Примерный перечень вопросов к экзамену

 

1. Современный русский литературный язык. Фонетика как научная дисциплина. Понятие фонетической системы и подсистем. Основные единицы фонетики.

2. Аспекты изучения звуков. Три фазы артикуляции звуков. Артикуляционная классификация гласных в русском языке.

3. Классификация согласных звуков по степени участия голоса и шума и по месту образования шума.

4. Классификация согласных звуков по способу образования шума и по твердости/мягкости. Дополнительная артикуляция (палатализация, веляризация, двуфокусность).

5. Акустическая характеристика звуков.

6. Звуковые законы в области гласных звуков.

7. Фонетические законы в области согласных. Озвончение и оглушение. Сильные и слабые позиции.

8. Фонетические законы в области согласных. Ассимиляция по твердости/мягкости. Сильные и слабые позиции.

9. Ассимиляция согласных по и месту и способу образования. Чередование согласных с нулем звука.

10. Исторические чередования звуков.

11. Слог и слогоделение. Слог как реальная минимальная единица речи. Акустические теории слога (вокалическая теория, теория сонорности). Взгляды на типы слогов М.В. Ломоносова.

12. Слог и слогоделение. Артикуляционная теория слога (экспираторная, теория мускульного напряжения, теория эксплозии-имплозии, теория Л.В. Бондарко).

13. Структурные типы слогов. Трудные случаи слогоделения. Почему в русском языке возможны варианты слогораздела?

14. Фонетическое членение речи (фраза, такт, фонетическое слово, слог) и средства его организации. Энклиза и проклиза.

15. Ударение. Специфика русского ударения. Функции ударения и его типы (фонетическое ударение и логическое ударение).

16. Интонация. Типы интонационных конструкций русского языка.

17. Система гласных фонем современного русского языка (вокализм). Дискуссии о количестве фонем. Основные тенденции развития.

18. Система согласных фонем современного русского языка (консонантизм). Дискуссии о количестве фонем. Основные тенденции развития.

19. «Старшая» и «младшая» нормы. Основные тенденции развития фонологической системы русского языка.

20. Фонология как наука. Понятие фонемы, ее функции. Звук в перцептивном и сигнификативном аспектах. Понятие позиции и ее типа.

21. Истоки фонологической теории. Фонологические взгляды И.А. Бодуэна де Куртене.

22. Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Специфика понимания фонемы. Понятие оппозиции и нейтрализации.

23. Московская фонологическая школа до реформы Р.И. Аванесова. Узкое и широкое понимание фонемы. Варианты и вариации фонем.

24. Московская фонологическая школа до реформы Р.И. Аванесова: основные противоречия.

25. Реформа московской фонологической школы, предложенная Р.И. Аванесовым: основные положения.

26. Реформа московской фонологической школы, предложенная Р.И. Аванесовым: понятие сильной и слабой фонемы.

27. Реформа московской фонологической школы, предложенная Р.И. Аванесовым: понятие фонемного ряда.

28. Параллельные чередования согласных в русском языке.

29. Непараллельные чередования согласных в русском языке.

30. Параллельные и непараллельные чередования гласных в русском языке.

31. Понятие гиперфонемы. Специфические особенности русской фонетической системы, приведшие к формированию понятия гиперфонемы.

32. Законы Р.И. Аванесова о тождестве и различии словоформ и морфем в их отношении к звуковым оболочкам.

33. Ленинградская фонологическая школа: истоки, исходные единицы. Фонема как звукотип. Почему термин «звукотип» не мог возникнуть в рамках МФШ?

34. Учение Л.В. Щербы об оттенках фонемы. Соотношение понятия «оттенки фонемы» и соответствующих понятий МФШ и Р.И. Аванесова.

35. Ударные и безударные оттенки фонемы.

36. Сопоставление МФШ и ЛФШ в аспекте понимания фонемы и ее отношения к языку и речи. Почему МФШ считает, что ЛФШ изменяет функциональным принципам? В чем функционализм ЛФШ?

37. Проблема связи фонемы со значением.

38. Орфоэпия, ее отношение к фонетике. История русской орфоэпии.

39. Русская графика. Ее основной принцип. Достоинства и недостатки.

40. История русской графики и орфографии.

41. Понятие алфавита. Соотношение алфавита и фонетической системы.

42. Принципы русской орфографии.

 

Основные понятия и термины

Фонетическая система и подсистемы, сегментные и суперсегментные единицы, звук, слог, такт, фраза, ударение, интонация, диэрема, артикуляционная и акустическая характеристика звука, фонологическая позиция, фонетические и исторические чередования звуков, сильная и слабая фонема, фонологический ряд, принципы орфографии, принципы графики.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

 

п/п

 

Наименование тем

в

с

е

г

о

 

ч

а

с.

Аудиторные

занятия (час.)

С

а

м

о

с

т.

 

р

а

б.

в том числе

л е к ц и и с е м и н а р ы
1 Введение. Фонетическая система современного русского литературного языка. Фонетическая транскрипция. 8 1 1 6
2 Артикуляционная и акустическая характеристика гласных и согласных звуков. 10 1 2 7
3 Контрольная работа «Артикуляционная и акустическая характеристика гласных и согласных звуков». 1   1  
4 Тактовое и фразовое членение речевого потока. Ударение и интонация. 8 1   7
5 Слог и слогоделение. Многообразие теорий слогоделения. 12 1 1 10
6 Контрольная работа «Фонетическое членение речи». 1   1  
7 Понятие о фонеме. Виды чередований в современном русском языке. Фонетические законы в области гласных звуков русского языка. 12 1 1 10
8 Фонетические законы в области согласных звуков русского языка. 10 2 2 6
9 Контрольная работа «Фонетические законы современного русского языка». 1   1  
10 История фонологических учений. 12 1   11
11 Фонологическая транскрипция как отражение фонологических взглядов разных научных школ 10 1 1 8
  Контрольная работа «Русская фонология» 1   1  
12 Устные формы речи в прикладном аспекте: современная русская орфоэипя. 6 1   5
13 Письменные формы речи в прикладном аспекте: современная русская графика и орфография. 6 1   5
14 Основы социофонетики. 6 1   5

Всего

104 12 12 80

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: