Общество как саморазвивающаяся система. Диалектика спонтанности и целеполагания

Развитие общества называется социодинамикой

Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трех сфер реальности, трех «миров», не сводимых друг к другу. Во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т. е. объективный и подчиненный физическим законам. Во-вторых, это мир общественного бытия вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. Третий мир — человеческая субъективность, духовные сущности идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и обладают максимальной степенью свободы.

Социодинамика культуры -изменение, развитие культуры в зависимости от изменения, развитияобщества, в связи с ним (societas -лат.: общество; dynamikos - греч.:движение). То есть предметом изучения становится не столько культурасама по себе, сколько движущие ее общественные факторы, илисоциальные механизмы культуры. В отличие от традиционной историикультуры социодинамика культуры не ограничивается изучением эволюциитех или иных явлений культуры, сменяемости определенных культурныхфактов, а также описанием известных культурных процессов – онапытается понять закономерности происходящих процессов и тенденций,теоретически их объяснить и осмыслить. Таким образом, социодинамикакультуры - это теоретическая дисциплина, предметом которой являетсякультурно-историческое развитие, то есть теория истории культуры.

Механизмом реализации социодинамики является:

- переход количественных изменений различных элементов социального организма по отдельности и данного организма в целом в качественные;

- единство эволюционных, по преимуществу, количественных изменений и революций в общественной жизни, т.е. коренных качественных изменений характера социальной системы. Направление социодинамики определяется преемственностью исторического процесса, его новациями, по необходимости, однако, связанными с возвратами якобы к старому.

Социальная динамика - это совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.

Спонтанность - это стихийность, самопроизвольность, "хаотичность", анархичность, нерегулируемость, непредсказуемость, иррациональность. Такие черты приобретают социальные действия людей в ситуациях резких кризисов и конфликтов, при социальном цвишенизме в силу незнания объективных законов, в информационном вакууме, в массовых акциях толпы и т.д.

Напротив, целеполагание в социуме - это интенционально упорядоченный разум и рассудок индивида, выстроенная в интересах господствующего субъекта (носителя власти) идеология, информационные ресурсы, план, организация, управление.

Сопряженность различных структур социальной синергии придает общественному процессу состояние нелинейности, бифуркационности, неоднозначности и относительной субъективной неопределённости.

 

Философия социального действия. Современные концепции соц. динамики

Развитие общества называется социодинамикой, или историческим процессом. Социодинамика (историческое развитие) изучается, однако, не только философией, но и конкретными науками – экономической теорией, историей, социологией, этнографией, антропологией и др. Философия истории существенно отличается от них по своему предмету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: