ПАДЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ
Позиция подростка диктует ему поведение, которое в конечном счете непринесет успехов в учении. Даже способные старшеклассники чувствуют себявынужденными подходить к вопросу образования с саморазрушительных позиций.Рассмотрим лишь несколько негативных высказываний, характерных дляподростков. "Только тупые задают вопросы". "Обманывать -- правильно". "Чтобыдействовать, нужна ловкость". " Стараться -- глупо". "Очень круто ни о чемне заботиться". "Хорошо себя вести -- смешно". "Главное -- выйти сухим изводы". К счастью, когда окончание средней школы уже не за горами, когдастремительно начинает приближаться пора ответственности и настоящейнезависимости, эти убеждения и поведение начинают терять своюпривлекательность, потому что вредят успешному движению вперед. Между девятью и тринадцатью годами, когда формируется психологияподростка, школьные успехи часто подвергаются значительному риску. Опасностьвозникает потому, что, расставаясь с детством, подросток хочет зановоопределить собственное "я": ему больше не нравится казаться ребенком и нехочется соответствовать ожиданиям родителей. Бунтуя, они рвутся вон из детства, чтобы скорее начать путь ксоциальной независимости. Выбрасывая детство "за борт", подростки могут сменить ценностнуюориентацию. В начальной школе главным столпом их самолюбия и ценнымисточником родительского одобрения были успехи. Признание и расположение друзей особо в расчет не принимались, потому что тогда самое важноесоциальное значение имела для них семья. Собственная внешность, скореевсего, стояла на третьем месте. В отрочестве эти ценности могут измениться.На первое место выступает внешность и одежда, потому что внешний вид можетоказать значительное влияние на то, что стало теперь ценностью номер два.Это признание друзей, гарантирующее спокойствие. Внешность важна и потому,что помогает вписаться куда надо, приспособиться к чему надо и добитьсяпопулярности: ведь одобрение сверстников теперь куда более существенно, чеммнение родителей. Результатом этой смены ценностей является то, что успехи спускаются натретье место. Социальный императив становится наиболее важным. Чему отдаютпредпочтение подростки -- хорошим отметкам или хорошим друзьям? Вбольшинстве случаев ответ однозначен: успех в обществе ценится гораздо выше,чем школьные достижения. В результате изменения ценностей и своего растущего сопротивлениявласти взрослых, подросток может просто забросить школьные задания, потомучто не видит в них смысла. Теперь все усилия, внимание, сосредоточенность идвижущие силы, прежде посвященные учебе, направляются в другие областижизни. Как закономерное следствие -- успеваемость падает. Что делать родителям, если на их глазах происходит снижениеуспеваемости? Да, нежелание превозмогать себя и кропотливо, изо дня в деньосваивать науки -- естественно. Так может быть, стоит смириться с этимнеизбежным фактом и пустить все на самотек? Нет. Не опускайте руки: каким быестественным не было сие явление, хорошего в нем все равно мало. Что, если не придавать большого значения снижению Успеваемости, дажеполным провалам, возникшим из-за отсутствия старания? Может быть, ребеноксам в конце концов почувствует ответственность, вернется к учебе ивосстановит свои прежние позиции? Иногда такая самокоррекция действительнопроисходит, но, к сожалению, случается это крайне редко. Большинство подростков недостаточно зрелы, чтобы самостоятелъновосстановить свои позиции в учебе. Как правило, они все меньше заботятся ошкольной работе, успехи их продолжают ухудшаться, они вообще перестаютвыполнять домашние задания, отстают все сильнее и сильнее и чувствуют, чтоуже не могут догнать одноклассников. Исчезает последнее желание стараться --и они сдаются окончательно. Теперь наступают суровые последствия. Перейдя вразряд двоечников, потеряв уверенность в своих силах, подростки теряют иуважение к себе, остальные дети начинают относиться к ним как к неудачникам. В это время родители могут усугубить и без того невеселую ситуацию. Таккак политика "кнута и пряника" потерпела фиаско и ребенок продолжаетотказываться учиться, чаша терпения родителей может переполниться.Расстроенные, они начинают сердиться, ребенок в. ответ упрямится ещебольше, и баталии перетекают из школы в домашние стены. Чем сильнеенастаивают родители, тем непреклоннее ведет себя ребенок. "Ты не можешь заставить меня учиться. И мне плевать, как сильно ты накажешь меня илиразозлишься!" Чувствуя свою полную беспомощность, родители теряются. Имостается только опустить планку и позволить ребенку учиться ниже своихспособностей. Вместо того чтобы умывать руки, горевать, предлагать поощрения илинаказывать, родителям стоит попробовать более эффективный метод. Хотя каждаяиз вышеупомянутых тактик может в каком-то конкретном случае действительнодать ребенку импульс, со вступлением его в переходный возраст они обычнотерпят крах, потому что подросток наотрез отказывается от подкупа и небоится угроз. Вместо всего этого родители должны усилить наблюдение заребенком. Обычно падению успеваемости сопутствует ложь о якобы выполненномдомашнем задании, отсутствие активности на уроках, пагубное воздействие надругих учеников. Вмешательство должно быть быстрым и прямым. Когда подростокначинает противоречить любым требованиям взрослых, его становитсячрезвычайно легко смутить. Это смущение достигает апогея, когда сверстникивидят его в школе в компании матери или отца. Это один из самых надежных тестов на определение начала отрочества.Раньше дети очень радовались, если их родители заходили за ними в школу.Подросток же цепенеет от ужаса. Быть замеченным в школе в компании родителя,значит, нарушить принцип социальной независимости, которым подросток теперьочень дорожит. Расширяя зону своего наблюдения и вторгаясь в пределы школы,родители-одиночки не пытаются публично унизить свое чадо. Они только решилидействовать, чтобы довести до его сведения то, чего не смогли добитьсядобрым словом. Родительское предупреждение звучит так: • "Если ты не в состоянии заботиться о своих школьных делах сам, явозьму небольшой отпуск и помогу тебе". • "Если ты не можешь сконцентрироваться на ежедневных занятиях имешаешь другим ученикам, я приду в школу и буду сидеть за одной партой стобой". • "Если ты не в состоянии запомнить, что тебе задано на дом, язайду в школу к концу уроков. Мы вместе обойдем всех учителей и запишемзадания". • "Если ты не можешь самостоятельно выполнять домашние задания, япосижу с тобой за столом, пока ты не закончишь". • "Если тебе не под силу предъявить эти злосчастные задания, хотяты их выполнил, мы вместе придем в школу и обойдем всех учителей передначалом уроков, чтобы удостовериться, что они получили их". • "Если ты говоришь, что вам ничего не задали, и это оказываетсянеправдой, мне придется встретиться с твоей учительницей. У тебя будетвозможность объяснить, почему ты решил, что ничего не задавали". • "Если ты получил единицу за несделанную работу, тебе придетсявыполнить ее за выходные, прежде чем сможешь пойти развлекаться, даже если врезультате своих стараний ты все равно получишь единицу". Иногда, чтобы помочь подростку поддерживать соответствующие достижения,родителям приходится на деле доказывать, что они имели в виду, говоря освоем желании понаблюдать за ним в школе. 34.НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ





