ПЕРЕМЕНА К ХУДШЕМУ
В период между девятью и тринадцатью годами ребенок вступает вотрочество. Родители обычно замечают перемены, касающиеся физическогооблика, жизненной позиции и поведения своих детей. Был ребенок, очень активный, интересующийся многими вещами, оченьдеятельный. Неожиданно он стал выглядеть так, словно кто-то вытащил затычку,и вся энергия улетучилась. Значит, ребенок вступил в период эмоциональнойнестабильности. Он валяется на диване, жалуется на скуку, ему нечемзаняться. Он не в восторге от собственной пассивности, но не желает ипроявлять активность. Он не рад каким-то предложениям родителей. Онбезжалостен к их идеям, потому что решил доказать: родители больше неавторитет. Затем, так как позитивная энергия иссякла, на освободившееся местоначинает прибывать энергия негативная. Похоже, ребенок теперь недоволенабсолютно всем, все подвергает критике, постоянно жалуется, доводя дораздражения остальных членов семьи. Они, в свою очередь, позволяют себеответную критику и тем самым только увеличивают негативизм ребенка.Родители, которые совсем недавно представлялись ребенку безупречными, теперькажутся неправыми во всем. Что же происходит?Негативизм
Сигнал начала отрочества -- это зарождение недовольства, всеобъемлющийнегативизм, который теперь наблюдают родители. Перемены в человеке начинаются с недовольства собой. Мальчик илидевочка чувствуют недовольство, потому что их продолжают воспринимать иоценивать как детей. Им хочется, чтобы к ним относились как к болеесерьезным и более взрослым. Такое недовольство собой и обеспечиваетмотивацию перемен, выталкивая подростка из детства. Это негативное восприятие жизни. Подросток знает, каким он не хочетбыть, но понятия не имеет, в какой положительный образ ему стоит"вселиться". Ясна лишь решимость принципиально измениться. "Я теперьсовершенно другой". "Я не желаю, чтобы со мной обращались как с ребенком"."Я совершенно не такой, как вы". "Я никогда не буду таким, как вам хочется".Высказанные прямо или выраженные в поведении, все эти заявления о своихотличиях есть не что иное, как первые формулировки отделения. Подростокпринимает решение оставить собственное детство в прошлом. Он сопротивляетсястарому отношению к себе, прежним определениям -- и превращает совместнуюжизнь в сплошное противостояние. Впервые подросток осознает всю мощь родительских и общественных норм,их навязывают ему посторонние, чтобы ограничить его личную свободу именнотогда, когда она ему так нужна. Теперь негативное отношение усиливается ипереходит в злобу -- на всех, кто встал на пути его свободного роста. Этонесправедливо! С какой стати взрослые имеют право ограничивать егонезависимость своими требованиями? Подросток сердито бросает в лицородителю: "Ты не имеешь права приказывать мне! Ты не хозяин мира!" Грубостьраннего отрочества -- это реакция на осознание границ. Ребенком он принималих спокойно, а теперь не может сдержать бешенства.Бунт
Когда подросток доходит до стадии обиды, он готов к следующей фазераннего переходного возраста -- бунту. Люди не поднимают восстания безпричины, они добиваются справедливости; и теперь, ища повода к ссоре,под-Росток чувствует, что прав, защищая личную свободу и противостояавторитету взрослых. Бунтуя, он собирает силы для новой перемены в себе.Споря и упорствуя, он сопротивляется требованиям активно, а бесконечно о> кладываявыполнение заданий "на потом", сопротивдя,-ется пассивно. "Сказал, чтосделаю -- значит, сделаю. Через пару минут". "Минуты" в этом возрасте мохутдлиться часами. Сопротивление делает свое дыо. Используя упрямоепротивостояние и постоянные проволочки, подросток расширяет свои свободы. Несоглашаясь сделать что-либо "прямо сейчас" или обещая сделать "попозже", онумудряется вообще увильнуть от родительских требований, если мать или отецслишком устали, чтобы следить за ним и проверять результаты выполненнойработы.Эксперименты
Вооруженный этим новым ощущением силы, подросток вступает взавершаклцую фазу раннего отрочества -- экспериментаторство. С кучей новыхзнаний, которые раньше находились за пределами его детских возможностей, атеперь стали досягаемы и, похоже, не одобряются родителями, так и тянетпоэкспериментировать. Иногда кажется, что подростки своим поведениемпопросту добиваются родительского неодобрения, и во многом так оно и есть."Если моим предкам не нравится моя новая прическа, значит, она действительноклассно выглядит!" Ничего так усердно не добивается подросток, какродительского неодобрения -- ведь оно удостоверяет: мальчик или девочка ивпрямь стали сильно отличаться от тех детишек, какими были недавно.Родителям не стоит бояться выражать несогласие с новыми идеями или манеройповедения, которые кажутся им оскорбительными. При этом они должны сохранятьосторожность, не унижая и не отталкивая от себя подростка. Неодобрениеродителя доказывает, что подросток выходит из-под их влияния. Родители должны быть готовы к многим переменам своих детях. Это будутсамые вопиющие манеры одевать ся, альтернативные вкусы в поп-музыке, тайныеинтересы, убеждения и отношения, идущие вразрез с общепринятымипредставлениями о культуре, и дерзания, и сомнительные друзья. Родители недолжны бояться провести четкую линию, когда различия переполнят чашутерпения или начать угрожать безопасности детей. Даже если подросток идет на попятный исдается, подчиняясь в конце концов родительскому запрету, и кажетсяпроигравшим, -- на самом деле он выиграл. Лишний раз подчеркнув своюиндивидуальность, он привлек к себе внимание родителей. К такому экспериментированию со своим социальным образом и отношениямидобавляется любопытство, направленное на взрослые свободы, обретя которые,подросток пройдет обряд посвящения, означающий, что он больше не дитя. Целыймир недетских возможностей распахивается перед ним. Сюда входят и многиезанятия, довольно рискованные. Подростки могут пытаться нарушить закон:грабить магазины, хулиганить и позволять себе резкие выходки. Они могутначать прибегать и к сильнодействующим веществам -- курить, вдыхатьхимические пары, пить. Могут делать первые шаги в сексуальной жизни, покаэто обычно только ласки. Путающие для родителей, все эти рискованныедействия необычайно привлекательны для повзрослевшего ребенка, которыйхрабро продолжает свою деятельность, потому что защищен от риска отрицанием. "Не волнуйся. Я все об этом знаю. Со мной ничего страшного не случится".Все, что родители хотят запретить, подросток хочет немедленно испытать. Что же делать родителям? Они должны четко формулировать свои ценности,открыто обсуждать вероятность риска, усиливать надзор и, если беда все-такислучится, дать подростку столкнуться с достаточным числом последствий ипрочувствовать их как следует, чтобы дурной опыт стал хорошим учителем. Негативное отношение, бунтарство и экспериментирование -- это признакираннего периода отрочества, которые не радуют большинство родителей. Еслитакой период в жизни подростка приходится на развод родителей, то этоповедение может стать еще более выраженным и родителю станет еще труднее сними справляться. Переживший развод родителей полный обиды и гнева подросток можетпроявлять негативизм, бунтарство, стремление экспериментировать, выплесютатьсвою боль в аг-рессивной форме, грубо попирающей все нормы. Если возникаеттакая реакция, от одиноких родителей требуется сочетание предельной чуткостии твердости, чтобы уд ер, жать подростка от нанесения вреда себе самому. Онбывает настроен настолько негативно, что может нарушить со циальные связи.Он бунтует, причиняя ущерб собственным интересам. Он так неустанноэкспериментирует, что само благополучие его подвержено опасности. Сложнейшая задача, стоящая перед одиноким родителем подростка, --настаивать на приемлемом поведении в этот оппозиционный период, осуществлятьпозитивный контакт в промежутках между неизбежными столкновениями, невоспринимать негативизм как личное оскорбление и не наказывать подростка зато, что ему хочется начать самостоятельную жизнь. Когда восприятиесобственного "я" подростка станет более позитивным, улучшится и ситуация всемье. 26.СРЕДНИЙ ПЕРИОД ПЕРЕХОДНОГО ВОЗРАСТА





