Методы оценки функционального состояния организма

Для определения функционального состояния организма применяются следующие методы:

1. Определение частоты сердечных сокращений (ЧСС);

2. Определение уровня физической работоспособности (Индекс Руфье или Тест PWC170);

3. КВП = ЧСС (через 3 мин. после нагрузки)×100% / ЧСС(сразу после нагрузки)

4. Проба Штанге

5. Определение ЖЕЛ.

Протокол оценки уровня физической работоспособности

(функциональная проба Руфье)

 

Р1 – пульс после 5 мин. положения стоя

Р – пульс после 30 приседаний за 1 мин.

Индекс Руфье

 

(Р2-70)+(Р3-Р1)

10

Уровень

«отлично»: 0-2,8

«хорошо»: 3-6

«удовл.»:6-8

«плохо»:свыше8.

Р2 за первые 15 сек. 1-ой мин. восстановления Р3 за последние 15 сек. 1-ой мин. восстановления
1 63 108 84 5,9 хорошо
2 72 112 68 4,6 хорошо
3 60 100 68 3,8 хорошо
4 68 100 72 3,4 хорошо
5 58 96 68 3,6 хорошо
6 63 112 72 5,1 хорошо
7 66 100 76 4,7 хорошо

 

Вывод: Результаты пробы дают возможность определить резервные функциональные возможности сердца. При этом учитывается исходный уровень частоты сердечных сокращений, которая свидетельствует об экономности работы сердца в состоянии покоя. Частота пульса сразу после нагрузки – дает характеристику адаптационной способности сердца к физической нагрузке, а его частота в конце первой минуты – о скорости восстановительных процессов сердечно-сосудистой системы после нагрузки.

Оценка реакции организма на дозированную нагрузку в процессе занятий физическими упражнениями осуществляется по показателям ЧСС (пульс), артериального давления, дыхания, жизненной емкости легких (спирометрия), мышечной силы, массы тела, а также по результатам в контрольных упражнениях (тестах).

Важным показателем является быстрота восстановления пульса до исходного или близкого к нему уровня после физической нагрузки.

Если частоту пульса, зафиксированную в первые 10 с. после нагрузки, принять за 100%, то хорошей реакцией восстановления считается снижение пульса через 1 мин на 20%, через 3 мин – на 30%, через 5 мин – на 50%, а через 10 мин – на 70– 75% от этого наивысшего пульса.

 

Основной целью урока физической культуры, а также оздоровительной тренировки  является увеличение работоспособности сердца и системы  кровообращения. Поскольку сердце – самое уязвимое звено в тренирующемся организме, то наблюдение за его состоянием особенно важно. Во-первых, знание резервных возможностей своего сердца позволяет сделать безопасными и эффективными используемые нагрузки. Во-вторых, контроль за развивающимися в процессе занятий изменениями в сердечно-сосудистой системе позволяет выяснить, насколько успешно эта задача решается.

Перед началом систематических занятий физическими упражнениями надо проверить исходный уровень тренированности. Уровень подготовленности организма определяется работоспособностью сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Для их оценки существует достаточно много точных методов и функциональных проб.

По пульсу в положении сидя (в покое) можно приблизительно оценить состояние сердца.

Средние показатели пульса в покое у обучающихся школьного возраста:

Лет – 90-80; 9–10 лет - 85–78; 11-12 лет - 84–75; 13-15 лет - 80–70; 16-17 лет - 72–65  уд./мин.

У взрослых: Если у мужчин он реже 50 уд./мин – отлично, реже 65 – хорошо, 65–75 – удовлетворительно, выше 75 – плохо. У женщин и юношей эти показатели примерно на 5 уд./мин выше.

О приспособлении организма к нагрузкам (ходьбе, бегу, плаванию и др.) судят по реакции восстановления пульса за 3 мин. Для этого рассчитывают коэффициент восстановления пульса КВП по формуле

КВП = ЧСС(через 3 мин. после нагрузки)* 100% / ЧСС(сразу после нагрузки)

Если КВП менее 30%, то это свидетельствует о хорошей реакции восстановления организма после нагрузки, о хорошем приспособлении к ней.

Проба Штанге. Сесть на стул, удобно оперевшись о его спинку, и расслабить мышцы. Сделать умеренно глубокий вдох и задержать дыхание, зажав пальцами нос. По секундомеру (или секундной стрелке часов) фиксируется время задержки дыхания. Если занимающийся в состоянии задержать дыхание свыше 90 с – отлично, от 60 до 90 с – хорошо, от 30 до 60 с – удовлетворительно и ниже 30 с – плохо. По мере тренированности время задержки дыхания увеличивается, что свидетельствует о правильности выбранной программы физической активности.

Важно! Пробы с задержкой дыхания не следует выполнять лицам с какими-либо заболеваниями органов дыхания или кровообращения, а также занимающимся лицам пожилого возраста.

Важнейшим показателем, характеризующим функциональные возможности легких, или так называемого внешнего дыхания, является жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Это количество воздуха, которое способен выдохнуть человек после максимального глубокого вдоха.

У здорового мужчины эта величина равна обычно 3–5 л, у женщин – 2–3 л, у детей 1,2–3,2 л. Под влиянием систематических занятий (особенно если в оздоровительных тренировках выполняется много упражнений на выносливость) она увеличивается на 1–2 л, отражая возросшие функциональные возможности дыхательного аппарата.

Чтобы оценить фактическую величину ЖЕЛ, ее необходимо сравнить с должной для конкретного человека величиной ЖЕЛ. Рассчитать ее можно по формуле Людвига (в мл):

а) должная ЖЕЛ (для мужчин) = (40 × рост в см) + (30 × вес тела в кг)  – 4400;

б) должная ЖЕЛ (для женщин) = (40 × рост в см) + (10 × вес тела в кг) – 3800.

Пример. В норме у здоровых ЖЕЛ может отклоняться от должной в пределах ±15%. Оценивается из соотношения:

ЖЕЛ фактическая × 100% / ЖЕЛ должная

Предположим, что у занимающегося физическими упражнениями ЖЕЛ равна 4200 мл, а должная – 4100 мл. Подставив эти значения в указанное соотношение, получим 102,4%

Превышение фактической величины ЖЕЛ относительно должной характерно для лиц, занимающихся, например, бегом, лыжами, и указывает на высокое функциональное развитие легких. Снижение ЖЕЛ более чем на 15% может указывать на патологию легких.

В процессе занятий физическими упражнениями важно следить за частотой дыхания. В покое она составляет 10–16 раз в мин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: