Высказываться и держаться твердо

Все дети растут частично внутри, а частично вне границ приемлемогоповедения, установленных родителями. Ни один ребенок не будет говоритьродителям всю правду. Размышляя о сложностях воспитания, в первую очередь мыимеем в виду этот период среднего переходного возраста. Он особенно труден,когда матери или отцу приходится регулярно сталкиваться с вызывающимповедением, ложью и вечными ссорами, характерными для данного периодаразвития подростка. Родители-одиночки должны жестко утверждать свойавторитет и настаивать на честности, чтобы защитить подростка отнеосторожных, необдуманных действий. Авторитет в глазах детей в это время не имеет для родителей большогозначения. Главное -- это безопасность подростка. Если у вас возникаютмалейшие сомнения по поводу того, что говорит  или собирается делатьподросток, остановитесь и подумайте, расспросите и узнайте, проверьте иудостоверьтесь, ищите и делайте открытия, настаивайте на том, что правильно-- и всегда чувствуйте себя вправе сказать "нет". Очень может быть, чтопозже, когда подросток вырастет и оглянется назад, он по достоинству оценитпреданность своего родителя, который мужественно высказывался и стойкодержался тогда, когда подросток только и знал что отталкивать его да рватьсяна волю. ^   27.ПОЗДНЕЕ ОТРОЧЕСТВО

НЕГОТОВНОСТЬ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

началом позднего отрочества -- где-то между шестнадцатью идевятнадцатью годами -- подросток вступает в беспокойное время. Двойнаяроскошь: отсутствие необходимости думать  ни о чем, кроме сиюминутногоудовольствия, и полная родительская поддержка -- подходит к концу.Заканчивая школу, юноши и девушки, с нетерпением ожидая независимости,начинают впервые серьезно задумываться о будущем и о скором расставании сотчим домом. Вместе с этими заботами мучительные вопросы закрадываются в головыподростков: • "Готов ли я к независимости?" • "Каков мой следующий шаг?" • "Как мне распорядиться моей жизнью?" • "Как я справлюсь один?" • "Увижу ли я снова моих друзей?" • "Что случится, если я все испорчу?" Все эти вопросы не имеют ответов и наполняют подростка сомнениями.Когда родитель спрашивает дочь или сына о планах на будущее, те или пытаютсясменить тему или раздражаются. Если подросток очевидно регрессирует в своемсоциальном поведении, действуя несоответственно возрасту, игнорируя важныеприготовления, такие, как заполнение заявлений о приеме на работу или вколледж, родители на-; чинают беспокоиться, подозревая, что их ребенокотказывается стать взрослым, что соответствует истине. Подросток склонен отвергать пугающую реальность надвигающейсясамостоятельности. Он действует так, словно думает -- ее можно простопрогнать. На самом-то деле он знает, что она никуда не денется. Чтобы уменьшить страх неподготовленности в позднем исходном возрасте,родители могут по мере приближения момента окончания школы постепеннопередавать Одростку бразды правления собственной   жизнью и финансовойсамостоятельностью. В течение примерно последнего года жизни дома подростокдолжен в полном объеме освоить привилегию независимости, при этом от неговсе еще ожидается участие в семейной жизни, он по-прежнему должен помогатьродителям и информировать их о своих делах. Это значит, что по мереприближения отъезда молодых людей из дома родители перестают следить зашкольными заданиями, отменяют некоторые ограничения, такие, как"комендантский час", и вообще все больше полагаются на них, рассчитывая, чточастично они уже способны обеспечивать себя, зарабатывая карманные деньги.Если подросток вдруг спотыкается на какой-либо из этих ступеней, родители недолжны торопить и понукать его. Вместо этого они позволяют сыну или дочеристолкнуться с последствиями, а затем оправиться от них. Они обращаются сподростком как с вполне взрослым человеком, способным взять на себя вполневзрослую ответственность за свои решения. Эту способность они хотят развитьдо предела прежде, чем подросток расстанется с их заботой.

Амбивалентность

С одной стороны, подросток хочет внимания, с другой -- нет.Амбивалентность чувств по отношению к родителям запутанна, но откровенна:"Оставьте в покое меня и мою жизнь, но будьте на месте, когда я нуждаюсь ввас". Подросток чувствует, что запутался в этом переходе к независимости. Снетерпением ожидая, что скоро перестанет быть объектом родительскогонаблюдения и обретет свободу личного выбора, он тем не менее сожалеет обуютном родительском гнездышке, о том, что отныне ему придется рассчитыватьтолько на свои силы. Цена, которую приходится платить за независимость, --определенная доля одиночества и страха. Жалобы на избыток поддержки и защитысменяются теперь жалобами на отсутствие таковых. "А вдруг у меня сломается машина, а денег на ремонт не будет? Как ядоберусь до работы?" Когда наступает время отделения, родители могут помочь распланироватьследующие шаги, потому что, обладая большим опытом, предвидят ловушки,незаметные юношескому взгляду. Начинается удивительный процесс превращенияродителей из людей, которые понятия ни о чем не имели, в людей, знающих чутьли не все на свете. В это время родители должны четко определить степень, продолжительностьи условия материальной поддержки, чтобы подросток знал, на что емурассчитывать. Очень важно, чтобы родители-одиночки сдерживали и ничем невыдавали беспокойства, поверяя его друзьям, но ни в коем случае не детям.

Непоколебимая вера

В этот период беспокойство родителей воспринимается детьми какнедоверие, а это совершенно лишнее. И без того у молодого человека по горлосомнений. Сейчас он хочет от родителей как раз противоположного:непоколебимой веры в то, что у него есть все необходимое, чтобы сделатьследующий шаг на пути к независимости, осуществить правильный выбор иоправиться от возможных последствий выбора неверного. То, что юноша (или девушка) еще не совсем готов к этому шагу, -- непроблема. Этого и следовало ожидать. Возможно, лучшая подготовка, которуюмогут провести родители, обеспечивает не более 60 процентов навыков,понимания и практического опыта, необходимых для жизни в обществе. Еслиродители отказываются отпустить свое чадо на волю, пока оно не совсемготово, они никогда не смогут с ним расстаться. Юноша(или девушка) в этомвозрасте должен стать на ноги прежде, чем будет готов к этому полностью.Чтобы научиться остальному, этот почти взрослый ребенок должен остаться одинна один с Реальностью с большой буквы, которая завершает инструк- таждовольно жесткими методами, иногда весьма болезненными. И совершенно неважно, как обучаются взрослые люди. Никто не может бытьполностью подготовлен ко всем выдвигаемым жизнью требованиям. Хитрость тут втом, чтобы не растеряться, столкнувшись с трудностями. Как и одинокихродителей, молодого человека в этом возрасте поджидают всяческиенеожиданности. 28. ИСПЫТАНИЕ НЕЗАВИСИМОСТЬЮ ТРУДНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ Если родителю-одиночке повезло, его отпрыск проведет последнюю фазуюности (между восемнадцатью и двадцатью тремя годами) вдали от отчего дома.Снимая комнату, деля квартиру с друзьями, живя в общежитии, молодой человеквпервые сталкивается с реальностью самостоятельной жизни и обычно ощущает еекуда более проблематичной, чем он рассчитывал. В частности, онапредоставляет слишком много искусительной свободы. Это возраст, когда хромают и скользят. Большинство молодых людейхватаются -- чтобы потом разорвать -- за одну или несколько цепочекобязательств: договоры об аренде, кредитные соглашения, банковские счета,академические программы, требования на работе, обещания, данные себе идругим. Попытки собрать все воедино и справляться с этим обычно терпятнеудачу. Так много всего нужно сделать, а не хочется, -- и так много всегохочется попробовать. Рано или поздно недостаток ответственности, избытокудовольствий или и то и другое приводят молодого человека или девушку ккризису. Что делать дальше? При этом все друзья вокруг тоже бьются в поисках собственной опоры;каждый вдруг обнаруживает, что продуктивная независимость требует жесткойдисциплины и самоограничения. Необходимо не только уметь обеспечивать себяматериально, но и уметь жить по законам общества. Они-то думали, чтопочувствуют себя наконец свободными, а нарвались на противоположное. Теперьим приходится самим добывать информацию об окружающем и следовать социальным правилам и требованиям, таким, как законы иналоги, которые прежде, живя под крылышком родителей, они могли попросту игнорировать. Испытаниенезависимостью позволяет узнать, сколько труда требуется вложить, чтобыполностью обслуживать самого себя. Усложняет дело тот факт, что на эти три-пять лет после окончаниясредней школы приходится пик употребления наркотиков и алкоголя исексуальной активности. Сейчас это необычайно приятное время -- расплатапридет потом. Благо для родителей -- оставаться в неведении относительноприключений и несчастий своих отпрысков в этот дикий период, пока наконецстрасти не улягутся и жизнь не войдет в берега. Некоторым молодым людям удается поймать ответственность за хвост кактолько они вступают в стадию пробной независимости, но большинству -- неудается. Спотыкаясь и падая, они тянутся к родителям за поддержкой, просятпомочь и даже принять их обратно. Если такая помощь предоставляется,родители должны поставить жесткие условия: молодой человек обязан взять насебя большую часть ответственности за случившееся и возместить убытки.Родители готовы помочь, но они не спасательный круг. Если юноша (илидевушка) возвращается домой, ему нужно четко дать понять, что его пребываниездесь временно. Родитель дает ему возможность все обдумать, извлечь уроки иподготовиться к новой попытке вступить в мир, основанный на законахнезависимости. Нет никакого греха в том, что во время испытания независимостьюприходится прибегать к помощи, и в том, что с первого раза попытка житьнезависимо может провалиться. Родители должны выражать это понимание в своемотношении к детям. Они должны не впадать в панику, а демонстрировать веру.Они не должны наказывать -- они должны быть терпеливыми. Они не должныкритиковать -- они должны советовать. Их задача-- помочь молодому человекупринять и понять сложности независимой жизни, уважать сына или дочь за ихусилия в этой тяжелой борьбе и всячески поощрять их желание попытаться ещераз побороться. Проблемы совершенно реальны. Даже сосед по комнате является урокомнезависимой жизни. Совместно использовать пространство, сотрудничать сокружающими, зависеть от взаимных договоренностей, мириться с различиями,общаться, ссориться, жить с тем, кто тебе не всегда симпатичен, и разрешатьконфликты -- все это части неформального образования, которое происходит впериод испытания независимостью. Со временем молодой человек станет меньше скользить и спотыкаться,обретет более устойчивую опору и сможет установить над собственной жизньюболее жесткий контроль. В этот момент начинается вступление во взрослуюжизнь, позади остаются детство и отрочество и деятельность родителя повоспитанию ребенка. 29. ДОСТИЖЕНИЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫ, НО...

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: