Диалектико-материалистическое понимание истории в философии марксизма

 

Материалисти­ческое понимание истории. Прежде чем заниматься наукой, политикой, религией, философией люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, все это достигается в результате труда, а труд в свою очередь невозможен без применения и изготовления орудий труда и средств производства. Из всей сложнейшей и многооб­разной совокупности общественных связей и отношений Маркс выделил отношения материальные, производственные. Эти ба­зисные, первичные отношения складываются, не проходя через сознание людей. Они и определяют все остальные отношения, которые проходят через сознание. Их Маркс называл идеологи­ческими.

Центральной категорией, при помощи которой Маркс пытался постигнуть сущность капиталистических отношений и место, ко­торое в ней занимал человек, была категория отчуждения. Маркс главное внимание обратил на отчуждение труда и самоотчуждение работника. Во-первых, от работника отчуждается созданный им продукт труда. Во-вторых, происходит отчуждение трудовой деятельнос­ти работника, поскольку его собственная физическая и духовная энергия, воплощенная в продукте труда, принадлежит владельцу средств производства. Этот процесс Маркс называет самоотчуж­дением. Отчужденный труд превращает жизнь чело­века в средство удовле­творения потребности в сохранении физического существования. Корень всех бед и несчастий рабочего класса Маркс видел в господстве частной собственности на средства производ­ства. Историческая необходимость замены частной собственности общественной — таково самое краткое выражение сущности уче­ния Маркса и Энгельса об обществе.

Маркс вырабатывает новый взгляд на проблему человека. Главным признаком понятия «чело­век», с точки зрения марксизма, является способность целесообразно трудиться. Марксистская философия видит в человеке активное сущест­во, способное творчески преобразовывать действительность. Лич­ность — это относительно самостоятельная единица, действующая тем успешнее, чем лучше она познает и использует объективные условия и законы развития общества. Однако личность, как считал Маркс, действует не в одиночку и может по-настоящему проявить свою активность только в коллективе и через коллектив.

Диалектпико-материалистическое понимание общества и его истории. Про­изводственные отношения должны соответствовать определенной ступени развития производительных сил. Но это соответствие не может быть статичным: производительные силы на каком-то этапе своего развития вступают в про­тиворечие с отставшими производственными отношениями. Тогда производственные отношения из формы развития произ­водительных сил превращаются в их тормоз.Диалектика производительных сил и производственных отно­шений является внутренним источником самодвижения способа производства, а в конечном счете, всего социального организма.

 Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, и новые производственные отношения никогда не появляются рань­ше, чем созреют материальные условия их существования в не­драх самого старого общества. Каждая общественно-экономическая формация есть живой социальный организм, имеющий определенную структуру, многообразные функции. Вмес­те с тем существуют общеисторические закономерности, обеспечивающие единство всемирной исто­рии. Категория общественно-экономической формации дает возможность научно обосновать периодизацию ис­тории, выделив в ней главные периоды, или исторические эпохи.

Философия истории. Критерий общественного прогресса: избыток продукта труда над издержками поддержа­ния способности к труду есть основа всякого прогресса.

Маркс не смотрел на историческое развитие как на одноли­нейный процесс, не допускающий различных вариантов. Немалую роль в истории играет субъективный фактор. Развитие общества представлялось Марксу в виде естествен­но-исторического процесса. Законы общественного развития объективны, и в этом они схожи с законами природы. Они действуют независимо от сознания людей, с принудительной необходимостью, их нельзя отменить или уничтожить. Однако законы развития общества в одном пункте принципиально отличаются от законов природы. Они воплощаются в жизнь только через деятельность людей, которые в известном смысле сами творят свою историю. Люди не в силах отменить их, но познавая их сущ­ность, они могут на них влиять, например тормозить или, наоборот, ускорять их действие.

Энгельс указывал, что определяющее зна­чение экономического базиса не исключает активного влияния надстройки, и в первую очередь государства, на экономику. Он разработал вопрос об относительной самостоятель­ности надстройки и форм общественного сознания. Эта само­стоятельность проявляется прежде всего в активном обратном воздействии надстройки на базис. Например, государство троя­ким образом воздействует на экономику. Во-первых, государство может содействовать экономическому развитию; во-вторых, оно может действовать против него; в-третьих, возможен промежуточный вариант — в одних отношениях государство может содействовать, в других — пре­пятствовать экономическому развитию общества. Активное об­ратное воздействие на базис оказывают и другие формы над­стройки — право, религия, философия, мораль. Относительная самостоятельность надстройки проявляется также в отставании ее от потребностей экономического развития, что приводит либо к реформированию, либо к слому устаревших надстроечных структур и замене их новыми.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: