышению их квалификации и др.
К факторам, действующим на уровне отдельного туристского предприятия, относятся:
совершенствование форм организации производства туристского продукта; производство новых, более качественных услуг, вызывающих интерес у потребителей; совершенствование форм и качества обслуживания туристов и другие.
На повышение эффективности труда оказывает рост объема (выручки) реализации услуг туризма. В результате относительного уменьшения численности административного персонала происходит рост производительности труда.
Сущность анализа хоз. деятельности тур. предприятия
Экономический анализ позволяет выявить резервы улучшения эффективности хозяйствования.
Экономический анализ на микроуровне – это изучение работы предприятия, которое служит основой для выработки стратегических решений.
На макроуровне – это изучение механизма объективно действующих законов с целью их использования на практике, т. е. это определение национальных путей развития экономики в целях увеличения эффективности общественного производства.
Основные задачи АХД: 1. Изучение показателей плана и степени их напряжённости.
2. Контроль за выполнением плана.
3. Выявление отклонений от плана причин и факторов, повлиявших на них.
4. Выявление передовых и отстающих подразделений.
5. Выявление внутренних резервов.
6. Объективная оценка.
Классификация АХД:
1. По отраслевому признаку: отраслевой, межотраслевой, Внутриотраслевой.
2. По временному признаку: предварительный, последующий, оперативный, итоговый.
3. По периодичности проведения: периодический, разовый.
4. Внутрихозяйственный, межотраслевой.
5. По субъектам управления: технико-экономический, финансово-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый анализ.
6. По методике изучения объектов: сравнительный, факторный, диагностический, стохастический, функционально-стоимостной.
7. Внутренний, внешний.
8 Сплошной, выборочный.
9. Комплексный, тематический.