Понятие техники и ее роль в истории философии. Философия техники и ее проблемы. Технофобия и технократия

Техника – сов-ть мат средств практической деятельности, которые создаются ч-ком для осуществления проц-ов производства или обслуживания непроиз-нных потребностей ч-ка.(машины, инструменты, строения, тр с-ва, системы и с-ваупр-я, добычи, хр-ния и т.п.). изобретая и изготовляя тех приспособления, ч-к целенаправленно в соответствии со своими потребностями, интересами видоизменяет природу. Техника – новый искусственный мир, кот. имеет свои законы развития. Их содержание опр-ся главным предназначением техники – служить для достижения цели с мин затратами.

Техника:1)конструкция,2)совокупность функций

Совокупность проблем, касающихся обсуждения места и роли техники в чел обществе, составляет предмет интенсивно развивающейся т.н. философией техники. В её разработку внесли серьёзный вклад Д. Белл, Н. Бердяев, Маркс и др. мыслители. Внимание учёных к исследованию феномена техники обусловливается тем, что она «превратилась» в часть бытия человека (Хайдеггер). Большая часть человеческих знаний о мире заключена в технической деятельности.

Техника предстаёт – как совокупность действий знающего человека, направленных на господство над природой, цель их – придать жизни человека такой облик, который позволил бы ему снять с себя бремя нужды и обрести ему форму окружающей среды.

Согласно Э. Каппу, техника не только искусство, но и средство опосредования органов человеческого тела его функциями. Она – воплощение потребностей анатомии и физиологии человека в материале природы (органопроекция).

В современной неклассической философии техника, следовательно, рассматривается и как искусство (мастерство), уже в связи с созданными человеком предметами труда и быта; и как система искусственно созданных средств и орудий производства и быта, а также приемов и операций, и как умение и искусство осуществления трудового процесса.

Современная техника не измеримо расширяет социальное пространство свободы человеческих действий. Многие представители Ф. Техники убеждены, что безграничное развитие производительных сил – подлинное благо человечества и условие возрастания его свободы, фундамент счастливого будущего (технократия). Для других техника – угроза дегуманизации общества (технофобия).

Поэтому в современных условиях "техника - фактор порабощения человека". Ото ставит в повестку дня не отказ от техники как таковой, а радикальное отвержение "идеологии техники", бездумного техницизма.

 

Научно- техн. Прогресс и перспективы постиндустиральной цивилизации.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Выделяют три главных проблемы.

1 – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения.

2 - самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах.

3 – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис.

Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует приостановить НТП и вернуться к традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей. Информация превращается в один из важнейших факторов экономического развития. Информация уменьшает неопределенность в выборе правильных моделей поведения и действий. Происходит децентрализации производства (возникают малые и гибкие фирмы, «домашний труд», не выходя из дома перед экраном дисплея). Происходит повышение роли индивидуального интеллек­туального труда. Классовое деление уступает место профессиональному, сфера услуг преобладает над сферой производства. Согласно Тоффлеру, частная собственность на средства производства утрачивает своё былое значение; основной конфликт постиндустриального общества – это конфликт не столько между собственником средств производства и субъектом производства, а между знанием (профессионализмом) и некомпетентностью (непрофессионализмом).

 




double arrow
Сейчас читают про: