double arrow

Внешние признаки утомления

Признаки Небольшое утомление Значительное утомление Резкое утомление
Окраска кожи Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение, побледнение, синюшность
Потливость Небольшая Большая Резкая
Дыхание Учащенное Учащенное, поверхностное Очень учащенное дыхание
Движения Бодрое выполнение упражнения Неуверенное выполнение упражнения Проявление нескординированных движений и действий
Общий вид, ощущения Обычный Усталое выражение лица, небольшая сутулость Изможденное выражение лица, сильная сутулость, апатия, учащенное сердцебиение, головная боль, тошнота, рвота
Мимика Спокойная Напряженная Искаженная
Внимание Четкое, безошибочное выполнение указаний Неточность в выполнении команд, ошибки при смене вида упражнения Замедленное, неправильное выполнение команд
Пульс (уд/мин) 110-150 160-180 180-200 и выше

Учитель физической культуры контролирует нагрузку на уроке по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления детей.


Дозирование физических нагрузок на уроке

В школе рекомендуется использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов.

В 7-10 - летнем возрасте тренирующий эффект обеспечивают упражнения, дающие ЧСС не менее 140–150 уд./мин.

Для обучающихся среднего и старшего школьного возраста отнесенных к основной группе здоровья диапазон нагрузок средней интенсивности составляет 130– 160 уд./мин и большой интенсивности – 161–175 уд./мин.);

Тренировка при ЧСС 130–140 уд./мин обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и ее поддержание у более подготовленных. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости наблюдается во время тренировки при ЧСС от 144 до 156 уд./мин.

Наибольший общеукрепляющий оздоровительный эффект на занятиях с учащимися подросткового и юношеского возраста достигается упражнениями аэробной направленности средней и большой интенсивности (с помощью подвижных игр, эстафет, спортивных игр, плавания, бега, ходьбы на лыжах и др.).

Так при передвижении на лыжах на занятиях лыжной подготовкой в условиях уроков ФК или пришкольной секции ЧСС у школьников должна быть в пределах 120-160 уд/мин, что говорит о допустимой нагрузке на уроке.

На отдельных отрезках при передвижении с повышенной интенсивностью этот показатель может достигать 160-180 уд/мин, а в паузах относительного отдыха (передвижение с пониженной скоростью) он должен снижаться до 110-120 уд/мин. Помимо этого, всегда следует сопоставлять эти данные с самочувствием учеников после передвижения с повышенной интенсивностью [Артеменко, М.В. Основы техники и обучение способам передвижения на лыжах / М.В. Артеменко, В.К. Кузнецов: -М.: МГАФК, 2010. — 154 c.].


На уроках ФК необходимо придерживаться следующих рекомендаций (по ФГОС):

1. Обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;

2.Планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7–9 мин);


Обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем

Двигательные режимы для детей с ослабленным здоровьем рекомендуется выполнять при ЧСС 120–130 уд./мин., с постепенным увеличением интенсивности физических нагрузок в основной части урока и частоты пульса до 140–150 уд./мин.

Двигательные режимы при ЧСС 130–150 уд./мин. являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.

При дозировании нагрузок в целях повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы их величина по показателю ЧСС должна быть не ниже 130 уд./мин. (при этом наблюдается максимальный ударный объем сердца). Поэтому величина нагрузок при ЧСС, равной 130 уд./мин., соответствует порогу тренирующей нагрузки.

В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на занятиях находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд./мин. (А. А. Виру, 1988, и др.).



Способы регулирования параметров нагрузки на уроке физической культуры

Регулирование параметров нагрузки на уроке физической культуры достигается многими разнообразными способами и методическими приемами; наиболее эффективные и доступные из них следующие:

1. – изменение количества повторений одного и того же упражнения;

2. – изменение суммарного количества упражнений;

3. – изменение скорости выполнения одного и того же упражнения;

4. – увеличение или уменьшение амплитуды движений;

5. – варьирование величин внешних отягощении;

6. – выполнение упражнений в усложненных или облегченных условиях (например, бег в горку и бег под горку или бег по дорожке стадиона и бег по песку и т.д.);

7.изменение исходных положений (например, выпрыгивания вверх из полуприседа и приседа, сгибание и разгибание рук в упоре лежа с положением ног на полу и на гимнастической скамейке и т.д.);

8. – изменение длины дистанций в беге, плавании, в беге на лыжах;

9. – проведение занятий на обычной, увеличенной или уменьшенной площадке (в спортивных играх);

10. – варьирование применяемых методов (равномерный, игровой, соревновательный и др.);

Увеличение или уменьшение времени (интервалов) и характера отдыха между выполнением упражнений.

В каждом конкретном случае преподаватель применяет наиболее оптимальные способы регулирования физической нагрузки для эффективного решения задач урока. Решающим условием обеспечения оптимального оздоровительного эффекта при использовании физических упражнений является соответствие величины нагрузок функциональным возможностям организма. 

Строгое регулирование физических нагрузок и их чередование с отдыхом обеспечивают направленное воздействие физических упражнений на функциональную активность органов и структур организма детей школьного возраста.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: