Расчетный пролет крайнего пролета равен расстоянию от оси опорной площадки на стену до оси первой колонны:
Расчетный средний пролет принимается равным расстоянию между осями колонн . Для четырехпролетной балки рассматриваются 5 схем загружения (рис. 3.2). По первой схеме определяются усилия от постоянной нагрузки, по схемам (1 + 2) – наибольшие изгибающие моменты в первом пролете и поперечные силы на крайней опоре А, по схемам (1 + 3) – наибольший момент во втором пролете, по схемам (1 + 4) – наибольшие моменты и поперечные силы на опоре В и по схемам (1 + 5) – наибольшие изгибающие моменты и поперечные силы на опоре С. Расчеты по упругой схеме работы приведены в табл. 3.1, табл. 3.2.
По полученным значениям изгибающих моментов построены эпюры от всех схем загружения (рис.3.3 а). Для выравнивания опорных моментов по схемам (1 + 4) и (1 + 5) накладываем на полученную эпюру треугольные добавочные эпюры с ординатами вершин, не превышающими 30 % от наибольших опорных моментов (рис.3.3 б). Для этого изгибающий момент на эпюре В = –219 кНм (1 + 4) снижаем на величину 55 кНм, что меньше 219´0,3 = 65,7 кНм, и он станет равным 164 кНм. Чтобы момент на опоре С стал, примерно, таким, снижаем его на 5 кНм и он станет равным 168,5 – 5 = 163,5 кНм. Тогда момент в первом пролете станет равным 116,2 + 23,1 = 139,3 кНм (1 + 4). Так как эта величина больше момента 135,8 кНм (1 + 2), то он является расчетным в первом пролете.Аналогично поступаем во втором пролете. Изгибающий момент станет равным 91,3 + 27,5 = 118,8 кНм (1 + 4), что больше 108,7 кНм (1 + 3), и он также является расчетным. Выравненная эпюра огибающих моментов приведена на рис. 3.3 в.
Промежуточные ординаты эпюры получены отложением от прямой, соединяющие опорные моменты в одной схеме загружения с учетом эпюры балочного момента – от внешней нагрузки. Построение эпюры с достаточной точностью можно производить графически.
При равномерно распределенной нагрузке очертание эпюры моментов принято параболическое.
Даны значения изгибающих моментов от одного случая загружения или после выравниваниямоментов в пролете М 1 и М 2 и на опорах МВ и МС, которые отложены в масштабе на чертеже. Соединяем прямыми линиями ординаты опорных моментов. Измеряем в масштабе значения М 0в середине пролета. Откладываем в четвертях пролета от прямых линий 0,7 М 0. Соединяемполученные точки кривой.
Рис 3.2 Схемы загружения ригеля
Таблица 3.1