Женские войска по этнографическим данным

Истории известны войска, полностью состоявшие из женщин. Классическим примером является Дагомея[97]. В XIX в. Дагомея имела армию, включавшую женские отряды; они действовали как личная королевская стража [Burns Kh., 1993, р.68]. Женщины-воины участвовали, как утверждают некоторые исследователи, и в боевых сражениях [Смирнова Р.М., 1967, с.22]. Р.Ф.Бартон, который в 1862 году видел армию, выступившую из Каны в экспедицию, насчитал в целом 2500 женщин-воинов, из которых треть была не вооружена или только полувооружена; более поздний автор оценил численность воительниц в 1 тысячу человек [Wasson T.C., 1956, p.979]. Путешественники отмечали, что воительниц тщательно тренировали, и король имел привычку проводить «осенние маневры» специально ради иноземцев. Многие европейцы были свидетелями имитационных штурмов и единодушны в описании удивительной силы и выносливости женщин [Wasson T.C., 1956, p.979]. Таким образом, эти женские полки существовали при монархе, в обществе, находившемся на довольно высоком уровне социально-политического развития. Эту гвардию, которую усиленно тренировали и показывали гостям царского двора, нельзя назвать нормальным социальным институтом, сложившимся самостоятельно в ходе исторического развития. Мы не имеем четких данных о реальной боеспособности этих вооруженных сил, но как представляется по имеющимся описаниям, это - своего рода бутафория, хотя и хорошо подготовленная. Такой же «искусственный» характер, на наш взгляд, имела и гвардия кушанских правителей. Среди изображенных на гандхарских рельефах персонажей есть и фигуры вооруженных женщин. Это, как отмечает А.Грюнведель, женская лейбгвардия индийских царей кушанского и послекушанского времени, «которых хорошо знают античные историки и которые в индийской литературе известны как - «гречанки», то есть девушки из стран с господством греков» [Толстов С.П., 1948, с.325]. Гвардия девушек-лучниц, по мнению С.П.Толстого, это институт, введенный индогреческими царями II - I вв. до н.э., который может быть объяснен генетически лишь если мы признаем, что в странах, откуда пришли в Индию сподвижники Деметрия, Эвкратида, Менандра и Гелиокла (т.е., по С.П,Толстову, в Средней Азии), этот институт имел широкое распространение и глубокие местные корни [Толстов С.П., 1948, с.325]. Но сам факт наличия такого института в «странах, откуда пришли в Индию» сподвижники индогреческих царей II-I вв. до н.э., требует доказательства, так как очевидных свидетельств этого, конечно же, нет. Нам представляется, что, вероятно, отряды эти были созданы именно под впечатлением легенды об амазонках, а более конкретно - легенд о встрече с ними Александра Македонского[98].

Воинственные женщины» в культах и обрядах народов мира

 

существует целый комплекс сведений, касающихся использования женщинами оружия в определенных ситуациях или вне прямых военных действий, или даже совершенно не связанных в войной. Речь идет о некоторых обрядах, в которых женщины «вооружались» и, более того, вступали в «схватки» в соответствии с традиционными установками общества либо с целью магического воздействия. Исполнение их, видимо, иногда могло восприниматься сторонними наблюдателями как участие женского населения в реальных сражениях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: