Лекция 13. Изменения в организациях
Сегодня слово «изменение» является паролем для большинства организаций. Некоторые из перемен можно определить как радикальные изменения, ломающие всю структуру организации. К ним относятся трансформационные изменения, ведущие к глобальным переменам в компании или системе ее компонентов. Фирмы, переживающие трансформационные изменения, претерпевают существенные сдвиги основных характеристик, в том числе общей цели, миссии, ценностей и установок, используемых стратегий и поддерживающих структур.
Трансформационные изменения радикально меняют фундаментальный характер организации.
Еще одной распространенной формой организационных изменений являются дополнительные изменения, или постепенное изменение уже существующей организационной структуры. Перемены такого типа, будучи элементом естественной эволюции организации, происходят гораздо чаще и являются менее травмирующими. Как правило, такие изменения включают в себя разработку новых продуктов, введение новых технологий, систем и процессов.
|
|
Успех как радикальных, так и дополнительных изменений в организациях в какой-то степени зависит от агентов изменений, возглавляющих и поддерживающих данный процесс. Это те индивиды или группы людей, которые берут на себя ответственность за изменение существующих моделей поведения другого человека или социальной системы.
Агенты изменений — это те люди, которые совершают действия, направленные на изменение поведения людей и систем.
Запланированные и незапланированные изменения
Не все изменения в организациях являются результатом усилий агентов изменений. Незапланированные изменения происходят спонтанно или случайно. Они могут оказаться разрушительными, как например незаконная забастовка, которая привела к закрытию завода, или принести пользу, как например межличностный конфликт, способствующий разработке новых процедур, предназначенных для приведения в соответствие процессов деятельности двух подразделений. Когда начинают проявляться незапланированные изменения, необходимо реагировать очень быстро — для того, чтобы свести к минимуму любые негативные последствия и извлечь максимальную пользу. Во многих случаях незапланированные изменения могут принести огромные преимущества.
Запланированные изменения являются результатом конкретных усилий агента изменений. Они являются непосредственной реакцией на воспринимаемые пробелы в работе — несоответствие между желаемым и действительным положением дел. Пробелы в работе могут представлять собой проблемы, требующие решения, или новые возможности, которые необходимо исследовать. Большую часть запланированных изменений можно рассматривать как усилия, направленные на устранение пробелов в работе таким образом, чтобы обеспечить преимущества организации в целом и отдельным ее членам. Процессы постоянного усовершенствования требуют неусыпной бдительности по отношению к пробелам в работе — как проблемам, так и возможностям, — а также принятия мер, направленных на их устранение.
|
|
Незапланированные изменения происходят спонтанно и без каких-либо указаний со стороны агентов изменений.
Запланированные изменения осуществляются преднамеренно и происходят благодаря усилиям агентов изменений.
Типы изменений в организации
Стадии запланированных изменений
Психолог К. Левин рекомендует рассматривать три стадии любых изменений — размораживание, изменение и повторное замораживание; причем для успеха изменений необходимо контролировать все эти три этапа. Он также предполагает, что мы склонны уделять слишком большое внимание стадии изменения, пренебрегая стадиями размораживания и повторного замораживания.
Размораживание. В модели Левина размораживание — это работа менеджера по подготовке ситуации к изменению. Оно заключается в том, чтобы опровергнуть существующие убеждения и поведение для создания ощущения необходимости чего-то нового. Размораживанию способствует давление обстоятельств, падение производительности, признание наличия проблем, а также известие о том, что кто-то другой открыл новый, лучший путь. В отношении многих изменений никогда не предпринималось попыток осуществить их на практике или они оканчивались неудачей просто в силу того, что ситуация предварительно не была разморожена.
По всей видимости, большие системы особенно восприимчивы к тому, что иногда называют феноменом ошпаренной лягушки. Это относится к представлению о том, что живая лягушка немедленно выпрыгнет наружу, если поместить ее в миску с горячей водой. Однако если опустить лягушку в холодную воду, а затем медленно нагревать ее, лягушка останется в воде до тех пор, пока не сварится. Организации могут пасть жертвой таких же обстоятельств. Когда менеджерам не удается следить за окружающей обстановкой, распознавать важные тенденции или чувствовать необходимость перемен, их организации могут медленно и постепенно утрачивать конкурентоспособность. Хотя сигналы о необходимости изменений могут быть налицо, они остаются незамеченными или им не уделяют должного внимания до тех пор, пока не станет слишком поздно. Напротив, лучшими организациями руководят люди, никогда не теряющие бдительности и понимающие важность «размораживания» в процессе изменений.
Размораживание — это стадия подготовки организации к переменам.
Изменение — это стадия, на которой совершаются конкретные действия, ведущие к переменам.
Повторное замораживание — это стадия, на которой происходит закрепление и стабилизация изменений.
Изменение. Стадия изменения охватывает действия, направленные на модификацию ситуации путем изменения таких вещей, как люди, задания, структура или технология организации. К. Левин полагает, что многие агенты изменений склонны попадать в западню активности. Они обходят стадию размораживания и начинают изменения преждевременно или слишком быстро. Хотя они могут руководствоваться лучшими намерениями, ситуация оказывается не готовой к изменениям. Это зачастую ведет к неудачам. В каком-то смысле изменения сложно производить в любой ситуации, а тем более в отсутствие надлежащего фундамента.
Повторное замораживание. Заключительной стадией процесса запланированных изменений является повторное замораживание. Предназначенное для сохранения импульса перемен и, в конце концов, их ассимиляции в повседневную рутинную деятельность, повторное замораживание обеспечивает получение преимуществ от долгосрочных изменений. Повторное замораживание включает в себя положительное подкрепление желательного исхода развития событий и обеспечивает дополнительную поддержку при столкновении с трудностями. Оно охватывает оценку достигнутого прогресса и результатов, а также издержек и прибыли, полученных от перемен. Оно позволяет модифицировать изменения и обеспечивает их дальнейший успех. Если ничего этого не сделано, если повторным замораживанием пренебрегают, то через некоторое время изменения сходят на нет или внедряются в жизнь лишь частично.
|
|