Грамматический строй языка (грамматика) —

1) это система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, синтаксиса и словопроизводства;

2) наука о формальном строе языка.

Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис изучает – словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование изучает – образование слова на базе другого однокоренного слова.

Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение: 1) так как только правильно оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. 2)усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи. 3)овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка (он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, правильно излагать свои мысли). 4)оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе.

Речь маленького ребенка с точки зрения грамматики аморфна (бесформенна). Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблении сложноподчиненных предложений.Связи между предметами и явлениями ребенок познает прежде всего в предметной деятельности. Формирование грамматического строя проходит успешно при условии правильной организации предметной деятельности, повседневного общения детей со сверстниками и взрослыми, специальных речевых занятий и упражнений, направленных на усвоение и закрепление трудных грамматических форм.

П риёмы обучения грамматическим навыкам:образец, объяснение, указание, сравнение, повторение (они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения).

Формирование грамматически правильной речи осуществляется двумя путями: в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в повседневном общении. Грамматический строй дети усваивают постепенно, в определенной последовательности.

Этапы усвоения грамматического строя речи детьми (по А.Н.Гвоздеву)

Периоды Ступени периода Характеристика достижений детей

I период с 1 г. до 1 г. 10 мес.

1 г. 3 мес. — 1 г. 8 мес.   Использование в речи слов-предложе­ний
1 г. 8 мес. — 1 г. 10 мес. Появление фраз из двух и более слов, не согласованных между собой (аморфные предложения)

II период — с 1 г. 10 мес. до 3 лет (период освоения син­таксической системы языка)

1г. 10 мес. — 2 г. 1 мес. Появление первых попыток соподчи­нения слов в предложении, которые соседствуют со словами-корнями (не­измененными словами)
2 г. 1 мес. — 2 г. 3 мес. Все слова изменяются, но не исполь­зуются союзы и предлоги
2 г. 3 мес. — 3 г. Усвоение всех типов предложений и служебных слов
III период — с 3 до 7 лет

Период освоения морфологической системы языка, в т.ч. с 3 до 5 лет — период активного словотворчест­ва детей

После 7 лет

Совершенствование грамматического строя речи де­тей

Учет особенностей усвоения детьми грамматических форм при создании условий для их формирования (по А.Н.Гвоздеву)

Особенности Условия формирования
«Спонтанейность» усвоения грамматических форм в процес­се общения с окружающими взрослыми Грамматически правильная речь ок­ружающих взрослых

Практическое усвоение грамма­тики и условно-рефлекторный характер грамматических навы­ков

Постоянное внимание к речи детей и своевременное исправление ошибок в их речи
Систематическая практика использо­вания правильных грамматических форм — организация целенаправлен­ного обучения
Постепенность усвоения грамма­тического строя речи Учет возрастных и индивидуальных особенностей усвоения грамматиче­ского строя речи

 

 


 

Методы и приемы формирования
грамматического строя речи у дошкольников

Раздел работы Методы и приемы
Формирование синтаксических умений • дидактические игры и упражнения; • ситуации письменной речи (пересказ, диктант, «размытое письмо»); • составление детьми монологов (рассказывание); • игры-драматизации
Формирование морфологических умений • дидактические игры и упражнения; • заучивание коротких стихов с трудными грамматическими формами; • пересказ литературных произведений
Формирование способов словообразования • объяснение этимологии слов; • «демонстрация» способов словообразования на основе литературных произведений; • упражнения детей в этимологическом анализе слов «Почему так называется?»; • упражнения в словообразовании (по аналогии, систематизация способов словообразования, творческие задания); • нахождение родственных слов в произведе­нии; • упражнения в образовании родственных слов; • моделирование «сложных» слов

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: