Метод вопросника
Анализ организации трудового процесса на рабочем месте проводится в виде:
- применения метода вопросника;
- построения инструкционно-технологической карты («карты движения рук»);
- разработки технологической схемы.
С помощью вопросника выявляются непроизводительные трудовые приемы и трудовые действия, ошибочные (лишние и бесполезные) трудовые движения путем формулировки ответов на ряд соответствующих вопросов. Вопросы объединены в группы и приводятся в таблице 13Приложения А.
Собранные в вопроснике данные заносятся в карту рационализации вспомогательных приемов трудового процесса, которая представлена в таблице 14Приложения А, и служат для разработки проекта рационализации труда на рабочем месте с учетом смены типа производства. В карте подводится итог в виде предполагаемой экономии рабочего времени.
Карта совмещения движений рук
Инструкционно-технологическая карта («карта движения рук») при анализе и проектировании метода труда обеспечивает реализацию принципов экономии трудовых движений и правила планировки рабочих мест – обзора, постоянства, совмещения и перекрытия движений рук, автоматизации и механизации, удобства и безопасности [1, с. 59-62, 71-74].Карта представлена в графической части.
Технологическая схема
Технологическая схема последовательно отображает элементы базового трудового процесса и служит для рационализации их выполнения на проектном рабочем месте.
Основой для построения технологической схемы служат хронометражные наблюдения (при исследовании вспомогательных трудовых приемов) и индивидуальной фотографии рабочего времени.
Данные хронометражной карты и индивидуальной фотографии рабочего времени заносятся в основную часть технологической карты:
- элементы базового трудового процесса;
- проходимое расстояние;
- количество повторений;
- продолжительность элементов трудового процесса.
Анализ элементов трудового процесса проводится по вопросам, соответствующим основным принципам современного производственного менеджмента [1, с. 22-23, кейс №5]:
- обоснованности («зачем»);
- заинтересованности («кто»);
- стимулирования («что»);
- оперативности («когда», «где»);
- оптимальности («как»).
Вопрос «зачем» выявляет необходимость выполнения элемента работы, рассматривает, не является ли это потерей рабочего времени, и предлагает такие потери устранить.
Вопрос «кто» выявляет целесообразность разделения и кооперации труда, а также определяет, кому должна быть поручена работа – основному или вспомогательному рабочему.
Вопрос «что» дифференцирует элемент работы на составляющие, уточняя, что именно делает рабочий и определяет целесообразность отдельных трудовых приемов и трудовых действий.
Вопросы «когда» и «где» рассматривают расстояние, проходимое рабочим, и возможность его уменьшения, а также периодичность выполнения данного элемента работы и возможность снижения периодичности.
Вопрос «как» анализирует удобство выполнения элемента работы и возможность обеспечения удобной рабочей позы.
В графе «Вопросы анализа» предлагаются варианты возможного усовершенствования трудового процесса. Принятые решения отмечаются звездочками в матрице, определяемой графами 12-15.
В таблице 16Приложения А проанализирован элемент работы – получение инструментальной кондукторной плиты.
Вопрос «зачем».
-Зачем рабочий должен получить кондукторную плиту?
-Плита периодически подналаживается, она – громоздкая и поэтому целесообразно хранить ее на инструментальном складе.
Вопрос «кто».
-Кто должен доставлять кондукторную плиту на рабочее место?
-В мелкосерийном производстве точное время потребности в ее подналадке установить трудно, поэтому данный элемент работы должен выполнять сам основной рабочий.
Вопрос «что» детализирует элемент работы:
1) идет на склад;
2) становится в очередь;
3) заказывает кондукторную плиту;
4) несет плиту (весом 20 кг) на рабочее место.
Детализированные элементы анализируются по тем же вопросам.
Первый из них – «идет на склад» – целесообразно проанализировать по вопросам «где», «когда» и решить: во-первых, можно ли изменить место складирования; во-вторых, возможно ли получать плиту на смену.
Второй детализированный элемент – «становится в очередь» – целесообразно проанализировать по вопросу «зачем» и решить, возможно ли ликвидировать очередь.
Третий детализированный элемент – «заказывает кондукторную плиту» – целесообразно проанализировать по вопросу «кто» и решить, возможно ли осуществление заказа мастером.
Четвертый детализированный элемент – «несет плиту (весом 20 кг) на рабочее место» – целесообразно проанализировать по вопросу «как» и решить, возможно ли применить тележку или кран-балку.
На лицевой стороне технологической схемы отражается комплексная рационализация трудового процесса на рабочем месте. В итоге видны сокращение проходимых расстояний и экономия рабочего времени.
Мероприятия по рационализации труда на РМ:
· Установка стойки связи «УПИ»
· Введение тары для заготовок
· Введение стеллажа поворотный для деталей вместо ската
· Введение трапа вместо решётки
· Замена щётки на пневмосдув
Резервы рабочего времени обобщаются в виде таблицы 17Приложения А.
Анализ обслуживания рабочего места
Система и форма обслуживания
Анализ обслуживания РМ проводится путем выявления системы и формы обслуживания, оценки соответствия их базовому и проектному типам производства, конкретным условиям работы и определения коэффициентов разделения и кооперации труда.
Система обслуживания РМ бывает [1, с. 278-279]:
- централизованной;
- децентрализованной;
- смешанной.
В рамках любой из вышеуказанных систем может быть реализована одна или одновременно несколько (для рабочих разных профессий) форм обслуживания [1, с. 279-281, кейс №82]:
- дежурная;
- планово-предупредительная;
- стандартная.
Комбинация систем и форм обслуживания анализируемого РМ представлена в таблице 1.18приложения А.