Часть 1.
Задание 1.
1. Заполните кроссворд:
1 Л | Е | 2 Г | И | Т | И | М | Н | О | 3 С | Т | Ь | ||||||
Е | Т | ||||||||||||||||
Д | Р | ||||||||||||||||
О | 4 А | В | Г | У | С | Т | И | Н | |||||||||
Н | Т | ||||||||||||||||
И | И | ||||||||||||||||
З | Ф | ||||||||||||||||
М | И | ||||||||||||||||
К | |||||||||||||||||
А | |||||||||||||||||
Ц | |||||||||||||||||
И | |||||||||||||||||
5 Ф | У | Т | У | Р | О | Л | О | Г | И | Я |
1. Признание сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законного.
2. Мировоззренческая позиция, утверждающая наслаждение в качестве высшей ценности, а стремление к наслаждению – основной движущей силой человеческого поведения.
3. Многомерная иерархически организованная структура социального неравенства, существующая в любом обществе; процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства.
4. Автор работы «О граде Божьем».
5. Область обществознания, в которой представлены проекты будущего человечества, прогнозы перспектив социальных изменений.
2. Из перечисленного ниже выберите принцип (принципы), НЕ характеризующий (НЕ характеризующие) учение Ж.-Ж. Руссо:
А) имущественное и социальное равенство,
Б) идеализация государственного состояния как «абсолютной, неподвижной самоцели»,
В) идеализация естественного (догосударственного) состояния как «прекрасной дикости», когда человек живет в гармонии с природой и окружающими его людьми,
Г) одни люди по природе свободны, другие – рабы
Д) полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины,
Е) свобода есть право делать все, что дозволено законами,
Ж) общественное соглашение дает политическому организму неограниченную власть над всеми его членами.
Ответ: Б; Г; Е.
Составьте пары по схеме: набор идей (перечислены под цифрами) – мыслитель (мыслители) (перечислены под буквами). Запишите полученные пары (цифра-буква) внизу.
1) «Протестантская этика и дух капитализма»; социальное действие; монополия на легитимное применение насилия; 2) Социальная стратификация; социальная мобильность; социальный лифт. 3) Социология; социальная статика и социальная динамика; позитивная философия; 4) Социальный факт; социальная солидарность; аномия. | А) Э. Дюркгейм; Б) О. Конт; В) М. Вебер; Г) П.А. Сорокин; Д) Р. Мертон; Е) Т. Парсонс. |
Ответ: 1-В; 2-Г; 3-Б; 4-А.
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется образованием.
Вам следует:
А) оценить его на истинность или ложность: истинно / ложно (нужное подчеркнуть);
Б) определить и исправить ошибку, если она есть, записав исправленный вариант на чертах:
Ответ: Ложно.
Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется социализацией
Как называется древнейшая рукопись, содержащая текст «Повести временных лет»?
А) Несторова летопись
Б) Лаврентьевская летопись
В) Остромирово евангелие
Г) Изборник Святослава
Ответ: Б.
Назовите одним словом это историческое явление.
Условный порядок распределения служб между отдельными лицами в зависимости от знатности рода, существовавший в России до конца XVII в.
Ответ: Местничество.
7. Какие из указанных нововведений появились в результате судебной реформы Александра II 1864 года:
А. введение гласного судопроизводства
Б. отказ от телесных наказаний
В. введение адвокатуры
Г. разработка Свода законов
Д. учреждение суда присяжных заседателей
Ответ: А, В, Д.
8. Определите, к какой исторической эпохе относится этот документ, укажите его название, кратко охарактеризуйте содержание документа:
«… Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа… 2)Все недра земли: руда, нефть, уголь, соль и т.д., а также леса и воды, имеющие общегосударственное значение, переходят в исключительное пользование государства. Все мелкие реки, озера, леса и проч. переходят в пользование общин, при условии заведывания ими местными органами самоуправления. 3) Земельные участки с высоко-культурными хозяйствами: сады, плантации, рассадники, питомники, оранжереи и т.под. не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государства или общин, в зависимости от размера и значения их. Усадебная, городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев, причем размер самих участков и высота налога за пользование ими определяется законодательным порядком…».
Ответ: Декрет о земле, 26 октября 1917 года.
· отмена частной собственности на землю,
· запрет использования наемного труда,
· конфискация помещичьих земель и имений,
· государственная (народная) собственность на землю и недра,
· переход конфискованных земель и имений к новым органам власти (Советы крестьянских депутатов, волостные земельные комитеты)
9. Составьте правильные пары из приведенных ниже описаний событий Великой Отечественной войны:
1. Согласно германскому плану «Барбаросса», захват этого города планировался в течение первых 3 – 4 месяцев войны. | А. Ленинград |
2. В результате опоздавшего приказа об отступлении около этого города армии Юго-Западного фронта попали в «котел» | Б. Москва |
3. По замыслу немецкого командования этот город нужно было захватить до взятия Москвы | В. Киев |
Ответ: 1 -Б; 2 -В; 3 -А.
Опишите историческое явление, изображенное на картине: его причины, содержание и последствия. Укажите название картины и художника.
Ответ: Виктор Михайлович Васнецов. Крещение Руси
Причины крещения:
· необходимость религиозного единообразия с целью политического объединения русских земель;
· стремление к усилению роли князя как главы государства, возвышение его над дружиной и общинным самоуправлением;
· стремление к укреплению связей с Византией;
· желание Владимира породниться с византийскими императорами;
· стремление к поднятию престижа Руси.
Содержание процесса – крещение Руси. (Согласно Повести временных лет, в 986 году Владимир по просьбе византийского императора послал войска для помощи в усмирении мятежа в Византии, взамен потребовав выдать за него сестру византийских императоров Анну. Условием брака с Анной было поставлено крещение язычника Владимира. Мятеж был подавлен, однако Анну не прислали. Владимир ждал два года, после чего отправился к берегу Черного моря, к византийскому городу Херсонес, осадил Херсонес – главный порт Византии в Северном Причерноморье, после чего из Византии прислали Анну, с которой Владимир обвенчался в Херсонесе после своего крещения).
На картине изображены: Владимир и его супруга Анна, сестра византийских императоров; священники, принимающие участие в крещении народа; дружина князя, также принявшая православие в Херсонесе.
Содержание картины: крещенный Владимир принес свет православной веры на Русь.
Последствия крещения Руси:
· помогло политическому объединению русских земель;
· способствовало повышению престижа Руси;
· укрепило связи с Византией;
· усилило личную власть князя, а в дальнейшем стало одной из предпосылок к государственной централизации;
· включило Россию в христианский мир, позволило приобщиться к достижениям христианской цивилизации.
11. Определите смысл понятия «предпринимательство»? Составьте два небольших предложения, раскрывающих основное содержание предпринимательской деятельности:
А.Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг |
Б.Деятельность нацелена на систематическое получение прибыли и осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном порядке. |
12.Какие из перечисленных ниже административных наказаний могут применяться в отношении юридического лица:
А) предупреждение;
Б) административный штраф;
В) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
Г) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
Д) административный арест;
Е) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
Ж) дисквалификация;
З) административное приостановление деятельности;
И) обязательные работы;
К) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Ответ: А, Б, В, З.