Первым государственным органом по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности и созданию нормальных условий конкуренции в РБ стал образованный в 1992 году Государственный комитет РБ по антимонопольной политике, преобразованный впоследствии в Министерство по антимонопольной политике. Его основные задачи сводились: к разработке и осуществлению мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности, к осуществлению государственного контроля над соблюдением антимонопольного законодательства РБ, к содействию созданию конкурентной сферы и развитию предпринимательства, к контролю в пределах своей компетенции за выполнением законодательства о защите прав потребителей.
Для появления конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:
- полное обособление производителей как собственников средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);
- множественность производителей однородной продукции
- заинтересованность субъектов в предпринимательской деятельности; - экономическая свобода и полная самостоятельность в производственной и коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта;
- наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устойчивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики;
- ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;
- преодоление монополизма государственных управленческих структур.
Анализ экономической ситуации в республике, практики демонополизации экономики за 1993-1998 годы позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.
Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой. Принципами такой политики в рыночной экономике являются: эффективность, справедливость, правовая защита производителя (продавца) и потребителя. Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.
Ведущие направления государственной конкурентной политики сводятся к разработке и совершенствованию законодательства о конкуренции, контролю над структурой рынка, предотвращению злоупотреблений рыночной властью, к стимулированию предпринимательской деятельности.
Кроме того, следует реструктурировать предприятия и создать рыночную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование основных рынков в условиях конкуренции и разумного антимонопольного регулирования.
Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.
Государство не столько должно запрещать монополии, сколько должно создать систему мер, поощряющих состязательность на рынке и стимулирующих деловую активность.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что конкурентные отношения в отечественной экономике находятся в стадии формирования. Их развитие сдерживается рядом структурных факторов (значительное количество предприятий-монополистов, высокая доля крупных предприятий, наличие административных и “рыночных” монополий) [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция – ядро рыночной экономики, способствующее её нормальному эффективному функционированию.
Именно от государства зависит создание условий для благоприятной конкурентной среды.
Несмотря па то, что конкуренция в силу своего стихийного характера может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия, она все же является главным двигателем современного прогресса, производства высококачественной и конкурентоспособной продукции.
Республике Беларусь необходима своя концепция, призванная не столько спасать и защищать конкуренцию, сколько создавать условия для ее возникновения, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать развитие малого бизнеса.
.






