Декан филологического факультета
_________ проф. Т.А. Демешкина
«__»___________2010 г.
ФОНЕТИКА СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
(ОЗО)
Учебно-методический комплект
Специальность 021700 – ФИЛОЛОГИЯ
Статус дисциплины:
Федеральный компонент направления
Томск
2010
ОДОБРЕНО кафедрой общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.
Протокол № 2 от «15» сентября 2010 г.
Зав. кафедрой, профессор ___________ З.И. Резанова
РЕКОМЕНДОВАНО методической комиссией филологического факультета
Председатель комиссии доцент __________Т.Б.Банкова
Рабочая программа по курсу «Фонетика современного русского языка» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021700 – ФИЛОЛОГИЯ, утвержденного 10 марта 2000 г.
Общий объем курса – 104 ч. Из них: лекции – 12 ч, семинарские занятия – 12 ч, самостоятельная работа студентов – 80 ч. Экзамен во втором семестре.
|
|
составитель:
Катунин Дмитрий Анатольевич – кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общего, славяно-русского языкознания и классической филологии.
рецензент: Тубалова И.В.
Рецензия на учебно-методический комплекс «Фонетика современного русского языка (ОЗО)»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения.
Предлагаемый УМК отражает основные методические принципы, реализуемые в курсе, - системность, последовательность изложения материала от простого к сложному, компетентностный и коммуникативный подход в изучении материала и составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования о специальности 032900 «Русский язык и литература».
УМК включает в себя методический материал, содержащий 5 разделов: 1. «Организационно-методический раздел»; 2. «Содержание курса»; 3. «Распределение часов курса по темам и видам работ»; 4. «Формы итогового контроля»; 5. «Учебно-методическое обеспечение курса».
Контрольно-измерительные материалы составляют: тесты, контрольные работы, задания к контрольным работам (отражены в методических указаниях).
Для организации САРС рекомендовано конспектирование источников, подготовка к тестам, транскрибирование фрагментов художественных произведений, самостоятельное составление таблиц, схем.
В качестве раздаточного материала предлагаются таблицы (классификации гласных, согласных звуков, редукции согласных звуков, комбинаторных и позиционных изменений), задания по выявлению фонетических процессов, задания для определения фонетических процессов.
|
|
В УМК определяются ключевые знания, умения и навыки, которыми должен владеть специалист - филолог, подготовленный в рамках курса к восприятию и осмыслению фундаментальных проблем современного языкознания.
Контрольные вопросы сформулированы на основе практически полного перечня тем дисциплины, включают в себя не только вопросы конкретизированной формы, но и проблемно-обобщенного характера, охватывают самые разные стороны формирования и развития проблематики дисциплины.
Рецензируемый УМК способствует полному учебно-методическому обеспечению учебного процесса, а главное – подготовке высокопрофессиональных кадров по специальности.
Заключение: УМК составлен с учетом всех соответствующих требований Государственного образовательного стандарта по специальности, соответствующих положений учебного плана и может быть использована в учебном процессе.
Рецензию составил
К.ф.н., доцент кафедры
Общего, славяно-русского языкознания и классической филологии ТГУ И.В. Тубалова
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса – формирование у студентов общетеоретических представление об особенностях фонетического уровня современного русского литературного языка, а также навыков его анализа.
Задача курса «Фонетика современного русского языка» – знакомство студентов со специфическими особенностями единиц фонетического уровня русского языка и законами их функционирования, формирование разноаспектных представлений о рассматриваемом уровне языка. Курс также способствует решению методической задачи формирования лингвистического мышления студента-филолога, что обусловлено своеобразием фонетического уровня языка – особой степенью жесткой логической структурации его элементов.
Место курса
Теоретический курс «Фонетика современного русского языка» входит в блок дисциплин «Современный русский язык». В рамках курса фонетический уровень рассматривается в акустическом, артикуляционном и коммуникативном аспектах. Вниманию студентов предоставляются взгляды различных научных школ на нерешенные проблемы фонетики и фонологии. Традиционно в данный курс включены теоретические сведения об особенностях современной русской графики, орфографии и орфоэпии.
Требования к уровню освоения курса
Студент должен знать:
· современное состояние и тенденции развития фонетического уровня русского языка;
· законы функционирования фонетических единиц и их место в системе лингвистического осуществления;
· историю, современное состояние и перспективы развития фонетики и фонологии как видов филологического знания.
Студент должен уметь:
· анализировать звуковую оболочку русского языка в ее современном состоянии, пользуясь системой основных понятий и терминов общего языкознания, а также собственно фонетико-фонологических терминов;
· ориентироваться в основных этапах истории фонетико-фонологического знания и дискуссионных вопросах его современного состояния;
· применять основные методамы фонетического и фонологического анализа;
· применять статистические методы обработки фонетической информации;
П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение
Фонетика современного русского языка как научная дисциплина (место в цикле других лингвистических дисциплин). Аспекты изучения фонетики (акустический, артикуляционный, коммуникативный). Методы изучения фонетики. Понятие транскрипции, ее виды.
Фонетическая система современного русского литературного языка