При подготовке необходимо изучить все ключевые произведения школьного курса литературы, узнать основные труды литературных критиков, выучить и понять важнейшие литературоведческие термины, разобраться с периодами в литературе и направлениями, знать их представителей, ознакомиться с биографиями писателей и поэтов, чье творчество изучается в школе.
- В первую очередь ознакомьтесь с олимпиадными заданиями прошлых лет, такая проделанная работа поможет Вам выработать более четкий курс подготовки к предстоящей олимпиаде.
- Выучите основные литературоведческие понятия и термины: стихотворные размеры, определения литературных родов и жанров, средств выразительности и т. д.
- При чтении литературного произведения начните вести читательский дневник (в электронном или письменном виде), в котором нужно указывать дату прочтения, автора, название произведения, его жанр, имена главных героев, основную мысль. Не забывайте отметить номера страниц, для того чтобы в будущем можно было легко найти нужные цитаты.
- Выучите наизусть некоторые стихотворения: эти знания помогут без затруднений подкреплять свои умозаключения цитатами (к тому же заучивание наизусть развивает память).
- Изучайте критическую литературу, литературоведческие статьи, желательно - после прочтения самой книги. Познакомьтесь с биографией писателя, эпохой, в которую было написано это произведение.
- Учитесь делать комплексный анализ лирического текста: определять тему, видеть композицию, выделять ключевые слова, мотивы, детали.
- На самой олимпиаде по литературе успокойтесь, внимательно прочтите задания, в первую очередь выполните те, в ответе на которые Вы уверены, затем приступайте к более сложным заданиям.
Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы следующие умения и навыки (по материалам Методических рекомендаций по проведению школьного и муниципального этапов Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2015/2016 учебном году):
|
|
- определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт; пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;
- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;
- выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;
- объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- анализировать литературные произведения разных жанров;
- определять авторское отношение к героям и событиям, к читателю;
- пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;
- выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;
- представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы;
- собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;
- писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;
- выразительно читать произведения художественной литературы с учетом их жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;
- ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться
- каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
Рекомендуемая литература и интернет-ресурсы
|
|
- Абелюк Е.С., Поливанов К.М. История русской литературы ХХ века. В 2 тт. М., 2009
- Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979
- Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. М., 2009 (и другие издания)
- Беляева Н. В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать. - М.: Вербум-М, 2006.
- Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» М., 1963
- Волжина Е. Д. Олимпиады по литературе: 5-11 классы, М., 2012.
- Гаспаров М. Л. "Когда волнуется желтеющая нива..." Лермонтов и Ламартин
- Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа.
- Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский
- Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализы. Интерпретации. Характеристики. СПб., 2001
- Гаспаров М.Л. Три поэтики Осипа Мандельштама
- Гаспаров М.Л. Фет безглагольный.
- Гаспаров М.Л. Цветаева: От поэтики быта к поэтике слова.
- Кожинов В. В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.
- Лекманов О.А. Осип Мандельштам. (в серии ЖЗЛ) М., 2009
- Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. Предисл. В.И. Мануйлова, комментарий В.А. Мануйлова и О.В. Миллер. СПб., 1996.
- Лотман Ю. В школе поэтического слова: Пушкин.Лермонтов. Гоголь.
- Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74 - 87.
- Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин.
- Лотман Ю.М. Декабрист в повседневной жизни
- Лотман Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования (1958-1993) История русской прозы. СПб., 1997 и другие издания.
- Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки. «Евгений Онегин» комментарий. СПб., 1997
- Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. Л., 1983 (и другие издания – последнее М., 2006)
- Черниченко Л. А., Чернышова Е. Г. «Олимпиада. Литература». – М.: Дрофа, 2012.
- Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971
- Чудаков А.П. Слово – вещь – мир. От Пушкина до Толстого: Очерки поэтики русских классиков. М., 1992.
- Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. М., 1989
- Эткинд Е. Г. Разговор о стихах. М., 1970.
Интернет-ресурсы, помогающие при подготовке к олимпиаде по литературе
|
|
Интернет-ресурс | Аннотация |
Всероссийская олимпиада школьников | Всероссийская олимпиада школьников является наиболее авторитетной площадкой проверки знаний школьников, обучающихся в школах России.
Сайт информационной поддержки олимпиад школьников по литературе. Этот информационный портал предназначен как для учеников, так и для учителей. На страницах сайта есть возможность найти следующие материалы:
|
Школа юного филолога | Сайт содержит:
|
www.dic.academic.ru | Словари и энциклопедии на портале «Академик»:
|
www.rifmoved.ru | Вся информация о рифме и стихосложении:
|
Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР | Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Основное содержание ФЭБ представляется в электронных научных изданиях (ЭНИ), каждое из которых посвящено отдельному автору, жанру или произведению. |
Русский филологический портал | Филологический портал Philology.ru – компактное представление информации, касающейся филологии как теоретической и прикладной науки. Центральным разделом портала является библиотека филологических текстов (монографий, статей, методических пособий). |
Библиотека Максима Мошкова | Представлено огромное количество текстов разных жанров и предпочтений (художественная литература, фантастика, политика, техдокументация, юмор, история, поэзия, философия, эзотерика и т.д.). |
www.briefly.ru | Коллекция произведений русской и зарубежной литературы в кратком изложении. |
www.slova.org.ru | На страницах сайта представлен постоянно пополняемый архив творчества поэтов Серебряного века, биографии поэтов, описание поэтических течений, а также большое количество стихотворений. |
POETICA | Труды выдающихся литературоведов и лингвистов: С. С. Аверинцев М. М. Бахтин О. М. Брик А. А. Потебня П. А. Флоренский Н. С. Трубецкой Б. М. Эйхенбаум Ю. Н. Тынянов и др. Работы по общей теории языка и семиотике Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: Советская энциклопедия, 1980. |
|
|