Роль гос-ва в трансформац эк-ке

В переходной эк-е гос-во, прежде всего, обеспечивает институционально-правовую основу развития рыночных отношений. Это его первая функция. Вторая функция гос-ва – ликвидация или компенсация негативных эффектов, вызванных несовершенством рынка, и удовл. потребностей в той части общественных благ, кот. рынок произвести не может. Есть общественные блага, кот. не относятся к общественным по определению, но рынки тоже не в состоянии обеспечить их удовл. даже в случаях, когда издержки этих благ ниже их цены. Гос-во в этих случаях берет на себя финансирование потребления таких благ. К этим благам относятся, н-р, страхование вкладчиков от потерь в случае банкротства банков, страхование от наводнения, пожаров и т.д. Сущ. 2 способа минимизации негат. эффектов рыночной дея-ти. Первый способ – принятие админ. мер по отношению к тем субъектам рынка, чья дея-ь порождает отриц. экстерналии. Второй способ – гос-о способствует созданию рын. механизмов для борьбы с внеш.и негативными эффектами. Важными гос. задачами в рыночной эк-е явл.: защита конкуренции и борьба с монополиями; сглаживание асимметричности инф-и Третья задача гос-а – осущ. макроэк. политики и обеспечение условий долгосрочного эк. роста. Содержанием макроэк. политики на этапе стабилизации эк-и явл. достижение стабильности общего ур-я цен и валютного курса, производства и занятости. Реформирование гос-а. Ключевыми задачами постсоциалистической трансформации явл: изм. положения гос-а как субъекта эк. отношений и переосмысление его ф-й; приведение их в соот. с принципами рыночного хозяйствования, в частности, искоренение «клановых» методов согласования интересов и неформ. отношений; уменьш. роли органов испол. власти в процессе принятия решений о перераспределении прав собственности и повышении роли судебных органов.Одна из задач, кот. должны решать сторонники рыночной трансформации, – это усиление способности гос-а к преобразованиям, в частности, способности изолироваться от лоббирования клановых интересов и обслуживать потребности людей. Для устранения коррупции необходимы, прежде всего: разделение властей и полит. конкуренция; дерегулирование бизнеса и либерализация экономики; законы прямого действия; отделение власти от бизнеса и изменение функций чиновников. В то же время следует установить высокие зарплаты высшим должностным лицам.

 

 

Макроэк. политика эк. роста

В целях стимулирования эк. роста, гос-во исп. методы бнп и дкп, т.е. осущ. политику упр-я спросом. Также гос-во осущ. политику упр-я предложением, стимулируя рост производственного потенциала эк-и.Она вкл.:1. меры по уменьшению налогообложения для увел. доли работающих в общей численности нас;2. финн. стимулирование инвестиций в здания и оборудование, а также инвестиций в технологию, изобретение новых изделий и инновации;3. меры по образованию и переподготовке кадров для увел. числа работников требуемых квалификаций;4. стимулирование конкуренции в фин. секторе для повышения эффективности рынков капитала; 5. приватизацию и сокращ. гос. контроля над промышленностью для поддержания эффективности пром. про-а;6. содействие региональной политике, стимулируя мобильность раб силы;7. снижение налоговых ставок и реформирование с-ы пособий по соц. обеспечению для создания стимулов к интенсивному труду; 8. обуздание власти профсоюзов для увел. гибкости рынков труда.

 

 

Соц. политика: содержание, направления, принципы, уровни

Соц. политика – деятельность институтов гос-а, направленная на упр-е соц развитием, умножением и распределением мат и дух благ для обеспечения достойного ур-я жизни всех слоев общества, каждого человека. Объект соц политики - отд граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями. Субъект –органы гос. упр-я.Цель соц политики – формир. соц. стабильного и высокоразвитого общества, в кот. нет нищеты и резких соц. контрастов. Ф-и:  – стимулирующую, т.е. стим. всех видов эк. дея-и в рамках правового поля, формир. высокой трудовой мотивации работников к высокоэффективному труду;- стабилизирующую - достигается на основе перераспределения доходов, развития с-ы соц. гарантий и соц. защиты как населения в целом, так и его соц. групп.Соц. политика базируется на ряде принципов.

u Принцип соц. справедливости предполагает, с одной стороны, равенство всех членов общества независимо от их индивид. и соц различий в возможностях с другой – дифференциацию населения по заслугам

u Принцип индивид соц. ответственности означает, что каждый дееспособный член общества обязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечить удовлет. своих потребностей.

u Принцип соц гарантий предост гражданам гарантированного минимума соц услуг кот обеспечивают подготовку личности к самост жизни.

u Принцип всеобщности соц мероприятиями должны быть охвачены все члены общества на основе дифференцированного к ним подхода. выд 2 ее уровня – общегос. и региональный. Гос. соц. политика характеризуется единым законодательным пространством для всего населения, единой соц инфраструктурой. Региональная соц политикапредназначена для обеспечения удовл потребностей жителей конкретного региона с учетом особенностей культурного, исторического, религиозного и иного характера.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: