Реформы Сервия Туллия
Одной из основных причин реформ Сервия Туллия явилась необходимость поддерживать стабильность в формирующемся римском обществе. Другой причиной можно назвать потребность создания более стройной военной организации.
1) Военно-политическая реформа (579 - 535 гг. до н.э.)
В её основу был положен имущественный ценз. На основании имущественного положения он разделил все население Рима на пять классовнезависимо от старой сословной принадлежности:
1 класс - наиболее состоятельные люди - владельцы полного земельного надела стоимостью не менее 100 тысяч ассов. Из них формировалось 98 военных центурий («сотен») – 80 центурий тяжело вооруженных пехотинцев, ставших основной боевой силой, и 18 центурий всадников.
2 класс - граждане, владевшие 3/4 полного надела стоимостью не мее 75 тысяч ассов и выявляли 22 центурии.
3 класс - граждане, владевшие половиной надела стоимостью не менее 50 тыс. ассов и формировали 20 центурий.
4 класс - граждане, владевшие 1/4 надела ценой не менее 25 тыс. ассов, от них было 22 центурии.
|
|
5 класс - граждане, владевшие 1/8 надела ценой, стоявшего не менее 12.5 тыс. ассов, они давали 30 центурий легковооруженных воинов.
Из оставшегося населения, имевшего меньший доход, образовали одну центурию - пролетарии, которые не моги приобрести вооружение и на военную службу не призывались.
Помимо военной организации новое деление общества изменило и политическую расстановку сил. Для решения важнейших вопросов римляне теперь собирались на центуриатные комиции. При голосовании каждая центурия имела один голос. Большинство голосов всегда получали представители 1-го класса (в совокупности 98 голосов из 193-х). Тот же принцип определял их место в военном строю и в получении гражданских должностей. По существу реформа открыла плебеям доступ в состав привилегированного «римского народа» и тем самым заложила базу для дальнейшего развития в Риме демократических тенденций.
Административно-территориальная реформа.
2) Второй значимой реформой Сервия Туллия было деление территории Рима на городские и сельские трибы, к которым теперь должны были приписываться граждане и откуда они призывались на службу. Всего была создана 21 триба: 4 городских и 17 сельских, объединявших и патрициев, и плебеев. Замена старого деления территории, основанного на кровно-родственном принципе, на новое – административно-территориальное – привело к ослаблению позиций родовой знати.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав "римского народа", допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев.
|
|
Борьба партийцев и плебеев. Завершение становления римского полиса.
Плебеи стремились добиться увеличения своих прав, требовали допуска в общественной земле. Как и в Греции, допуск был ступенью к гражданскому полноправию, и автоматически - к политическому равенству с патрициями.
Решающую роль в борьбе сыграла военная сила плебеев. Патрициев было немного, и они гибли в результате многочисленных войн, поэтому, согласно реформе Сервия Туллия, все плебеи включались в военное ополчение наряду с патрициями, пополнявшими за их счет свое войско.
Законы 12 таблиц. Наиболее ранней формой борьбы стал уход плебеев из Рима, так называемые сецессии. Плебеи покидали Рим и обосновывались на Священной горе близ города. Первая сецессия произошла в 494 г. до Р. Х., после чего патриции согласились на создание новой государственной должности плебейских трибунов.
Законы о правах плебеев. В том же, 449 г., был издан закон Валерия и Горация, согласно которому решения плебейских собраний приобретали силу закона и для патрициев – первый шаг к равноправию патрициев и плебеев.
Первая половина IV в. в течение десяти лет была ознаменована ожесточенными столкновениями обоих слоев общества по поводу отмены долгового рабства. И в 367 г. появился важный закон Лициния и Секстия. В него включались три важных решения:
1 - плебеи допускались к должности одного из двух консулов.
2 - они наряду с патрициями получали право пользоваться общественными землями и в этом смысле уравнивались с аристократией.
3 - решался самый больной вопрос о долгах: выплаченные проценты вычитались из общей суммы долга, а ссудный процент был еще раз снижен.
В 326 г. плебейский трибун Петелий добился отмены долговой кабалы по отношению к гражданам. За плебеями признавалось право гражданской личности.
В 300 г. был принят закон братьев Огульниев. Плебеи могли избираться на занимаемые патрициями жреческие должности, хотя полного уравнения патрициев и плебеев в области выполнения сакральных функций так и не произошло.
Борьба плебса и патрициата завершилась к 287 г.
Государственное устройство. Народные собрания. Сенат. Высшим органом в республиканском Риме оставалось народное собрание. С конца царского периода существовало два типа собраний. Куриатные комиции, аристократический орган, в республиканском Риме уже не играли существенной роли, и в них, как и в афинский ареопаг, были перенесены разбирательства, связанные с религиозными обрядами.
Центуриатные комиции собирались по центуриям, введенным при Сервии Туллии и основанным на имущественном разделении граждан, – в них участвовали и патриции, и плебеи. Центурий было 193, и каждая обладала одним голосом. К первым 98 центуриям, подававшим свои голоса раньше других, принадлежали обеспеченные граждане из выделенных тем же Сервием Туллием шести разрядов, поэтому решение выносилось в угоду первым центуриям. Многие плебеи, пролетарии в том числе, не успевали даже проголосовать, когда закон уже был утвержден обеспеченными гражданами, входившими в первые 98 центурий.
Деление граждан по имущественному признаку использовалось лось прежде всего для распределения воинской повинности. Все свободное население, включая патрициев и плебеев, было обязано служить в ополчении. Первый класс выставлял 98 центурий(сотен), в том числе 80 центурий тяжеловооруженной пехоты и18 центурий конницы; все остальные классы, вместе взятые, выставляли 95 центурий легкой пехоты и вспомогательных отрядов[93]. Вооружение и содержание воинов ложилось на самих граждан, а не на государство.
|
|
Такое неравноправие было ликвидировано в республиканскую эпоху. Во второй половине III в. была проведена реформа центуриатных комиций: каждый из пяти разрядов граждан выставлял равное количество центурий (70). Из пяти разрядов набиралось 350 центурий. Каждый имущественный разряд теперь получал равное представительство в народном собрании, и важные решения выносились уже всеми гражданами.
После первой сецессии 495 года в противовес аристократическим куриатным комициям собрания граждан созывались по трибам. По трибам проходили как общие собрания и плебеев и патрициев, так и чисто плебейские сходки, плебисциты. Этот третий вид сходок, трибутные комиции, в республиканскую эпоху играл важную роль. Сервий Туллий ввел 21 трибу. В последующую эпоху по мере расширения Рима количество триб было увеличено до 35. Усиление плебеев неизбежно вело к установлению юридического статуса плебейских трибутных собраний в общегосударственных масштабах. В 449 г., согласно закону Валерия и Горация, подтвержденному в 287 г. диктатором Гортензием, именно плебейские собрания по трибам были признаны обязательными и для патрициев.
На народных собраниях избирались магистраты, но в центуриатных – высшие, а в трибутных – более низкого ранга. Вторая важная функция собраний – судебная. На центуриатных сходках разбирались неординарные случаи, например уголовного характера, а на трибутных – дела, в худшем случае каравшиеся штрафом. В третью функцию собраний входило утверждение проектов законов. В этом плане трибутные комиции являлись основным органом, рассматривавшим предложения, выдвинутые магистратами, обладавшими законодательной инициативой. Законопроект либо отвергался, либо утверждался трибутными комициями. В реальности перечисленные функции четко не были разделены между двумя собраниями, в силу чего высшие магистраты могли умело лавировать при утверждении выгодных для них проектов.
|
|