Анализ организации трудового процесса на рабочем месте

Метод вопросника

 

Анализ организации трудового процесса на рабочем месте проводится в виде:

- применения метода вопросника;

- построения инструкционно-технологической карты («карты движения рук»);

- разработки технологической схемы.

С помощью вопросника выявляются непроизводительные трудовые приемы и трудовые действия, ошибочные (лишние и бесполезные) трудовые движения путем формулировки ответов на ряд соответствующих вопросов. Вопросы объединены в группы и приводятся в таблице 13Приложения А.

Собранные в вопроснике данные заносятся в карту рационализации вспомогательных приемов трудового процесса, которая представлена в таблице 14Приложения А, и служат для разработки проекта рационализации труда на рабочем месте с учетом смены типа производства. В карте подводится итог в виде предполагаемой экономии рабочего времени.

 

Карта совмещения движений рук

 

Инструкционно-технологическая карта («карта движения рук») при анализе и проектировании метода труда обеспечивает реализацию принципов экономии трудовых движений и правила планировки рабочих мест – обзора, постоянства, совмещения и перекрытия движений рук, автоматизации и механизации, удобства и безопасности [1, с. 59-62, 71-74].Карта представлена в графической части.

Технологическая схема

 

Технологическая схема последовательно отображает элементы базового трудового процесса и служит для рационализации их выполнения на проектном рабочем месте.

Основой для построения технологической схемы служат хронометражные наблюдения (при исследовании вспомогательных трудовых приемов) и индивидуальной фотографии рабочего времени.

Данные хронометражной карты и индивидуальной фотографии рабочего времени заносятся в основную часть технологической карты:

- элементы базового трудового процесса;

- проходимое расстояние;

- количество повторений;

- продолжительность элементов трудового процесса.


Анализ элементов трудового процесса проводится по вопросам, соответствующим основным принципам современного производственного менеджмента [1, с. 22-23, кейс №5]:

- обоснованности («зачем»);

- заинтересованности («кто»);

- стимулирования («что»);

- оперативности («когда», «где»);

- оптимальности («как»).

Вопрос «зачем» выявляет необходимость выполнения элемента работы, рассматривает, не является ли это потерей рабочего времени, и предлагает такие потери устранить.

Вопрос «кто» выявляет целесообразность разделения и кооперации труда, а также определяет, кому должна быть поручена работа – основному или вспомогательному рабочему.

Вопрос «что» дифференцирует элемент работы на составляющие, уточняя, что именно делает рабочий и определяет целесообразность отдельных трудовых приемов и трудовых действий.

Вопросы «когда» и «где» рассматривают расстояние, проходимое рабочим, и возможность его уменьшения, а также периодичность выполнения данного элемента работы и возможность снижения периодичности.

Вопрос «как» анализирует удобство выполнения элемента работы и возможность обеспечения удобной рабочей позы.

В графе «Вопросы анализа» предлагаются варианты возможного усовершенствования трудового процесса. Принятые решения отмечаются звездочками в матрице, определяемой графами 12-15.

В таблице 16Приложения А проанализирован элемент работы – получение инструментальной кондукторной плиты.

Вопрос «зачем».

-Зачем рабочий должен получить кондукторную плиту?

-Плита периодически подналаживается, она – громоздкая и поэтому целесообразно хранить ее на инструментальном складе.

Вопрос «кто».

-Кто должен доставлять кондукторную плиту на рабочее место?

-В мелкосерийном производстве точное время потребности в ее подналадке установить трудно, поэтому данный элемент работы должен выполнять сам основной рабочий.

Вопрос «что» детализирует элемент работы:

1) идет на склад;

2) становится в очередь;

3) заказывает кондукторную плиту;

4) несет плиту (весом 20 кг) на рабочее место.

Детализированные элементы анализируются по тем же вопросам.

Первый из них – «идет на склад» – целесообразно проанализировать по вопросам «где», «когда» и решить: во-первых, можно ли изменить место складирования; во-вторых, возможно ли получать плиту на смену.

Второй детализированный элемент – «становится в очередь» – целесообразно проанализировать по вопросу «зачем» и решить, возможно ли ликвидировать очередь.

Третий детализированный элемент – «заказывает кондукторную плиту» – целесообразно проанализировать по вопросу «кто» и решить, возможно ли осуществление заказа мастером.

Четвертый детализированный элемент – «несет плиту (весом 20 кг) на рабочее место» – целесообразно проанализировать по вопросу «как» и решить, возможно ли применить тележку или кран-балку.

На лицевой стороне технологической схемы отражается комплексная рационализация трудового процесса на рабочем месте. В итоге видны сокращение проходимых расстояний и экономия рабочего времени.

Мероприятия по рационализации труда на РМ:

· Установка стойки связи «УПИ»

· Введение тары для заготовок

· Введение стеллажа поворотный для деталей вместо ската

· Введение трапа вместо решётки

· Замена щётки на пневмосдув

 

Резервы рабочего времени обобщаются в виде таблицы 17Приложения А.

 


Анализ обслуживания рабочего места

Система и форма обслуживания

 

Анализ обслуживания РМ проводится путем выявления системы и формы обслуживания, оценки соответствия их базовому и проектному типам производства, конкретным условиям работы и определения коэффициентов разделения и кооперации труда.

Система обслуживания РМ бывает [1, с. 278-279]:

- централизованной;

- децентрализованной;

- смешанной.

В рамках любой из вышеуказанных систем может быть реализована одна или одновременно несколько (для рабочих разных профессий) форм обслуживания [1, с. 279-281, кейс №82]:

- дежурная;

- планово-предупредительная;

- стандартная.

Комбинация систем и форм обслуживания анализируемого РМ представлена в таблице 1.18приложения А.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: