Глобализация как предмет социально-философского анализа. Глобальные проблемы современности и возможные пути их решения

Глобализация - сжатие мира и формирование сознания мира как целого.

Глобализация является объективным и субъективным процессом социально-природного, технико-экономического, информационно-коммуникативного, политико-духовного, цивилизационно-культурного формирования мира как целого, субъектом которого является единое человечество;

Современная философия глобализации включает в себя и онтологию, и гносеологию, и аксиологию, и социальную, и политическую философию, и этическую и другие направления философии глобализации, изучение которых сегодня находится еще в начале.

К глобальным проблемам, относятся: предотвращение мировой термоядерной войны, создание ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов; преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между странами, устранение во всем мире экономической отсталости; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами (продовольствие, сырье, источники энергии); преодоление экологического кризиса, порождаемого вторжением человека в биосферу; прекращение стремительного роста населения; своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий НТР и рациональное эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Эти проблемы порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия общ-ва на природу и огромными масштабами его хоз. деятельности. Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией производства при капитализме, наследием колониализма, погоней транснациональными компаниями за прибылью в ущерб долговременным интересам всего общ-ва.

 

Понятие культуры. Роль духовной культуры в жизни общества и человека.

Философия культуры является учением о предельных основаниях и наиболее общих закономерностях культуры как деятельности, выраженной в символической форме системы ценностей, которая отличает человека и человечество от природной среды.

Культура как особый тип наследования является единством традиций и новаций.

Традиции – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от одного поколения к другому. Новация – создание неизвестного ранее. Традиции и новации – две противоположных стороны единого процесса развития культуры.

Культура выполняет в жизни человека и общества целый ряд функций.
-Адаптивная (приспособительная) функция культуры состоит в том, что именно культура позволяет людям приспособиться к жизни в различных природных условиях.

Еще одна важная функция культуры проявляется в накоплении, хранении, систематизации и передаче информации. Ее можно назвать функцией исторической преемственности.

-Ценностная функция культуры состоит в том, что она формирует у человека определенные ценностные потребности и ориентации. 

-Нормативная функция культуры связана с регулированием различных сторон общественной жизни.

-Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностя­ми, ведет к выявлению всего ценного, что накоплено человечеством, позволяет обмениваться культурными достижениями, способствует процессам интеграции культур.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всего назначения культуры. В реальной жизни они тесно переплетены.

Основное назначение культуры — делать человека Человеком. Развитие культуры дает возможность облегчить труд и сделать его творческим, обогатить ум и чувства. Постижение культуры — важное условие самосовершен­ствования и саморазвития личности.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: