Плохая теория хуже, чем полное
отсутствие всякой теории.
Д.И. Писарев
Педагогика, как и любая область научного знания, переживает изменения: уходят в историю некогда авторитетные теории, их сменяют инновационные концепции, которые со временем, став
С.118
общепринятыми, сами теряют свою актуальность. На сегодняшний день еще не обнаружен тот однозначно действующий механизм, который вызывает отказ от одних идей и обращение к другим, а иногда и возрождение давно забытых положений. Изменения в науке происходят и в связи со сменой научных парадигм.
Парадигма (от греч. parddeigma — пример, образец) — образец, тип, модель (например, общественных отношений); в философии, социологии — исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определенного этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения.
Ввел это понятие в научный обиход в середине XX в. американский философ Т. Кун: «Под парадигмой я понимаю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений»[12].
|
|
Парадигма — это господствующая в определенное время система научных идей и теорий, которая дает ученым достаточно ясное видение мира и служит опорой в их работе как модель научного знания.
В науке выделяют общенаучные и специализированные парадигмы.
Проблема научных парадигм в педагогике находится сейчас в поле внимания многих отечественных ученых-педагогов. Это — Б.С. Гершунский, И.А. Колесникова, Б.Г. Корнетов, В.В. Краевский и др. Они по-разному понимают сам алгоритм педагогической парадигмы и процесс смены парадигм педагогической науки.
Но при всей разнице подходов исследование научных парадигм педагогики должно строиться как обоснование тех ценностей, которые придают теоретическим моделям статус парадигм.
Обратившись к истории педагогической науки, можно выделить области своеобразной центрации научного знания на ту или иную ценность «первого порядка»: вера — знание — «Я» личности. В соответствии с этим выстраиваются три главные парадигмы педагогической науки: теоцентрическая, рациоцентрическая (рационалистическая), антропоцентрическая (Н.Ф. Голованова).
Теоцентрическая парадигма. Оформление научного знания на заре педагогической мысли шло вокруг идеи предопределенности жизни человека высшим духовным началом (олимпийскими богами, судьбой, Космосом, промыслом Божьим). Ребенок — носитель человеческой сущности, его жизнь и взросление зависят от высшей духовной реальности. Поскольку главными были ценности из области духовной, складывались соответствующие формы воспитания детей.
|
|
С.119
Сократ (470-399 до н.э.), Платон (428/427-348/347 до н.э.), Аристотель (384-322 до н.э.), Фома Аквинский (1225/1226-1274) установили разделение «естественного разума» и Божественного Откровения, мышления и веры. Это положило начало отделению развивающихся наук от религии, укреплению в культуре рациональных ценностей. Теоцентрическая парадигма педагогики продолжает жить в фундаментальных религиозных системах (православная педагогика, педагогика ислама) и в псевдорелигиозных концепциях современности (антропософская вальдорфская педагогика, педагогика «Живой этики» Рерихов, учение «Детка» Порфирия Иванова).
К основным положениям теоцентрической парадигмы относятся:
- потенциал развития ребенка и его будущее совершенство обусловлены Высшей Волей, Богом;
- каждый человек должен выполнять то, к чему предназначен Богом, оставаться в том сословии, в котором рожден;
- учитель — не носитель истины в последней инстанции, он лишь человек, умеющий читать, писать; а ответы на все вопросы жития надо искать в Священном писании.
Распространенной сегодня концепцией воспитания является концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925), основоположника антропософии. Свои идеи Штайнер воплотил в Вальдорфской школе, которую открыл в 1919 г. в Штутгарте и которой руководил до конца своих дней. Необходимым элементом данной концепции является положение о том, что воспитание осуществляется на основе подражания верным образцам поведения взрослых.
Рационалистическая парадигма. Культура Нового времени и эпохи Просвещения (XVII-начало XX в.) иначе ставит вопрос о том, кто задает человеку границы существования в этом мире: границы человеческого существования устанавливаются самим человеком благодаря его разуму. Вера в прогресс, в торжество человеческого разума вызвала развитие наук, появление светского образования.
В рационалистической парадигме рассматривается некий образец «просвещенного европейца»: разумный человек, сознательно контролирующий всю систему своих отношений с миром и другими людьми, деловитый, практичный, принимающий образование как необходимую культурную норму.
К основным чертам рациоцентрической парадигмы целесообразно отнести следующие:
- рационализм: научное познание ориентировано на истину, которая абстрактно существует в мире независимо от человека;
- ребенок рассматривается как объект действий педагога (взрослого), ибо только педагог — носитель разума, он знает ответы на все вопросы.
С.120
Развитие человека по аристотелевской модели: ребенок — «чистая доска». Отношение к ребенку как к объекту воспитания вынуждало педагога постигать законы управления его вниманием, мышлением, и, как следствие, неизбежная черта — авторитарность;
- утилитарность образования — нацеленность на пользу, к дальнейшему обучению, производству, гражданской жизни успешного собственника.
Воспитание, следуя данной парадигме, организуется в поведенческой модели: «показать — объяснить — упражнять». Воспитатель предъявляет ребенку образец поведения, добивается, чтобы он осознал эту норму, оценил ее, выразил к ней свое отношение и применил в своем поведении. Такая технология воспитания позволяет управлять поведением ребенка: поощрять социально-положительные действия и пресекать социально-негативные. Именно в поведенческой модели воспитания так важны оценки в баллах (например, за прилежание и поведение).
Рационалистическая парадигма педагогики отстаивала убеждение, что образованного человека можно воспитать, если вооружить его основополагающими мировоззренческими концепциями, обоснованными наукой, обучить способам, позволяющим анализировать и соизмерять события, отыскивать аналогии в истории и повседневной жизни, ориентироваться на идеалы.
|
|
Антропоцентрическая парадигма. Во времена зарождения капиталистических отношений возникло представление, что одним из главных продуктов человеческого творчества является сам человек. В нем по-прежнему признается сочетание двух субстанций — божественной и природной, но теперь выделяется и третья — человеческая. Мыслители эпохи Возрождения пытались понять эту человеческую ипостась, ставшую основой гуманизма («Дом радости» В. де Фельтре (1378—1445)). Естественная среда — природа — рассматривалась гуманистами как первый фактор воспитания.
Эпоха Просвещения дала миру педагогическую теорию Ж.Ж. Руссо (1712-1778), основными положениями которой являются:
- изначальное совершенство ребенка;
- природосообразность, естественность воспитания;
- свобода в воспитании;
- общечеловеческие целевые ориентиры воспитания;
- гуманизм.
К.Д. Ушинский (1824-1870) обосновал антропологическую концепцию воспитания, утверждая, что воспитание человека возможно только с учетом знаний о нем, накопленных всеми науками.
С.121
П.Ф Каптерев (1849-1922) вслед за К.Д. Ушинским общим основанием педагогики считал антропологию (прежде всего физиологию и психологию). Педагог отстаивал мысль о разносторонности деятельности учителя, формирующей всю личность ученика. Им была выдвинута идея нравственного закаливания ребенка. Он считал, что определяющую роль в воспитании должно играть саморазвитие личности. Одной из задач воспитания П.Ф. Каптерев полагал воспитание характера и воли.
Новый всплеск гуманистических идей отмечался в начале XX в. и связан с именами Л.Н. Толстого, М. Монтессори, Я. Корчака.
Другой подход к выделению основных парадигм воспитания связан с отношением к социальным и биологическим детерминантам. Это позволяет выделить следующие парадигмы.
1. Парадигма социального воспитания (Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье, П. Бурдье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного окружения воспитанников.
|
|
2. Биопсихологическая парадигма (К. Роджерс, А. Медичи, Р. Галь): признается важность взаимодействия человека с социальным миром, одновременно наблюдается независимость индивида от влияний последнего.
3. Парадигма диалектической взаимосвязи социального и биологического (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский) учитывает, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведения, ни ее развития.
Контрольные вопросы и задания
1. Объясните, почему в педагогической литературе имеются различные трактовки понятия воспитания.
2. Назовите общие признаки воспитания как социально-педагогического явления.
3. В каком соотношении в педагогике находятся понятия «воспитание» и «обучение»?
4. Опишите, как осуществлялось воспитание в различные исторические эпохи.
5. Какова роль самовоспитания в структуре развития личности?
5. Каково соотношение понятий развития, воспитания и социализации личности?
6. Назовите признаки самоактуализирующейся личности (по А. Маслоу).
7. Что лежит в основе различий современных концепций воспитания?
С.122
9. Охарактеризуйте систему целей воспитания.
10. Как формулируется цель воспитания в современной гуманистической теории воспитания?
11. Какие существуют подходы к определению содержания воспитания?
12. Какой из предложенных подходов к определению содержания воспитания вы могли бы взять за основу при составлении собственной программы воспитания?
13. Что следует понимать под закономерностями воспитания?
14. Почему общие закономерности воспитания относятся как к обучению, так и к воспитанию в его узком смысле?
15. Какие принципы воспитания следуют из его закономерностей?
16. Как закономерности и принципы воспитания определяют характер и логику воспитания, отбор содержания воспитания?
17. Что понимается под методом воспитания?
18. Как приемы воспитательного воздействия могут стимулировать развитие позитивных качеств личности?
19. Какие общие функции выполняют средства и формы воспитательной работы?
20. Для чего необходимо изучать эффективность форм воспитательной работы?
С.123