1. Современный русский литературный язык. Фонетика как научная дисциплина. Понятие фонетической системы и подсистем. Основные единицы фонетики.
2. Аспекты изучения звуков. Три фазы артикуляции звуков. Артикуляционная классификация гласных в русском языке.
3. Классификация согласных звуков по степени участия голоса и шума и по месту образования шума.
4. Классификация согласных звуков по способу образования шума и по твердости/мягкости. Дополнительная артикуляция (палатализация, веляризация, двуфокусность).
5. Акустическая характеристика звуков.
6. Звуковые законы в области гласных звуков.
7. Фонетические законы в области согласных. Озвончение и оглушение. Сильные и слабые позиции.
8. Фонетические законы в области согласных. Ассимиляция по твердости/мягкости. Сильные и слабые позиции.
9. Ассимиляция согласных по и месту и способу образования. Чередование согласных с нулем звука.
10. Исторические чередования звуков.
11. Слог и слогоделение. Слог как реальная минимальная единица речи. Акустические теории слога (вокалическая теория, теория сонорности). Взгляды на типы слогов М.В. Ломоносова.
|
|
12. Слог и слогоделение. Артикуляционная теория слога (экспираторная, теория мускульного напряжения, теория эксплозии-имплозии, теория Л.В. Бондарко).
13. Структурные типы слогов. Трудные случаи слогоделения. Почему в русском языке возможны варианты слогораздела?
14. Фонетическое членение речи (фраза, такт, фонетическое слово, слог) и средства его организации. Энклиза и проклиза.
15. Ударение. Специфика русского ударения. Функции ударения и его типы (фонетическое ударение и логическое ударение).
16. Интонация. Типы интонационных конструкций русского языка.
17. Система гласных фонем современного русского языка (вокализм). Дискуссии о количестве фонем. Основные тенденции развития.
18. Система согласных фонем современного русского языка (консонантизм). Дискуссии о количестве фонем. Основные тенденции развития.
19. «Старшая» и «младшая» нормы. Основные тенденции развития фонологической системы русского языка.
20. Фонология как наука. Понятие фонемы, ее функции. Звук в перцептивном и сигнификативном аспектах. Понятие позиции и ее типа.
21. Истоки фонологической теории. Фонологические взгляды И.А. Бодуэна де Куртене.
22. Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Специфика понимания фонемы. Понятие оппозиции и нейтрализации.
23. Московская фонологическая школа до реформы Р.И. Аванесова. Узкое и широкое понимание фонемы. Варианты и вариации фонем.
24. Московская фонологическая школа до реформы Р.И. Аванесова: основные противоречия.
|
|
25. Реформа московской фонологической школы, предложенная Р.И. Аванесовым: основные положения.
26. Реформа московской фонологической школы, предложенная Р.И. Аванесовым: понятие сильной и слабой фонемы.
27. Реформа московской фонологической школы, предложенная Р.И. Аванесовым: понятие фонемного ряда.
28. Параллельные чередования согласных в русском языке.
29. Непараллельные чередования согласных в русском языке.
30. Параллельные и непараллельные чередования гласных в русском языке.
31. Понятие гиперфонемы. Специфические особенности русской фонетической системы, приведшие к формированию понятия гиперфонемы.
32. Законы Р.И. Аванесова о тождестве и различии словоформ и морфем в их отношении к звуковым оболочкам.
33. Ленинградская фонологическая школа: истоки, исходные единицы. Фонема как звукотип. Почему термин «звукотип» не мог возникнуть в рамках МФШ?
34. Учение Л.В. Щербы об оттенках фонемы. Соотношение понятия «оттенки фонемы» и соответствующих понятий МФШ и Р.И. Аванесова.
35. Ударные и безударные оттенки фонемы.
36. Сопоставление МФШ и ЛФШ в аспекте понимания фонемы и ее отношения к языку и речи. Почему МФШ считает, что ЛФШ изменяет функциональным принципам? В чем функционализм ЛФШ?
37. Проблема связи фонемы со значением.
38. Орфоэпия, ее отношение к фонетике. История русской орфоэпии.
39. Русская графика. Ее основной принцип. Достоинства и недостатки.
40. История русской графики и орфографии.
41. Понятие алфавита. Соотношение алфавита и фонетической системы.
42. Принципы русской орфографии.
Основные понятия и термины
Фонетическая система и подсистемы, сегментные и суперсегментные единицы, звук, слог, такт, фраза, ударение, интонация, диэрема, артикуляционная и акустическая характеристика звука, фонологическая позиция, фонетические и исторические чередования звуков, сильная и слабая фонема, фонологический ряд, принципы орфографии, принципы графики.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ № п/п |
Наименование тем | в с е г о
ч а с. | Аудиторные занятия (час.) | С а м о с т.
р а б. | |
в том числе | |||||
л е к ц и и | с е м и н а р ы | ||||
1 | Введение. Фонетическая система современного русского литературного языка. Фонетическая транскрипция. | 8 | 1 | 1 | 6 |
2 | Артикуляционная и акустическая характеристика гласных и согласных звуков. | 10 | 1 | 2 | 7 |
3 | Контрольная работа «Артикуляционная и акустическая характеристика гласных и согласных звуков». | 1 | 1 | ||
4 | Тактовое и фразовое членение речевого потока. Ударение и интонация. | 8 | 1 | 7 | |
5 | Слог и слогоделение. Многообразие теорий слогоделения. | 12 | 1 | 1 | 10 |
6 | Контрольная работа «Фонетическое членение речи». | 1 | 1 | ||
7 | Понятие о фонеме. Виды чередований в современном русском языке. Фонетические законы в области гласных звуков русского языка. | 12 | 1 | 1 | 10 |
8 | Фонетические законы в области согласных звуков русского языка. | 10 | 2 | 2 | 6 |
9 | Контрольная работа «Фонетические законы современного русского языка». | 1 | 1 | ||
10 | История фонологических учений. | 12 | 1 | 11 | |
11 | Фонологическая транскрипция как отражение фонологических взглядов разных научных школ | 10 | 1 | 1 | 8 |
Контрольная работа «Русская фонология» | 1 | 1 | |||
12 | Устные формы речи в прикладном аспекте: современная русская орфоэипя. | 6 | 1 | 5 | |
13 | Письменные формы речи в прикладном аспекте: современная русская графика и орфография. | 6 | 1 | 5 | |
14 | Основы социофонетики. | 6 | 1 | 5 | |
Всего | 104 | 12 | 12 | 80 |