Видеть успехи в перспективе

Без сомнения, достижения в учебе  очень важны. Они поддерживаютуверенность в себе и облегчают будущую мобильность. Тем не менее достижения-- это всего лишь часть развития ребенка. Существует множество других важныхобластей роста: социальная, эмоциональная, нравственная, духовная,физическая, творческая -- и это еще не все. Ребенок намного шире, чем егошкольные успехи. В конце концов он человеческое существо, а не простоисполнитель. Это часто забывается, особенно в обществе, которое привыклооценивать человека исходя из его достижений, превозносить совершенство инаграждать победителей. Иногда полезно вспомнить замечание президентаТрумэна: "Троечники управляют миром". Чтобы стать известным, нужно многобольше, чем хорошие оценки. Измерение успехов ребенка оценками вообще может привести родителей кневерным заключениям. Пятерки не гарантируют, что их ребенок--ответственный,старательный, здоровый, счастливый, хорошо себя ведет, прекрасно справляетсяс другими вещами; это даже не значит, что он интересуется учебой илисобирается достигнуть необыкновенных успехов в будущем. Некоторые из этихпредположений мо-гут оказаться правдой, некоторые -- нет. Лучше всегородителям не полагаться на такие "закономерности". Вместо этого оценивайтенезависимо каждую область развития. Опасайтесь еще одного заблуждения, что школьные Успехи ребенкаполностью зависят от усилий родителя по его воспитанию, а способностивоспитателя оценивают- ся успехами ребенка. Так, если ребенок хорошо учится, родительудостаивается похвалы за мастерски проведенную работу. Если же ребенку нечемпохвастаться в школе, родитель заслуживает всяческого порицания -- как несправившийся с заданием. Использование успехов ребенка в качестве мерыродительского успеха приводит к весьма плачевным последствиям. Ребенок либооказывается ответственным за то, что его родитель чего-то добился, либо нанего обрушиваются обвинения за то, что этот родитель проявил халатность. Родители, которым не с кем разделить ежедневные обязанности, частоочень озабочены своими успехами. Достаточно ли того, что они делают?Правильно ли они поступают? Чтобы не связывать себя школьными достижениямидетей, они должны выработать жесткую, недвусмысленную декларациюнезависимости по отношению к успеваемости ребенка. Она может звучатьпримерно так: "Независимо от того, как ты решишь учиться в школе, я будуспокойна за нас -- за себя, как твою мать, и за тебя, как моего ребенка.Если у тебя хорошие отметки, я не буду считать это своей заслугой и хвалитьсебя. Но и за плохие я тоже не буду тебя ругать. Моя обязанность -- какможно лучше руководить тобой и поддерживать тебя, но выбор ты делаешь сам". Последняя ошибка, которой стоит остерегаться родителю, проскальзывает вобычном поздравлении ребенку: "Молодчина, я так горжусь тобой!" Хотя этареакция может восприниматься как простое выражение одобрения, часто онасвидетельствует о том, что отношения родителя с ребенком развиваются вопасном направлении. Родитель таким образом предъявляет права на достиженияребенка, намекая на глубинную связь: "Своим поступком ты помог мнепочувствовать, что я хороший родитель". Так ребенок приучается думать, чтоего личные успехи определяют не только отношение к нему самому, но и к егородителю. И наоборот, если успехи становятся не столь блистательными, ребенокможет чувствовать угрозу: теперь родитель перестанет гордиться  мной, разочаруется. Утверждение "Ты очень разочаровал меня" может иметь разрушительныйэффект. Споткнувшемуся ребенку приходится не только справляться споследствиями неудачи и добиваться возвращения родительского одобрения, но ивозмещать нанесенный родителю ущерб, так, чтобы тот мог восстановитьпотерянное уважение окружающих. Гораздо лучше поощрять хорошо сделаннуюработу, выражая одобрение более простым способом: "Это пойдет тебе напользу" или "Молодец, здорово". Если родители чувствуют, что ребенок учитсяниже своих возможностей, и хотят это отметить, они должны постаратьсяизбежать малейшего намека на личное разочарование. "Я думаю, ты способен набольшее". Если одинокий родитель хочет объяснить, чего он ждет от ребенка в планеучебы, он должен подбирать как можно более конкретные слова. Общиеутверждения типа "постарайся сделать как лучше", "постарайся изо всех сил","постарайся достичь высшего уровня своих возможностей" оставляют ребенкусвободу интерпретации. Он как бы волен выбирать стандарт, на который нужноравняться. Но откуда ребенку знать, старается ли он изо всех сил, достигаетли высшего уровня возможностей? Он этого не знает. И никто не знает. И тогдаему приходится жить в сильном напряжении, борясь за некие смутные стандарты,которые никто не удосужился определить. Не забывая о реальных способностях ребенка, уточните, какой именноуровень успеваемости удовлетворил бы вас. "Я не знаю, какие отметки ты могбы получать в идеале, поэтому просто перечислю тебе минимальные отметки, накоторые я готова согласиться. Если ты сползешь ниже этого уровня, явмешаюсь, чтобы помочь тебе забраться обратно". 30. ПООЩРЕНИЕ ЗНАНИЙ. УСТАНОВКА НА ОБРАЗОВАНИЕ Большинство родителей-одиночек поощряют образование детей, потому чтоверят: знания увеличивают компетентность и повышают уверенность в себе.Чисто теоретически это убеждение верно. Но, к сожалению, образовательныйпроцесс часто осуществляется таким образом, что подавляет желание учиться.Многое здесь зависит от учителя, а самые влиятельные учителя -- этородители. Домашнее воспитание во многом формирует отношение детей к учебе ик другим учителям, с которыми им придется столкнуться. Охоту к учению легко отбить, потому что учеба часто кажется деломрискованным. Какой же здесь риск? Чтобы овладеть новыми навыками илизнаниями, необходимо согласиться, что изначально мы невежественны. Ребенокдолжен быть готов ошибаться, чувствовать себя глупым, выглядеть круглым дураком и в результате получить оценку своего труда. Ничего удивительного,что маленькие дети часто сопротивляются, не желая пробовать то, чего никогдане пробовали раньше или еще не научились делать как следует. Они боятсярисковать. Ведь их самооценка в силу возраста завышена. Дети испытываютстрах перед неудачей. Хотя, обретая знания, мы строим прочный фундаментуверенности в себе, некоторая уверенность в себе требуется изначально, чтобырешиться рискнуть. Родители, выступая в роли учителей, часто бывают довольно бесчувственны к самолюбию ребенка, потому что страдают учебной амнезией. Стоит человеку освоить какой-то навык или что-то понять -- и он начистозабывает, с каким трудом этого добился. Сидя рядом с первоклассником,который слишком медленно делает домашнее задание, родители часто не понимают причинуего затруднений -- ведь им задание кажется необычайно легким. Что жеслучилось с ребенком? Да ничего. Просто родители забыли свой школьный опыт.Им давно уже неведомы приступы страха, которые сейчас преследуют их ребенка. Поощряя ребенка учиться, родители должны иметь в виду трудности,которых сами уже не помнят, и пытаться сократить свойственный этому процессуриск. Учение должно быть безопасно. Есть несколько способов, которымиродители могут помочь создать это чувство безопасности: 1. Они мирятся с незнанием, объявляя: "Не знать чего-то -- в порядкевещей. Всякое знание начинается с полного невежества". 2. Они расценивают любые ошибки как попытки: "Попытка не пытка.Попробуй еще разок". 3. Они с пониманием относятся к тому, что ребенок чувствует себякруглым дураком: "Всегда страшно браться за то, с чем никогда раньше не имелдела". 4. Они восхищаются тем, что ребенок не боится выглядеть глупо в глазахсверстников: "Какой ты молодец, что на виду у всего класса просишь объяснитьзадание". 5. Независимо от результата, они всегда дают положительную оценку:"Теперь ты знаешь больше, чем раньше". Отбивает желание учиться и нетерпение родителей. Торопя и понукая, онилишь увеличивают риск: "Пора бы тебе это знать". Их раздражают ошибки: "Нупочему ты сразу не можешь сделать это правильно?" Они могут критиковатьребенка за глупость: "Почему ты такой тупой?" Они могут свести старания ребенка на "нет" и усилить его ощущениесобственной недалекости: "Даже трехлетний ребенок справился бы с этимбыстрее тебя". Оценивая его труды, родители могут выступать в роли "грозногосудии": "Совершенно очевидно, что ты никогда не научишься делать этоправильно". Если усталый, замученный родитель вдруг обнаруживает, что в душеего зарож- дается подобная реакция, он должен немедленно оторваться от домашнегозадания и объявить перерыв. Не пытайтесь вмешиваться в процесс образованиявашего ребенка, если вы чувствуете себя эмоционально не готовыми егоободрить. Помните о том, что дети подражают вам. Когда родители критикуют исердятся на самих себя за ошибки, когда обзывают себя или расстраиваются,потому что не могут выяснить что-то важное или не знают, как справиться спроблемой, они демонстрируют ребенку, что трудности в обучении понижаютчувство уверенности в себе. Кроме того, они показывают детям, что есликто-то не в состоянии учиться быстро и легко, значит, с ним что-то не впорядке. Если вы хотите, чтобы в вашей семье все чувствовали себя спокойно ибезопасно, обязательно держите под контролем и отношения между детьми.Часто, желая утвердить свое превосходство или поддразнить, старшие детиунижают младших, которые изо всех сил стараются хорошо учиться. Одинокимродителям следует пресекать подобное вмешательство. Каждый ребенок в семьедолжен четко уяснить: "Учение слишком важно, чтобы позволять кому нибудьотбивать у других охоту рисковать". 31. ПЕРВЫЕ ШАГИ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: