V. Расстройства речи и голоса в случае психогенных травм при органически здоровом мозге

Иногда в результате внезапных психогенных травм, часто связанных с падением с высоты, оглушением сверхсильным звуком и т. п., возникают разнообразнейшие функциональные нарушения речи, как-то: глухота, немота, глухонемота, афония, дизартрия и др. Механизм этих нарушений выражается в охранительном торможении. Об этом И. П. Павлов пишет так: «Сильные раздражители специально являются болезнетворными агентами у слабого тормозного типа, который под их действием переходит в сплошное заторможённое состояние» 1. Растормаживание достигается специальными методами.

Различаются острые – скоростные, оглушающие и мягкие – замедленно спокойные, т. е. логопедические, методы восстановления речи.

1) Острые методы. Эти методы являются лечебными приёмами и применяются в первую очередь –спустя две недели после травмы, если речь не восстановилась сама собой. Больные подвергаются повышенному возбуждению посредством вливания в вены алкоголя или наркоза эфиром (эфирный рауш), приёмом кофеина, фенамина и других возбуждающих средств, дающих быстрый и блестящий успех (Гиляровский, Гуревич, Случевский и др.). Основное преимущество этих методов – быстрый эффект: больной начинает уже в стадии возбуждения издавать звуки, говорить. Вначале звуки и слова вырываются часто как бы через силу, произносятся напряжённо, скорее напоминая стоны, чем речь, поэтому эти методы и называются жёсткими. Больной, постепенно приходя в ясное сознание, убеждается, что он стал слышать и может говорить; с этого момента слух и речь быстро восстанавливаются. До введения возбуждающих средств проводится психотерапия – создаётся уверенность в положительном результате их.

Скоростные методы более эффективны в свежей, острой стадии, чем в последующей (хронической).

Несмотря на многочисленные успехи острых методов, последние не всегда результативны. На это указывают сами авторы их (Гуревич и др.). когда они применяются, например, в затянувшихся случаях.

2) Спокойные методы (психотерапия, сонная терапия и логопедия). Психотерапия применяется прежде всего в случаях психогенного нарушения, в особенности при истерии с очень незначительными органическими поражениями, а также и в остальных случаях посттравматических нарушений слуха и речи, когда ею снимается с органической основы психогенное наслоение. Психическое воздействие начинается с первого дня появления речевого расстройства, одновременно с укрепляющим и тонизирующим общим лечением и логопедическими упражнениями слуха и речи. Наиболее подходящим для устранения психогенных расстройств речи является период неопределённого состояния, когда одинаково возможны и выздоровление и фиксация истерических состояний. Чаще всего это 1–2 месяца после поражения (Г и -ляровский).

Применяется прямое и косвенное внушение.

При прямом внушении больному разъясняется, что восстановление речи находится всецело в его воле; авторитетно, в категорической форме выражается уверенность в скором появлении слуха и речи. Надо проявлять упорную настойчивость, категоричность и безапелляционность в выражениях и требованиях.

Косвенное внушение маскируется употреблением серии разнообразных физических и медикаментозных средств, которые являются по существу психотерапевтическими, особенно фарадизация ушей, дарсонвализация сильной искрой, вибрационный массаж ушной раковины, сосцевидного отростка, гортани, окружности рта, внутренние вливания нейтральных жидкостей и т. п.

Все такие процедуры сопровождаются авторитетным уверением, что эти средства обязательно восстановят слух и речь. Даже процесс восстановления речи у другого можно использовать как психотерапевтическое средство: больной, присутствуя при этом и наблюдая восстановление речи, сам начинает говорить.

Для косвенного внушения может послужить методика, рекомендуемая Ф. И. Иоффе. Нажимая, например, при мнимом обследовании шпателем на корень языка, предлагают кашлянуть, а затем непосредственно за кашлем произнести (выкашлять) гласные а, о, у, э. Далее в таком же роде произносятся слова папа, мама, имена товарищей, родных. После речевого сеанса больной направляется на фарадизацию органов речи с соответствующей суггестией. С появлением гладкой речи фарадизация заменяется диатермией на гортань, уши или соллюксом на уши. Организуются благоприятные для больного отношения окружающих.

Для таких больных чрезвычайно важно создать режим занятости. Это отвлекает их от «ухода в болезнь» и создаёт бодрое жизнеощущение, волю к здоровью. Малейшие проявления артикуляции при чтении, например, следует подчеркнуть больному и предложить ему самостоятельно тренироваться в артикулированном чтении. При расстройствах дыхания и фонации прибегают к соответствующим логопедическим упражнениям с целью вызвать у больных убеждение в способности их слышать и говорить вслух. Во всех случаях малейшие успехи выпячиваются и используются для ободрения, а неудачи не фиксируются.

Сонная терапия применяется в том же плане, как и при заикании.

Логопедические методы прежде всего употребляются при безрезультатности острых методов, а также и психотерапии. Но и одновременное применение названных методов широко используется как способ улучшения и закрепления достигнутых успехов острыми методами.

Немота (и глухонемота) в этих случаях обычно связана со значительными нарушениями в двигательной сфере: ослабление тормозных процессов, расстройства координации, ритма и темпа движений, клонические и тонические судороги, гипо- и гиперки-незы. Все эти нарушения неизбежно болезненно проявляются в звукопроизносительных актах, охватывая те или иные аппараты речи, дыхания, голоса и артикуляции. Кроме того, в этих случаях нередко нарушается слух (периферическая тугоухость и пр.). Поэтому для укрепления тормозных процессов, для восстановления координированных, тонко дифференцированных, плавных и ритмических, достаточно быстрых и сильных речевых движений, для оживления следов утраченных стереотипов и связей между ними (Рабинович, Смирнова и Попова), для воспитания чётких слухо-речевых восприятий необходима систематическая логопедическая работа. В основном здесь применяются общеизвестные логопедические приёмы и методы, с тщательным учётом своеобразий нарушений организма. Прежде всего следует учитывать болезненное состояние больного (соматическое и психическое), а затем его интересы, ситуацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: