Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3–5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то, безусловно, эта реакция отрицательная. Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала состоянию организма.
Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитывается пульс за 10 с. и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме превышение его не составляет 10–14 уд./мин. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 – неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.
Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4–10 уд./мин. Большее замедление – признак тренированности.
Контроль и самоконтроль при занятиях ФК
Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Лишь только правильная и рациональная организация занятий будет способствовать укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению уровня физической подготовленности и общей работоспособности организма человека.
Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, выполнение физической нагрузки большого объема и интенсивности без учета возраста и пола, состояния здоровья, физической подготовленности, индивидуальных особенностей часто приводит к чрезмерному утомлению или травмам.
Утомление - это физиологическое состояние, возникающее вследствие напряженной или длительной деятельности организма, проявляющееся в дискоординации функций и во временном снижении работоспособности.
Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки при недостаточности восстановительных процессов, т.е. оно возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью.
Развитие утомления происходит следующим образом:
- фаза компенсированного утомления, когда, несмотря на возрастающие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий или за счет частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий;
- фаза декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы.
Утомление играет важную биологическую роль, служит предупредительным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом. Суммирование сдвигов в системах организма, возникающих при многократном утомлении, вызывает хроническое утомление.
Физическое утомление проявляется в нарушении функции мышц: снижение скорости, интенсивности, согласованности и ритмичности движений. Однако проявление утомления при занятиях физическими упражнениями - естественное явление, без которого невозможно повышение физической подготовленности и тренированности организма. Если учащийся не болен и его занятия проводятся с соблюдением гигиенических норм и методических правил, то усталость, ощущаемая после них, быстро проходит.
Наиболее простой и доступный в практическом отношении способ контроля за состоянием занимающихся осуществляется по следующим внешним признакам: выражение лица, окраска кожи, потливость, дыхание, координация движения и внимание.
Визуальное наблюдение педагога за внешними признаками утомления является необходимым дополнением к данным самоконтроля, поскольку учащиеся не всегда правильно могут оценить свое состояние.
Самоконтроль - это система наблюдений занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, физической подготовленностью, переносимостью физических нагрузок, влиянием на организм занятий физическими упражнениями.
Самоконтроль действий включает в себя не только механическое повторение движений, их внешней формы, но и контроль занимающихся за своими мышцами: какие мышцы участвуют в работе, какова степень их напряжения и т.д.
Самоконтроль физического состояния состоит из умения определить степень утомления по внешним признакам, умения провести подсчет пульса; умения вести дневник самоконтроля - по простейшим показателям: настроение, общее самочувствие, желание заниматься физической культурой, сердцебиение, болевые ощущения, аппетит, сон и т.д.
Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Преподавателю данные самоконтроля дают возможность вносить обоснованные коррективы в содержание учебных занятий и позволяют контролировать нагрузку при выполнении различных физических упражнений.
Основу самоконтроля составляет оценка общедоступными методами и приемами субъективных и объективных показателей.
Субъективные показатели: самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения и др. Объективные показатели: данные физического развития, функциональной и физической подготовленности, т.е. показатели, которые можно измерить и выразить количественно.