Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена

Становление теории размещения (локализации) принято связывать с выходом в 1826 г. книги немецкого экономиста Й. Тюнена (J. Thtinen) "Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономии". Главным содержание-закономерностей размещения сельскохозяйственного производства. Он предполагает наличие экономически изолированного от остального мира государства, в пределах которого имеется центральный город, являющийся единственным рынком сбыта сельскохозяйственной продукции и источником обеспечения промышленными товарами. Цена каждого продукта в любой точке пространства отличается от его цены в городе на величину транспортных затрат, которые принимаются прямо пропорциональными весу груза и дальности перевозки.

Й. Тюнен ставит вопрос: какие формы примет при установленных предпосылках сельское хозяйство и какое влияние на его размещение будет оказывать расстояние от города. Он находит ответ на поставленный вопрос методом сопоставления транспортных затрат на перевозку продукции от места производства до рынка, в результате чего выявляются зоны, наиболее благоприятные (с точки зрения минимизации транспортных затрат) для размещения в их пределах тех или иных видов сельскохозяйственного производства.

Й.Тюнен доказывает, что в рамках сделанных допущений оптимальная схема размещения сельскохозяйственного производства — это система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг центрального города, разделяющих зоны размещения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Чем выше урожайность (продуктивность), тем ближе к городу должно размещаться соответствующее производство. С другой стороны, чем дороже тот или иной продукт на единицу веса, тем дальше от города целесообразно его размещение. В результате интенсивность ведения хозяйства снижается по мере уда­ления от города. Теории размещения производства, капитала, населения и других факторов базируются на соответствующих предметных разделах экономической науки. В частности, современная теория размещения производства тесно сопри­касается с теорией отраслевых рынков. В свою очередь, региональная экономика дополняет экономические теории благодаря включению пространственных факторов экономического развития (географического положения, лока­лизации ресурсов и т.п.) и форм пространственной организации экономики.

Теория размещения промышленности.

Следующим шагом в развитии теорий размещения стало появление теории размещения промышленности. Ее основоположниками стали немецкие ученые В. Лаундхарт и А.Вебер.

В. Лаундхарт разработал теорию рационального штандорта промышленного предприятия. Его главное открытие - метод нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. В отличие от размещения сельскохозяйственного производства, при размещении промышленности место производства и место добычи сырья рассматриваются как разные пространственные пункты.

Решающим фактором размещения производстваявляются транспортные издержки. Производственные затраты принимаются равными для всех точек исследуемой территории. Точка оптимального размещения предприятия находится в зависимости от соотношений перевозимых грузов и расстояний.

Взгляды Лаундхарта получили дальнейшее развитие в работах А. Вебера.

Основополагающей работой немецкого экономиста и социолога А.Вебера является: "О размещении промышленности: чистая теория штандорта" (1909 г.). Принципиальное отличие подхода А.Вебера от подхода Лаундхарта состоит в том, что Вебер более комплексно сформулировал задачу размещения. Задача размещения, по мнению Вебера, является минимизация общих издержек производства изолированного предприятия, а не только транспортных издержек.Для решения этой задачи была создана классификация факторов размещения производства. Вебер оставил в результате три фактора - издержки на рабочую силу, транспортные издержки, включая издержки на сырые материалы, и все остальные условия, влияющие на размещение предприятия, которые представляют объединенную агломерационную силу. Соответственно выделяются и три основные ориентации в размещении - транспортная, рабочая и агломерационная:

Транспортная ориентация. Согласно А.Веберу, величина транспортных издержек зависит от веса перевозимого груза и расстояния перевозки. Под влиянием транспортных издержек промышленное предприятие будет притягиваться к тому пункту, в котором с учетом местоположения центра потребления и источников сырья имеются минимальные транспортные издержки. Этот пункт - транспортный штандорт. Производства с высокой материалоемкостью тяготеют к пунктам производства сырья и материалов, а производства с низкой материалоемкостью - к центру потребления.

Рабочая ориентация. Рабочий пункт определяется с учетом различий в издержках на рабочую силу. Перемещение производства из транспортного пункта в рабочий пункт может произойти тогда, когда экономия на рабочих издержках в данном пункте перекрывает перерасход в транспортных затратах из-за перемещения производства.

Агломерационная ориентация. Анализ влияния агломерационных факторов заключается в оценке эффекта экономии за счет укрупнения производства. Слияние мелкого производства с крупным происходит, если величина экономии от слияния предприятий больше перерасхода транспортных затрат из-за переноса мелкого производства.

Теория размещения населенных пунктов.

Первую теорию о функциях и размещении системы населенных пунктов (центральных мест) в рыночном пространстве выдвинул В.Кристаллер. Его теория центральных мест раскрывается в вышедшей в 1913 г. Работе "Центральные места в Южной Германии". Центральными местами Кристаллер называет экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Зоны обслуживания и сбыта имеют тенденцию оформляться в соты (правильные шестиугольники), а все заселенная территория покрывается шестиугольниками без просвета (кристаллеровская решетка). Благодаря этому минимизируется среднее расстояние для сбыта продукции или поездок в центры для покупок и обслуживания.

Одни товары и услуги (товары первой необходимости) должны предоставляться в каждом населенном пункте, другие - в средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги), третьи - только в крупных городах (театры, музеи, предметы роскоши). Каждое центральное место имеет тем большую зону сбыта, чем выше уровень иерархии, к которому оно принадлежит. Кроме продукции, необходимой для зоны своего ранга, центр производит товары и услуги, типичные для всех центров более низших рангов. Тип иерархии определяется числом центральных мест следующего, более низкого уровня иерархии, подчиненных одному центральному месту.

Таким образом, теория центральных мест позволяет создать эталон системы расселения.

Общая теория размещения.

Общая теория размещения получила развитие в XX веке. Ее автором стал польский экономист А. Леш, взгляды которого изложены в работе "Пространственная организация хозяйства", вышедшей в 1940 г.Общая теория размещения связывает частные теории Тюнена, Вебера, Кристаллера. Она расширяет предмет теории размещения, переходя от уровня предприятий и поселений к проблемам формирования экономических регионов.Наиболее важным вкладом А. Леша считается разработка принципиальных основ теории пространственного экономического равновесия. Состояние равновесия по А. Лешу характеризуется следующими условиями:местоположение каждой фирмы характеризуется максимально возможными преимуществами для потребителей и производителей;фирмы размещаются так, что территория используется полностью;существует равенство цен и издержек;все рыночные зоны имеют минимальный размер (в виде шестиугольников).

Современные теории размещения производства.Новыми объектами теории становятся размещение инноваций, телекоммуникационных и компьютерных систем, развитие реструктурируемых и конвертируемых промышленно-технологических комплексов. В новых теориях внимание перемещается традиционных факторов размещения (транспортные, материальные, трудовые издержки) сначала на проблемы инфраструктурного обеспечения, структурированного рынка труда, экологические ограничения, а в последние два десятилетия — на нематериальные факторы размещения. К ним относятся: интенсивность, разнообразие и качественный уровень культурной деятельности и рекреационных услуг; творческий климат; привязанное людей к своей местности и т.п. Поскольку нематериальные факторы труднее, нежели материальные, поддаются количественной оценке, это потребовало создания нового информационно-аналитического инструментария. Прежние теории ориентировались или на частные интересы производителей, продавцов и потребителей (западная школа) или на интересы государства (советская школа). Более современные теории объясняют закономерности размещения в условиях противоречивости индивидуальных, групповых (корпоративных, региональных) и государственных интересов. новые теории анализируют и прогнозируют поведение участников процесса размещения в условиях риска и неопределенности.Важным этапом в развитии теории размещения стало исследование процесса создания и распространения инноваций (нововведений). Т. Хегерстранд выдвинул теорию диффузии инноваций (его основополагающий труд “Диффузия инноваций как пространственный процесс” вышел в свет в 1953 г.).

Диффузия, т.е. распространение, рассеивание по территории различных экономических инноваций (новых видов продукции, технологий, организационного опыта и т.п.), согласно Т. Хегерстранду, может быть трех типов: диффузия расширения (когда инновация равномерно распространяется по всем направлениям от точки возникновения), диффузия перемещения (распространение в определенном направлении) и смешанный тип. Одна генерация (поколение) инноваций имеет четыре стадии: возникновение, диффузию, накопление и насыщение. Теория Т. Хегерстранда отражает волнообразный характер диффузии генераций нововведений.

    С теорией диффузии инноваций тесно связана теория жизненного регионального цикла. Она рассматривает процесс производства товаров как процесс с несколькими стадиями: появление нового продукта, рост его производства, зрелость (насыщение), сокращение. На стадии инноваций требуются большие персональные контакты, поэтому наиболее благоприятным местом для размещения инноваций являются большие города. Активное производство может быть размещено в периферийных регионах, но это создает риск для небольших городов, поскольку вслед за стадией насыщения начинается снижение или прекращение производства, пока не появятся другие инновации в больших городах. В соответствии с этой теорией региональная экономическая политика должна концентрироваться на создании благоприятных условий для инновационной стадии в менее развитых регионах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: