Требования адаптироваться и отвечать за себя

Попадая в среднюю школу, дети оказываются в совершенно новом посравнению с оставленной позади начальной школой мире. Они становятся теперькрошечной частицей большой и гораздо более безликой, чем прежняя,организации. Здесь больше учителей, у которых, в свою очередь, большеучеников, и преподаватели знают каждого уже не так хорошо. Как следствие --учителя могут быть менее терпеливы, меньше склонны воспитывать, рассчитываютна большее послушание, большую работоспособность, устанавливают большеправил и кажутся некоторым детям "злыми". Родителям детей такого возраста придется тоже по-своему адаптироватьсяк новым условиям. Если прежде они поддерживали постоянный контакт сначальной школой, и обе стороны были взаимно заинтересованы друг в друге, тотеперь они столкнутся с некоторым охлаждением и отчуждением. Пораизбавляться от привязанности к прежней маленькой, уютной школе. Придетсяприспосабливаться заново и менять свои ожидания так, чтобы они гармонировалис этой достаточно суровой организацией. Теперь родители будут получатьменьше информации, будут иметь все меньше влияния на то, что может произойтис ребенком, им будет все сложнее находить верный подход к учителям идиректору. Им понадобится намного больше выносливости и такта, есливозникнет необходимость защищать интересы ребенка внутри школьной системы. Это не значит, что учителя средней школы не заботятся об учениках и нежелают держать ответ перед родителями. Просто нужно смириться с реальностью: эти учителя отвечают за гораздобольшее число детей, основная часть которых уже вступила в переходныйвозраст. Эти два фактора определяют отношение учителей к ученикам -- инаоборот. Подросток больше не ребенок. Средняя школа -- не то, чтоначальная. В целом, младших школьников учить намного легче. Многие любопытны,прилежны, внимательны, полны энтузиазма, положительно настроены, радысотрудничать и очень дружелюбны. Учеников средней школы учить довольносложно. У многих вообще отсутствуют какие-либо интересы, что характерно дляначального периода отрочества. Они ленивы, несосредоточенны, апатичны,настроены бунтарски и часто враждебно. Ученики средней школы приносят своимучителям гораздо больше огорчений, чем прежде, и те в меньшей степенисклонны общаться с родителями, чем их коллеги из начальной школы. В среднейшколе, назначение которой -- помочь детям научиться самодисциплине,достаточной, чтобы подготовиться к переходу в старшие классы, имеетсябольшая группа учеников-подростков. Они сейчас в том возрасте, когдадомашние задания кажутся особенно противными, предписания особеннопритесняют, и всякая власть кажется несправедливой. Иногда создается впечатление, что школьной системе имело бы смыслобъявить мораторий на образование на весь период раннего подростковоговозраста. Вместо этого стоит дать детям несколько лет, чтобы они выросли, икогда они станут более сговорчивыми, снова представить их вниманию своитребования и предписания. Средней школе приходится учить большему, нежелипросто научным дисциплинам. Ученики должны узнать, как функционировать всистеме, чтобы успешно развиваться. Сотрудничество с учителями, соглашение справилами, подчинение нормам -- все необходимое, чтобы удовлетворитьпотребность в учении, приходится усваивать в этом негати-вистском иоппозиционном возрасте. Ученики, не освоившие эти социальные навыки в сред-школе, сильнорискуют не освоить их и в старших классах. Старшие классы средней школы -- это учреждение еще болеекрупное и серьезное, которое требует больше работы и ответственности и нетак спокойно относится к сопротивлению и нарушениям. Во многих государственных образовательных системах новички в старшихклассах с невероятной легкостью вылетают из школы. Ученики, не отличавшиесяв прошлом особым прилежанием, не только обладают недостаточными знаниями повсем предметам, -- опаснее то, что они социально не подготовлены к жесткимтребованиям, предъявляемым к сотрудничеству, подчинению нормам и послушанию. Если разгневанный подросток нахулиганит, его выгоняют с урока,оставляют в наказание после уроков или исключают из школы, и родителям ненужно вторично наказывать его за этот проступок. Обычно бывает достаточношкольных последствий. Впрочем, обязанность родителей -- проверить, чтоименно произошло в школе. Удостоверившись, что нарушение действительно имеломесто и наказание было оправдано, они должны помочь ребенку понять связьмежду его плохим поведением и последующим наказанием. Родители должны помере сил поддерживать школьную политику, если только она  не вступает впротиворечие с их моральными нормами и чувством справедливости. Они должныделать это в интересах своего ребенка, потому что ему предстоит учитьсясоответствовать внутри установленной системы. Почему это так необходимо? Потому что, став старше, детям непременнопридется столкнуться со множеством учреждений, которые составляют еще болеекрупную социальную систему, и в ней, уже будучи взрослыми, они должны будутуспешно функционировать, чтобы решать свои проблемы. Чтобы удовлетворитьпотребности в социальном руководстве, в военной службе, в охране здоровья, вбезопасности, в законной защите, в финансовой помощи, в обеспечении работойи вообще во всех видах услуг, они должны уметь двигаться так, чтобыдобраться до цели. К сожалению, умение двигаться, учитывая правила, -- этоурок, который бунтари-подростки хотят учить в последнюю очередь. "Какоеправо имеют другие говорить мне, что делать? Я не собираюсь тратить своюжизнь на выполнение приказов!" Двигаться, учитывая правила, -- не значит стать роботом, расстаться синдивидуальностью и отказаться от всех притязаний на независимость. Это незначит всегда соглашаться, не задавать вопросов, не высказывать своегомнения, не защищать свои принципы и убеждения. Это лишь означает, что следует овладеть четырьмя важнейшими социальнымиуроками, которые обязана давать средняя школа. Каждый усвоенный уроквпоследствии сослужит ребенку хорошую службу. 1. Жизнь любого человека всегда  в некоторой степени зависит отавторитетов, которые он не выбирал. 2. Поведение человека всегда частично регулируется правилами, которыхон не устанавливал. 3. Всегда найдутся люди, перед которыми придется держать ответ, и невсегда эти люди будут симпатичны. 4. После неудачи, ошибки или проступка часто наступают социальныепоследствия, которые могут казаться несправедливыми. Определенную часть жизни человеку приходится проживать, подчиняясьусловиям, которые он не  выбирал и которые ему могут быть неприятны. Каждыйдолжен в некоторой степени учиться сотрудничать, следовать правилам исоглашаться с требованиями общества, чтобы общество, в свою очередь,удовлетворило его потребности. Если подросток  не может примириться иработать в суровых условиях средней школы, ему придется учиться этомупозднее, но с гораздо большими потерями. 33. КОГДА УСПЕХАМИ -НЕ ПОХВАСТАЕШЬСЯ

ПАДЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ

Позиция подростка диктует ему поведение, которое в конечном счете непринесет успехов в учении. Даже способные старшеклассники чувствуют себявынужденными подходить к вопросу образования с саморазрушительных позиций.Рассмотрим лишь несколько негативных высказываний, характерных   дляподростков. "Только тупые задают вопросы". "Обманывать -- правильно". "Чтобыдействовать, нужна ловкость". " Стараться -- глупо". "Очень круто ни о чемне заботиться". "Хорошо себя вести -- смешно". "Главное -- выйти сухим изводы". К счастью, когда окончание средней школы уже не за горами, когдастремительно начинает приближаться пора ответственности и настоящейнезависимости, эти убеждения и поведение начинают терять своюпривлекательность, потому что вредят успешному движению вперед. Между девятью и тринадцатью годами, когда формируется психологияподростка, школьные успехи часто подвергаются значительному риску. Опасностьвозникает потому, что, расставаясь с детством, подросток хочет зановоопределить собственное "я": ему больше не нравится казаться ребенком и нехочется соответствовать ожиданиям родителей. Бунтуя, они рвутся вон из детства, чтобы скорее начать путь ксоциальной независимости. Выбрасывая детство "за борт", подростки могут сменить ценностнуюориентацию. В начальной школе главным столпом их самолюбия и ценнымисточником родительского одобрения были успехи. Признание и расположение друзей особо в расчет не принимались, потому что тогда самое важноесоциальное значение имела для них семья. Собственная внешность, скореевсего, стояла на третьем месте. В отрочестве эти ценности могут измениться.На первое место выступает внешность и одежда, потому что внешний вид можетоказать значительное влияние на то, что стало теперь ценностью номер два.Это признание друзей, гарантирующее спокойствие. Внешность важна и потому,что помогает вписаться куда надо, приспособиться к чему надо и добитьсяпопулярности: ведь одобрение сверстников теперь куда более существенно, чеммнение родителей. Результатом этой смены ценностей является то, что успехи спускаются натретье место. Социальный императив становится наиболее важным. Чему отдаютпредпочтение подростки -- хорошим отметкам или хорошим друзьям? Вбольшинстве случаев ответ однозначен: успех в обществе ценится гораздо выше,чем школьные достижения. В результате изменения ценностей и своего растущего сопротивлениявласти взрослых, подросток может просто забросить школьные задания, потомучто не видит в них смысла. Теперь все усилия, внимание, сосредоточенность идвижущие силы, прежде посвященные учебе, направляются в другие областижизни. Как закономерное следствие -- успеваемость падает. Что делать родителям, если на их глазах происходит снижениеуспеваемости? Да, нежелание превозмогать себя и кропотливо, изо дня в деньосваивать науки -- естественно. Так может быть, стоит смириться с этимнеизбежным фактом и пустить все на самотек? Нет. Не опускайте руки: каким быестественным не было сие явление, хорошего в нем все равно мало. Что, если не придавать большого значения снижению Успеваемости, дажеполным провалам, возникшим из-за отсутствия старания? Может быть, ребеноксам в конце концов почувствует ответственность, вернется к учебе ивосстановит свои прежние позиции? Иногда такая самокоррекция действительнопроисходит, но, к сожалению, случается это крайне редко. Большинство подростков недостаточно зрелы, чтобы самостоятелъновосстановить свои позиции в учебе. Как правило, они все меньше заботятся ошкольной работе, успехи их продолжают ухудшаться, они вообще перестаютвыполнять домашние задания, отстают все сильнее и сильнее и чувствуют, чтоуже не могут догнать одноклассников. Исчезает последнее желание стараться --и они сдаются окончательно. Теперь наступают суровые последствия. Перейдя вразряд двоечников, потеряв уверенность в своих силах, подростки теряют иуважение к себе, остальные дети начинают относиться к ним как к неудачникам. В это время родители могут усугубить и без того невеселую ситуацию. Таккак политика "кнута и пряника" потерпела фиаско и ребенок продолжаетотказываться учиться, чаша терпения родителей может переполниться.Расстроенные, они начинают сердиться, ребенок в. ответ упрямится ещебольше, и баталии перетекают из школы в домашние стены. Чем сильнеенастаивают родители, тем непреклоннее ведет себя ребенок. "Ты не можешь заставить меня учиться. И мне плевать, как сильно ты накажешь меня илиразозлишься!" Чувствуя свою полную беспомощность, родители теряются. Имостается только опустить планку и позволить ребенку учиться ниже своихспособностей. Вместо того чтобы умывать руки, горевать, предлагать поощрения илинаказывать, родителям стоит попробовать более эффективный метод. Хотя каждаяиз вышеупомянутых тактик может в каком-то конкретном случае действительнодать ребенку импульс, со вступлением его в переходный возраст они обычнотерпят крах, потому что подросток наотрез отказывается от подкупа и небоится угроз. Вместо всего этого родители должны усилить наблюдение заребенком. Обычно падению успеваемости сопутствует ложь о якобы выполненномдомашнем задании, отсутствие активности на уроках, пагубное воздействие надругих учеников. Вмешательство должно быть быстрым и прямым. Когда подростокначинает противоречить любым требованиям взрослых, его   становитсячрезвычайно легко смутить. Это смущение достигает апогея, когда сверстникивидят его в школе в компании матери или отца. Это один из самых надежных тестов на определение начала отрочества.Раньше дети очень радовались, если их родители заходили за ними в школу.Подросток же цепенеет от ужаса. Быть замеченным в школе в компании родителя,значит, нарушить принцип социальной независимости, которым подросток теперьочень дорожит. Расширяя зону своего наблюдения и вторгаясь в пределы школы,родители-одиночки не пытаются публично унизить свое чадо. Они только решилидействовать, чтобы довести до его сведения то, чего не смогли добитьсядобрым словом. Родительское предупреждение звучит так: • "Если ты не в состоянии заботиться о своих школьных делах сам, явозьму небольшой отпуск и помогу тебе". • "Если ты не можешь сконцентрироваться на ежедневных занятиях имешаешь другим ученикам, я приду в школу и буду сидеть за одной партой стобой". • "Если ты не в состоянии запомнить, что тебе задано на дом, язайду в школу к концу уроков. Мы вместе обойдем всех учителей и запишемзадания". • "Если ты не можешь самостоятельно выполнять домашние задания, япосижу с тобой за столом, пока ты не закончишь". • "Если тебе не под силу предъявить эти злосчастные задания, хотяты их выполнил, мы вместе придем в школу и обойдем всех учителей передначалом уроков, чтобы удостовериться, что они получили их". • "Если ты говоришь, что вам ничего не задали, и это оказываетсянеправдой, мне придется встретиться с твоей учительницей. У тебя будетвозможность объяснить, почему ты решил, что ничего не задавали". • "Если ты получил единицу за несделанную работу, тебе придетсявыполнить ее за выходные, прежде чем сможешь пойти развлекаться, даже если врезультате своих стараний ты все равно получишь единицу". Иногда, чтобы помочь подростку поддерживать соответствующие достижения,родителям приходится на деле доказывать, что  они имели в виду, говоря освоем желании понаблюдать за ним в школе. 34.НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ



double arrow
Сейчас читают про: