Методы ведения конкурентной борьбы

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 29 стр., 1 рис., 1 табл., 18 источников, 1 прил.

 

КОНКУРЕНЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ И ФИРМ, ПАТЕНТ, КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА, ПРОМЫШЛЕННЫЙ ШПИОНАЖ, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, МОНОПОЛЬНАЯ ЦЕНА, ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ

 

     Объект исследования – конкуренция в рыночной экономике.

Предмет исследования- особенности формирования конкурентной среды в Республике Беларусь.

Цель работы: выявить особенности формирования конкурентной среды в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ.

Область возможного практического применения: макроэкономика, так как конкуренция на рынке влияет в целом на экономику страны.

 

 


 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1 Конкуренция, её виды и функции…………………………………………4

1.1 Сущность конкуренции…………………………………………………..4

1.2 Модели рынков……………………………………………………………5

1.3 Виды конкуренции………………………………………………………10

1.4 Функции конкуренции………………………………………………….12

2 Методы ведения конкурентной борьбы……………………………….13

2.1 Добросовестные методы ведения конкурентной борьбы…………….13

2.2 Недобросовестные методы ведения конкурентной борьбы………….15

3 Зарубежная практика развития конкурентной среды…………………16

3.1 Развитие конкурентной среды в странах с развитой рыночной

экономикой………………………………………………………………16

3.2 Антимонопольная политика США……………………………………..17

3.3 Антимонопольная политика Японии…………………………………..18

4 Проблемы формирования и развития конкурентной среды в

Республике Беларусь……………………………………………………19

4.1 Развитие конкурентной среды в Республике Беларусь……………….19

4.2 Регулирование конкуренции в Республике Беларусь…………………22

4.3 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь…26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..29

ПРИЛОЖЕНИЕ А Анализ конкурентов (вариант таблицы для

сбора данных)……………………………………………………….30

 

 


 


ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

 Конкуренция является центром тяжести всей системы рыночного хозяйства, типом взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.

Конкуренция играет одну из самых значительных ролей в развитии экономики, так как служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Вот почему интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней.

Эти и другие вопросы будут рассмотрены в данной курсовой работе.

 

 



Конкуренция, её виды и функции

Сущность конкуренции

В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и являются по отношению друг к другу конкурентами (от лат. сoncurrere – сталкиваться, соперничать).

Под экономической конкуренцией понимают соперничество экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли[1, стр.22].

Конкуренцияслужит одним из важнейших способов повышения эффективности как целой экономической системы, так и всех ее звеньев.

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. Адам Смит (экономист, философ-этик) трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Существуют определённые показатели, благодаря которым и складывается то или иное состояние рынка, формирующее вид конкуренции или же её отсутствие. К таким показателям, или параметрам, относятся:

- количество фирм, поставляющих товары на рынок,

- свобода или ограничения вхождения фирмы на рынок и выхода из него,

- тип продукции (стандартизированный или дифференцированный),

- участие фирм в контроле над ценами,

- доступность информации [1, стр.22].

 

Модели рынков

В связи с вышеуказанными показателями экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:

• чистую (совершенную) конкуренцию;

• чистую монополию;

• монополистическую конкуренцию,

• олигополию;

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

1.2.1 Совершенная конкуренция характеризуется большим числом продавцов, конкурирующих между собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объём производства и предложения каждым отдельным производителем настолько незначителен, что ни один из них не может оказывать заметного влияния на рыночную цену. Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о ценах, технологии производства, возможной прибыли. На такой рынок новые фирмы могут свободно входить, а существующие могут свободно покидать.

Модель совершенного конкурентного рынка обеспечивает производственную и распределительную эффективность.

Достижение производственной эффективности требует, чтобы товар производился с наименьшими издержками, и ресурсы распределялись между фирмами и отраслями так, чтобы получить такой ассортимент продуктов, который наиболее необходим потребителям.

Оба эти условия выполняются на рынке совершенной конкуренции, который и является наиболее эффективной рыночной структурой. На этом рынке ни один производитель не может получить доход путём увеличения цен, а только посредством сокращения своих издержек производства. Это наиболее желательная ситуация с точки зрения потребителя.

Однако, совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм, не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения научно-технического прогресса. Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительского выбора.

 

1.2.2  Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции.

 

1.2.3 На олигополистическом рынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступление на этот рынок новых фирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация — на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них — необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм.

Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной.

Характерная особенность олигополистического рынка — зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между олигополистическими фирмами в целях поддержания цен и максимизации прибыли.

1.2.4 Что же касается противоположной конкуренции монополии, то для неё характерны следующие черты:

- господство одной фирмы,

- отсутствие товаров – близких заменителей,

- диктат цен,

- блокирование вступления в отрасль других фирм.

В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т. е. понятия "фирма" и "отрасль" совпадают. На первый взгляд, такая ситуация малореальна и, действительно, в масштабах страны встречается весьма редко. Однако, если взять более скромный масштаб, например маленький город, то мы увидим, что ситуация чистой монополии довольно типична. В таком городе существует одна электростанция, одна железная дорога, единственный аэропорт и т.д.

Реальными барьерами, препятствующими вступлению в отрасль, являются:

-  эффект масштаба,

- исключительные права, патенты и лицензии,

- собственность на важнейшие виды сырья.

Основным инструментом для установления своего господства монополисты используют цену. Монопольная цена – это цена, устанавливаемая монополиями единолично или в сговоре с другими монополиями. Пределом этой цены является величина платёжеспособного спроса населения.

К негативным сторонам функционирования чистой  монополии можно отнести то, что:

1) монополия нарушает соответствие интересов производителей и потребителей в пользу первых. Происходит снижение общественного благосостояния, усиление неравенства в обществе;

2) монополия может стать причиной фиаско рынка, если объём продаж окажется меньше того, при котором предельные издержки равны установленной цене;

3) недоиспользуются ресурсы, ибо монополия для поддержания высокой цены сдерживают наращивание объёма производства;

4) у монополиста снижаются стимулы к техническому совершенствованию производства, повышению качества продукции, ибо он ограждён от конкуренции. Это носит ощутимый ущерб обществу.

Тем не менее, несмотря на потери для общества, монополия играет и позитивную роль в развитии экономики. К позитивным сторонам чистой монополии можно отнести то, что:

1) на полученную монополией сверхприбыль она может проводить научно-исследовательские работы, изучать общественные потребности и т.д.;

2) монополист имеет возможность идти на больший риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь чрезмерно высоких инвестиций в отрасль.

 


 

Характерные черты моделей рынка конкуренции приведены в таблице 1:

 

Характерные черты Чистая конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Чистая монополия
Число фирм очень большое много несколько одна
Тип продукции стандартизированный дифферен- цированный стандартизированный  и дифференцированный. уникальный
Условия вступления в отрасль очень лёгкие, нет препятствий сравнительно лёгкие, есть небольшие препятствия наличие существенных препятствий блокированый
Контроль над ценами отсутствует некоторый, но в довольно узких рамках ограниченный взаимной зависимостью, значительный в тайном сговоре значительный
Доступность информации абсолютная некоторые затруднения некоторые ограничения малодоступная
Неценовая конкуренция отсутствует упор на рекламу, торговые знаки и т.д. очень типична, особенно при дифференциации продукта реклама связи фирмы с общественными организациями
примеры сельское хозяйство одежда  и обувь автомобили коммунальное хозяйство

 

Примечание – источник: [1, стр.24, таблица 1].

 

 


Виды конкуренции

Исходя из приведённых выше моделей конкурентной борьбы, можно выделить следующие виды  конкуренции: ценовую и  неценовую, добросовестную и недобросовестную, внутриотраслевую и межотраслевую, эффективную и действенную. Рассмотрим их подробнее:

1.3.1а)Ценовая конкуренция заключается в стремлении добиться успеха в конкуренции за счет снижения цен. Она должна базироваться на снижении себестоимости продукции. Искусственное снижение цен с целью вытеснения и разорения конкурента и завоевания монопольного положения на рынке, то есть демпинг, не допускается. Таким образом, предприятие должно снизить издержки производства, либо сознательно пойти на потерю прибыли, чтобы удерживать за собой большую долю рынка.

То есть снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли.

б)Неценовая конкуренция представляет собой конкуренцию, которая основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта; конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной.

1.3.2а) Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наибольшей прибыли.

б) Межотраслевая конкуренция – это борьба между предприятиями различных отраслей хозяйства за более выгодное приложение капитала.

1.3.3Йозеф Шумпетер (экономист, социолог и историк экономической мысли) считал, что эффективная конкуренция возможна лишь в условиях динамичной экономики, где непрерывный поток нововведений трансформирует статическую ситуацию. Динамическую конкуренцию, стимулируемую стремлением к получению сверхприбылей за счет преимущества в издержках и качестве самого продукта, Шумпетер и называл эффективной конкуренцией. Таким образом, с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.

Следует заметить, что для всех видов конкуренции самым значимым параметром является конкурентоспособность товаров. Главными составляющими конкурентоспособности являются: технический уровень товара, уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, соответствие требованиям потребителя, техническим условиям и стандартам, организация сервиса, гарантийного обеспечения. Оценка конкурентоспособности производится на основе сопоставления данного товара с аналогичной продукцией других фирм, которая получила признание и обладает в данный момент наивысшей конкурентоспособностью.

Главным фактором, определяющим конкурентоспособность является спрос на товар. Отсутствие спроса на товар означает, что произведена неконкурентоспособная продукция.

 В связи с этим можно дать определение конкурентоспособности фирмы.

Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.

 

     1.5 Функции конкуренции

Функция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель (суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.

Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:

-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;

-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. [6].

Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

Конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности.

Конкуренция требует совершенствовать технику и технологии.

Конкуренция стимулирует повышение качества товара.

Конкуренция заставляет снижать затраты (и в последствии цены).

Конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса.

 

Методы ведения конкурентной борьбы

 





Подборка статей по вашей теме: