Марксистская философия в России: Г.В. Плеханов, В.И. Ленин

Плеханов - убежденным сторонником марк­сизма. ОП: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалис­тическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля».

Роль народных масс и личности в истории: народ является подлинным творцом исто­рии. Развитию самосознания народ­ных масс должна помочь марксистская наука, носительницей ко­торой является революционная социал-демократия. Во всяком социальном процессе действу­ют естественноисторические законы, которые воплощаются в ре­альность благодаря активным усилиям классов, социальных групп, партий, отдельных личностей. Последние, благодаря осо­бенностям своего ума и характера, могут изменить индивидуаль­ную особенность событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление.

Классификация факторов исторического развития. Общей причиной исторического движения человечества надо при­знать развитие производительных сил, которым и обусловлива­ются последовательные изменения в общественных отношениях. Наряду с этой действуют особенные причины, т.е. та историческая обстановка, при которой совершается раз­витие производительных сил у данного народа. Наконец, влия­ние особенных причин дополняется действием причин единич­ных: личных особенностей деятелей и других случайностей, бла­годаря которым события получают, наконец, свои индивидуаль­ные черты. Выдающиеся личности появляются именно тогда, когда в них возникает потребность. Плеханов, приводя пример с Наполеоном, отмечает, что это был исключительно энергичный человек, который не щадил никого для достижения своих целей. Но в то время кроме него было немало энергичных и талантливых властолюбцев. Если бы Наполеон был убит в начале его карьеры, то его место было бы занято и выполнено кем-то другим. Личность, даже самая выдающаяся, представляет собой элемент случайнос­ти, в которой проявляется историческая необходимость.

Ленин. Исторически условна всякая идеология в том числе и марксизм. В начале XX в. перед Лениным встала задача защитить ос­новы материалистического мировоззрения в условиях отступления от позиций матери­ализма и перехода на позиции махизма, или эмпи­риокритицизма. Он пишет работу «Материализм и эпириокритицизм». Революция в физике, болезненно переживалась многими учеными. Ленин назвал это состояние «кризисом в физике», суть которого состоит в ломке старых законов и основных принципов, в замене материализма идеализмом и агностицизмом. Появился «физический» идеализм, провозгласивший «исчезновение материи». Ленин доказывал, что исчезла не материя, а старые, в своей основе метафизические и стихийно-материалистические убежде­ния ученых, воспитанных в духе классической физики и подра­зумевавших под материей прежде всего вещество. Ленин видел несостоятельность этих воззрений. Материя есть объективная реальность, существующая независимо от чело­веческого сознания и отображаемая им.

Вопрос об истинности наших знаний Ленин делит на 2 части: 1) существует ли объективная истина. 2) Если да, то могут ли человеческие представления выражать ее абсолютно или же только относи­тельно. Истина не может быть субъ­ективной, она всегда объективна. Но не в смысле существования ее вне человеческого сознания, а лишь в том смысле, что содержание ее объективно, т.е. не зависит от человеческих при­хотей. Объективная истина есть верное, правильное отражение объективного мира в сознании людей, подчеркивал Ленин.

Учение о практике. Практика — не просто физиологическая деятельность чело­века, а включает всю совокупность мате­риальной деятельности человечества — общественное производ­ство, классовую борьбу как изменение общественно-политичес­ких отношений, научные эксперименты. Ленин отвергал прагматический критерий полезности.

Краеугольным камнем материалистической теории познания Ленин считал принцип отражения внешнего мира в человечес­ком сознании. Все знания проистекают из опыта, из ощущений, в которых так или иначе отражаются свойства вещей. Ощущение Ленин называл субъективным образом объек­тивного мира. Но отражение, по его мнению, носит не механи­ческий, не зеркальный характер. Познание, каждая его форма или этап, пронизаны диалектикой. Поэтому и гносеология должна строиться на принципах диалектики. Он подчеркивал мысль о единстве (тождестве) диалекти­ки, логики и теории познания.

Общественное бытие и общественное сознание не тождественны — совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще, утверждал Ленин.

Ленин акцентирует внимание на проблеме партийнос­ти, распространяя ее не только на сферу политики, но и на сферу идеологии, в том числе и философии. Правда, партий­ность в этой последней сфере носит миро­воззренческий характер, а «партиями» выступают два основных философских направления, «две линии» — материализм и идеа­лизм. Принцип партийности, по Ленину, не означает нигилистического отношения ко всем философам-идеалистам, не требует тотального отрицания идеализма вообще. Более того, «умный» идеализм он ценил гораздо выше «глупого» материализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: