Под влиянием физической нагрузки число дыханий увеличивается: при умеренных нагрузках – до 25–30 в 1 мин, при более высоких – до 30–40 в 1 мин

Если одышка, сопровождаемая учащением дыхания, проходит в течение первых 3–5 мин (максимум 10) после прекращения нагрузки, то такое учащение можно считать удовлетворительным. Если же учащение дыхания сохраняется более 10 мин, то, безусловно, эта реакция отрицательная. Она свидетельствует о том, что нагрузка, применяемая в данном случае, не соответствовала состоянию организма.

Ортостатическая проба. В положении лежа подсчитывается пульс за 10 с. и умножается на 6. Затем нужно спокойно встать и подсчитать пульс в положении стоя. В норме превышение его не составляет 10–14 уд./мин. Учащение до 20 ударов расценивается как удовлетворительная реакция, свыше 20 – неудовлетворительная. Большая разница в частоте сердечных сокращений при переходе их положения лежа в положении стоя говорит об утомлении или недостаточном восстановлении после физической нагрузки.

Клиностатическая проба выполняется в обратном порядке: при переходе из положения стоя в положение лежа. В норме пульс уменьшается на 4–10 уд./мин. Большее замедление – признак тренированности.

Контроль и самоконтроль при занятиях ФК

Занятия физическими упражнениями оказывают на организм человека необычайно сильные, сложные и многообразные воздействия. Лишь только правильная и рациональная организация занятий будет способствовать укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению уровня физической подготовленности и общей работоспособности организма человека.

Неправильная организация занятий, пренебрежение методическими принципами, выполнение физической нагрузки большого объема и интенсивности без учета возраста и пола, состояния здоровья, физической подготовленности, индивидуальных особенностей часто приводит к чрезмерному утомлению или травмам.

Утомление - это физиологическое состояние, возникающее вследствие напряженной или длительной деятельности организма, проявляющееся в дискоординации функций и во временном снижении работоспособности.

Утомление возникает в результате чрезмерной физической нагрузки при недостаточности восстановительных процессов, т.е. оно возникает через определенный промежуток времени после начала работы и выражается в повышенной трудности или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью.

Развитие утомления происходит следующим образом:

- фаза компенсированного утомления, когда, несмотря на возраста­ющие затруднения, человек может некоторое время сохранять прежнюю интенсивность работы за счет больших, чем прежде, волевых усилий или за счет частичного изменения биомеханической структуры двигательных действий;

- фаза декомпенсированного утомления, когда человек, несмотря на все старания, не может сохранить необходимую интенсивность работы.

Утомление играет важную биологическую роль, служит предупре­дительным сигналом возможного перенапряжения рабочего органа или организма в целом. Суммирование сдвигов в системах организма, возникающих при многократном утомлении, вызывает хроническое утомление.

Физическое утомление проявляется в нарушении функции мышц: снижение скорости, интенсивности, согласованности и ритмичности дви­жений. Однако проявление утомления при занятиях физическими упражне­ниями - естественное явление, без которого невозможно повышение физи­ческой подготовленности и тренированности организма. Если учащийся не болен и его занятия проводятся с соблюдением гигиенических норм и мето­дических правил, то усталость, ощущаемая после них, быстро проходит.

Наиболее простой и доступный в практическом отношении способ контроля за состоянием занимающихся осуществляется по следующим внешним признакам: выражение лица, окраска кожи, потливость, дыхание, координация движения и внимание.

Визуальное наблюдение педагога за внешними признаками утомления является необходимым дополнением к данным самоконтроля, поскольку учащиеся не всегда правильно могут оценить свое состояние.

Самоконтроль - это система наблюдений занимающегося за состоянием своего здоровья, физическим развитием, функциональным состоянием, физической подготовленностью, переносимостью физических нагрузок, влиянием на организм занятий физическими упражнениями.

Самоконтроль действий включает в себя не только механическое повторение движений, их внешней формы, но и контроль занимающихся за своими мышцами: какие мышцы участвуют в работе, какова степень их напряжения и т.д.

Самоконтроль физического состояния состоит из умения определить степень утомления по внешним признакам, умения провести подсчет пульса; умения вести дневник самоконтроля - по простейшим показателям: на­строение, общее самочувствие, желание заниматься физической культурой, сердцебиение, болевые ощущения, аппетит, сон и т.д.

Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Преподавателю данные самоконтроля дают возможность вносить обоснованные коррективы в со­держание учебных занятий и позволяют контролировать нагрузку при вы­полнении различных физических упражнений.

Основу самоконтроля составляет оценка общедоступными методами и приемами субъективных и объективных показателей.

Субъективные показатели: самочувствие, настроение, сон, аппетит, болевые ощущения и др. Объективные показатели: данные физического развития, функциональной и физической подготовленности, т.е. показатели, которые можно измерить и выразить количественно.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: