Плеханов - убежденным сторонником марксизма. ОП: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «О материалистическом понимании истории», «К вопросу о роли личности в истории», «К шестидесятой годовщине смерти Гегеля».
Роль народных масс и личности в истории: народ является подлинным творцом истории. Развитию самосознания народных масс должна помочь марксистская наука, носительницей которой является революционная социал-демократия. Во всяком социальном процессе действуют естественноисторические законы, которые воплощаются в реальность благодаря активным усилиям классов, социальных групп, партий, отдельных личностей. Последние, благодаря особенностям своего ума и характера, могут изменить индивидуальную особенность событий и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление.
Классификация факторов исторического развития. Общей причиной исторического движения человечества надо признать развитие производительных сил, которым и обусловливаются последовательные изменения в общественных отношениях. Наряду с этой действуют особенные причины, т.е. та историческая обстановка, при которой совершается развитие производительных сил у данного народа. Наконец, влияние особенных причин дополняется действием причин единичных: личных особенностей деятелей и других случайностей, благодаря которым события получают, наконец, свои индивидуальные черты. Выдающиеся личности появляются именно тогда, когда в них возникает потребность. Плеханов, приводя пример с Наполеоном, отмечает, что это был исключительно энергичный человек, который не щадил никого для достижения своих целей. Но в то время кроме него было немало энергичных и талантливых властолюбцев. Если бы Наполеон был убит в начале его карьеры, то его место было бы занято и выполнено кем-то другим. Личность, даже самая выдающаяся, представляет собой элемент случайности, в которой проявляется историческая необходимость.
|
|
Ленин. Исторически условна всякая идеология в том числе и марксизм. В начале XX в. перед Лениным встала задача защитить основы материалистического мировоззрения в условиях отступления от позиций материализма и перехода на позиции махизма, или эмпириокритицизма. Он пишет работу «Материализм и эпириокритицизм». Революция в физике, болезненно переживалась многими учеными. Ленин назвал это состояние «кризисом в физике», суть которого состоит в ломке старых законов и основных принципов, в замене материализма идеализмом и агностицизмом. Появился «физический» идеализм, провозгласивший «исчезновение материи». Ленин доказывал, что исчезла не материя, а старые, в своей основе метафизические и стихийно-материалистические убеждения ученых, воспитанных в духе классической физики и подразумевавших под материей прежде всего вещество. Ленин видел несостоятельность этих воззрений. Материя есть объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
|
|
Вопрос об истинности наших знаний Ленин делит на 2 части: 1) существует ли объективная истина. 2) Если да, то могут ли человеческие представления выражать ее абсолютно или же только относительно. Истина не может быть субъективной, она всегда объективна. Но не в смысле существования ее вне человеческого сознания, а лишь в том смысле, что содержание ее объективно, т.е. не зависит от человеческих прихотей. Объективная истина есть верное, правильное отражение объективного мира в сознании людей, подчеркивал Ленин.
Учение о практике. Практика — не просто физиологическая деятельность человека, а включает всю совокупность материальной деятельности человечества — общественное производство, классовую борьбу как изменение общественно-политических отношений, научные эксперименты. Ленин отвергал прагматический критерий полезности.
Краеугольным камнем материалистической теории познания Ленин считал принцип отражения внешнего мира в человеческом сознании. Все знания проистекают из опыта, из ощущений, в которых так или иначе отражаются свойства вещей. Ощущение Ленин называл субъективным образом объективного мира. Но отражение, по его мнению, носит не механический, не зеркальный характер. Познание, каждая его форма или этап, пронизаны диалектикой. Поэтому и гносеология должна строиться на принципах диалектики. Он подчеркивал мысль о единстве (тождестве) диалектики, логики и теории познания.
Общественное бытие и общественное сознание не тождественны — совершенно точно так же, как не тождественно бытие вообще и сознание вообще, утверждал Ленин.
Ленин акцентирует внимание на проблеме партийности, распространяя ее не только на сферу политики, но и на сферу идеологии, в том числе и философии. Правда, партийность в этой последней сфере носит мировоззренческий характер, а «партиями» выступают два основных философских направления, «две линии» — материализм и идеализм. Принцип партийности, по Ленину, не означает нигилистического отношения ко всем философам-идеалистам, не требует тотального отрицания идеализма вообще. Более того, «умный» идеализм он ценил гораздо выше «глупого» материализма.