Г) Оптическая аграфия и дисграфия

Оптические нарушения письма вызываются поражением или недоразвитием оптических речевых систем в головном мозгу с разнообразными локализациями, в результате чего или полностью отсутствует возможность писать или же письмо искажается. Дефект выражается в невозможности воспитать зрительный образ слова с детства или после потери имевшегося письма в результате мозгового заболевания. Нарушение зрительного образа слова, т. е. буквенного состава его, ведёт к нарушению зрительных образов его отдельных звуков.

Как и при алексии, различаются литеральная и вербальная аграфия, т. е. ученик не может писать слова, а пишет только отдельные буквы или может писать отдельные слова, но с грубыми своеобразными ошибками. Копировка букв сохранена,

Оптические нарушения речи могут быть и вторичными, когда вследствие нечётких слуходвигательных представлений 'звуков возникает неустойчивость зрительных представлений.

В отличие от алексии, где нарушен процесс узнавания, здесь нарушен более сложный процесс – воспроизведение; ученик должен вспомнить уже воспитанный графический знак определённого звука. В процессе письма при аграфии наблюдаются ошибки, аналогичные с ошибками при алексии: смешение букв вследствие нечёткого представления различий между ними.

Не различаются некоторые буквы вследствие их оптического сходства: п–н, п–и, с–о, и–ш, у–д (петля внизу), е–с, ш–щ и т. п. В результате получаются написания: норосепок, иишка, уача вместо поросёнок, шишка, дача. Приёмы устранения недочётов:

1) детально указываются различия между сходными буквами (особенно при знакомстве с новой буквой); это проделы-вается и на уроках чистописания;

2) к данной букве или слову подбираются сходные по начертанию буквы (к букве н приписываются или подбираются из букв разрезной азбуки и, п, к слову сынсноп, суп, обои). Сходные буквы подчёркиваются.

Проф- Ананьев рекомендует приём:

а) указываются сделанная ошибка и её причина, т. е. какая

часть букв искажена;

б) предлагается написать её правильно;

в) предлагается реконструировать её, т. е. переделать её в букву, с которой она смешивается. Например, переделать п в т, г в п, ш в щ и обратно.

Для подобных упражнений применяются и элементы букв

проф. Ананьева (рис. 120).

Одновременно производится списывание с печатного рукописным и рукописным с печатного.

Неустойчивые буквы при чистописании пишутся не подряд, а вперемежку со сходными, уже проанализированными (ш, щ, ш). Производятся диктовки, надписи, письменные ответы на устные вопросы с предупреждением о возможности смешения сходных букв.

В остальном пользуются в общем методикой, применяемой при алексиях и дислексиях – работают над дифференцировкой букв с привлечением других анализаторов и в единстве с обучением чтению (написанное прочитывается, прочитанное записывается).

Устранение упорных нарушений связи буквы с отзвуком. При письме не возникает или возникает ошибочный образ буквы,– ученик забывает, какой буквой обозначается данный звук. Для устранения этого недочёта выделяют данный звук из речи и укрепляют его связь с соответствующей ему буквой всевозможными способами, например: 1) со звуком сопоставляется крупно и чётко написанная или вырезанная из какого-либо материала, или окрашенная в яркий цвет буква; 2) эта буква демонстрируется через короткие промежутки времени дисграфику, и тот при каждом показе произносит данный звук; 3) логопед произносит звук, а дисграфик, повторив его, отыскивает среди других букв нужную букву (в разрезной азбуке или в книге); 4) дисграфик вырезает эту букву, лепит из глины, раскрашивает её, выписывает из текста, подчёркивает её и т. п., одновременно называя её; 5) узнаёт букву (вырезанную или наклеенную) ощупью, с закрытыми глазами; 6) логопед беззвучно артикулирует определённый звук (лучше перед зеркалом), а дисграфик показывает и называет нужную букву и пальцем указывает на основной момент артикуляции: вытянутые губы (у), поднятый кончик языка (д) и обратно: по артикуляции логопеда отыскивается буква; 7) логопед указывает ему на внешнее сходство буквы с каким-либо предметом, название которого начинается именно этой буквой (ж – жук, ф–-фигура, з–-змея); 8) при диктовках и самостоятельном письме дисграфик приучается при малейшем сомнении спрашивать, какой буквой обозначается данный звук. Логопед в ответ показывает букву.

Дисграфии на почве зеркального письма.

У некоторых (преимущественно маленьких) детей, особенно часто у левшей имбецилов, а также у афазиков, вследствие дефектов кортикальных аппаратов зрения наблюдаются случаи зеркального письма, т. е. буквы пишутся в форме их зеркального отражения, элементы букв и слов часто пишутся справа налево. Обычно школьники, и в том числе левши, обладая беглым зеркальным письмом, сами не могут его прочесть и не различают его от нормального, потому что оно у них непроизвольно. Например, Николай Г. 8 лет и 7 месяцев сам спрашивал: «Так я написал?» Когда учитель в ответ показывал ему его написание и других учеников и спрашивал: «А как тебе кажется?» – он отвечал: «Нет, у меня не так»,– и снова писал зеркально, даже после показа учителем на доске правильного написания и соответствующих объяснений. Мальчик золотушный, физически слабый, левша в быту, но пишет правой рукой. Отец левша на руку и ногу.

Даже после усвоения нормального письма дети ещё долго продолжают видеть буквы зеркально, вследствие чего легко путают правильные написания букв с похожими на них зеркальными отображениями других букв. Так как м похожа, например, на зеркальное отображение н, то пишется мож вместо нож. Понятно, что и чтение даётся таким детям с большим трудом.

Зеркальное письмо является нормальным для левой руки, симметрично повторяющей движения правой руки (это легко проверить, произведя на классной доске запись одновременно правой и левой рукой). Почему и как манера письма левой рукой передаётся правой руке, до сих пор не выяснено. Т:о, что зеркальное письмо свойственно левшам, детям, перенёсшим менинго-энцефа-лит, олигофренам и усиливается при утомлении, говорит за его связь с расстройствами в коре головного мозга. Некоторые учё-чые указывают на поражение в нижнетеменной области мозга, на недочёты в правом полушарии.

Известную роль здесь играет и то, что маленькие дети сначала воспринимают форму предмета в относительно большой независимости от самого предмета. Так, они часто рассматривают картинки, держа книгу «вверх ногами» или наискось, таким же образом нередко и рисуют. С возрастом такое письмо постепенно исчезает. Всякого рода утомление обостряет его.

Обучение. 1) До упражнений в письме медленно передвигают руку ученика по строке слева направо; 2) учитель своей рукой водит его руку; 3) обводит по вырезанным, наклеенным или чётко написанным буквам; 4) сравнивается зеркальная буква с нормальной; 5) дети медленно списывают под непосредственным наблюдением учителя. Образец должен лежать перед глазами ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: