Использование свободы

В поведении все явственней проступает некоторая жестокость. Житейскиесвободы слишком важны, чтобы кто-то смел их отрицать. Если родители не даютсогласия на то, чего жаждет подросток, он готов пренебречь их авторитетом.Это возраст, когда подросток действует "очертя голову", не думая опоследствиях. Он пообещает, что пой-Дет именно и только туда, куда емуразрешили, для того лишь, чтобы пойти в другое, строго запрещенное место.Два подростка могут сообщить своим родителям, что каж-Дьгй из них будетночевать у другого, после чего примутся Услаждаться приобретенной с помощьюлжи свободой, проводя полную приключений ночь в вихре "светских"удовольствий. Это возраст игры в лазейки с родителями. Если родитель не запретил какие-то вольности буквально, подросток немедленновоспринимает это как молчаливое разрешение, играя на формальностях. "А тыникогда не говорила, что нельзя!" -- с невинным видом восклицает подросток."Потому что я и представить себе не могла, что это придет тебе в голову!" --отвечает родитель и вводит запрет, которого раньше не было: "Вот теперь яговорю тебе: не смей трогать мою кредитную карточку". Разумеется, подросток и раньше это знал, но искушение пересилило. В этом возрасте ребенок предпочитает быть в обществе сверстников любойценой. Подросток ждет до последней секунды, чтобы спросить разрешения.Поддерживаемый друзьями, горящими от нетерпения поскорее уйти, онспрашивает: "Можно мне пойти на концерт?" Станет ли давление общественностив ситуации, когда не осталось времени взвесить все "за" и "против", причинойтого, что родитель, поддавшись импульсу, даст разрешение? Подросток очень наэто рассчитывает. Вместо этого родитель должен настоять на том, что емунеобходимо время подумать и поговорить с подростком с глазу на глаз. "Еслиты хочешь, чтобы я вообще как-то рассмотрела твою просьбу, попроси своихдрузей подождать, пока мы в соседней комнате обсудим наши дела". Это возраст, когда кажется, что преступление стоит наказания. Ведьплатить за восторг момента придется потом, не скоро. Это возраст, когдаподросток пообещает все что угодно, лишь бы получить свободу сейчас, апозже, насладившись свободой, отречься от своего обещания. Это возраст,когда родителям приходится играть в сыщиков, вторгаться на частнуютерриторию подростка для удовлетворения своей потребности знать. Подростокпостоянно отвечает уклончиво, сооружая забор вокруг своей частной жизни,уверенный, что, чем меньше родителя знают, тем меньше они будут вмешиваться.Это возраст, когда подросток просто не выносит, если удовольствиеоткладывается, и в то же время обладает способностью бесконечно откладывать,когда дело доходит до выполнения родительских требований. Отсрочка разрешения Быть родителем-одиночкой в этот период жизни ребенка чрезвычайнотяжело. Недостаток обсуждения может очень раздражать, а риск, которомусобирается подвергнуть себя подросток, пугает. Например, если ребенокдостаточно внимательный и ответственный, можно ли посадить его за рульмашины? Этот вопрос нужно задавать и отвечать на него, потому что и вшестнадцать многие подростки все еще недостаточно взрослые. Если родитель отвечает: "Нет, мой ребенок слишком импульсивен иневнимателен, он еще не готов", значит, нужно отложить разрешениепользоваться машиной. Сам по себе факт, что подросток достиг возраста, когдаимеет право официально получить права, не означает, что родители юридическиобязаны позволить ему водить машину. Позволить подростку сесть за руль -- все равно что приделать реактивныйдвигатель к их стремлению вырваться на свободу. То же самое относится кразрешению ходить на свидания и подрабатывать. "Если у меня есть машина, ямогу отправиться, куда мне вздумается". "Если я хожу на свидания, значит, яуже достаточно взрослый, чтобы иметь право и другие вещи делать". "Если уж ясам зарабатываю, значит, имею полное право принимать любые решения". Все этитри вида деятельности чрезвычайно усиливают стремление вырваться на волю.Родители должны быть готовы откладывать разрешение до тех пор, пока неубедятся: их подростки в состоянии справиться с ответственностью. Еслиодинокий родитель видит, что его чадо не справляется с работой по дому, вшколе и вообще с житейскими делами, -- значит, время разрешить ему водитьмашину, ходить на свидания и подрабатывать еще не наступило. Родителю в этот период взаимных разочарований кажется, что его ребеноксосредоточен только на себе. Вступив в самый интенсивный период развития,подросток не может думать ни о чем другом, кроме удовлетворения своегострастного стремления все к большей свободе и новым экспериментам. Теперьначинается  самый неблагодарный период родительского труда, потому чтородители вынуждены в интересах детей противостоять их самым дерзким порывам.Естественно, при этом им приходится сталкиваться с негодованием исопротивлением детей. Почему подросток не выносит слова "нет"? Потому что небывает достаточных резонов, чтобы оправдать отказ. Так в награду за своюгероическую преданность родитель-одиночка получает гнев и ссору. Теперь подросток атакует, а родитель сопротивляется этой атаке.Напряжение и конфликт становятся частью ежедневной жизни. На некоторое времяотношения превращаются в нелояльные. Родители и подросток любят друг друга,но часто друг другу не нравятся. Чтобы оградить драгоценную свободу от посягательств, которые могутпоследовать из-за совершенных ими проступков, подростки часто прибегают колжи, ругаются, изворачиваются и отрицают события, имевшие место на самомделе. Как бы ни было трудно, родители должны противостоять хитростям,добиваясь правды и налагая наказания. Пусть подросток отработает своюпровинность, чтобы научиться отвечать за ошибки и дурные поступки.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: