Глава 4. Организационно-управленческая структура мирового гостиничного комплекса

 

Модели организации гостиничного бизнеса и разновидности гостиниц

 

Принято вы­де­лять нес­коль­ко ус­той­чи­во сфор­ми­ро­вав­ших­ся мо­де­лей ор­га­ни­за­ции гос­ти­нич­но­го биз­не­са.

Первая из них - это мо­дель Рит­ца. Дан­ная мо­дель наз­ва­на в честь швей­цар­с­ко­го пред­п­ри­ни­ма­те­ля Це­за­ря Рит­ца. Его име­нем бы­ли наз­ва­ны мно­гие прес­тиж­ные оте­ли ми­ра. Оте­ли, при­дер­жи­ва­ющи­еся дан­ной мо­де­ли, от­ли­ча­ют­ся ев­ро­пей­с­ки­ми тра­ди­ци­ями, изыс­кан­нос­тью и арис­ток­ра­тиз­мом.

Следующая мо­дель - мо­дель Ке­мон­са Уиль­со­на. Для нее ха­рак­те­рен преж­де все­го вы­со­кий уро­вень об­с­лу­жи­ва­ния сво­их гос­тей. При­ме­ром мо­жет слу­жить сеть гос­ти­ниц «Хо­ли­дей Инн».

Отличительные приз­на­ки дан­ной мо­де­ли:

1) соб­лю­де­ние еди­но­го ар­хи­тек­тур­но­го сти­ля;

2) быс­т­рая ре­гис­т­ра­ция гос­тей;

3) гиб­кая сис­те­ма та­ри­фов;

4) спе­ци­аль­ные но­ме­ра для пос­то­ян­ных кли­ен­тов;

5) на­ли­чие «швед­с­ко­го сто­ла» (как пра­ви­ло, на зав­т­рак);

6) кон­фе­ренц-холл.

На дан­ный мо­мент гос­ти­ни­цы, при­дер­жи­ва­ющи­еся та­кой мо­де­ли, сос­тав­ля­ют бо­лее 50 % гос­ти­нич­ных но­ме­ров в ми­ре. Уп­рав­ля­ют­ся та­кие гос­ти­ни­цы ком­па­ни­ей-кор­по­ра­ци­ей или хол­дин­гом, ко­то­рый яв­ля­ет­ся их соб­с­т­вен­ни­ком.

Сейчас сло­жи­лась тен­ден­ция объ­еди­не­ния меж­ду со­бой гос­ти­ниц в доб­ро­воль­ные гос­ти­нич­ные це­пи под еди­ной тор­го­вой мар­кой. Но, для то­го, что­бы быть при­ня­тым в та­кой со­юз, гос­ти­ни­ца дол­ж­на от­ве­чать оп­ре­де­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям и иметь на­бо­ры и стан­дар­ты ус­луг.

Объединенные гос­ти­ни­цы дол­ж­ны пла­тить взно­сы в еди­ный фонд. Дан­ный фонд за­ни­ма­ет­ся рек­ла­мой и мар­ке­тин­гом, но ос­та­ет­ся фи­нан­со­вая и уп­рав­лен­чес­кая са­мос­то­ятель­ность.

Существуют раз­лич­ные ва­ри­ан­ты объ­еди­не­ния:

1) гос­ти­нич­ные кон­сор­ци­умы (объеди­не­ние нес­коль­ких оте­лей и не­боль­ших гос­ти­нич­ных групп раз­но­го клас­са);

2) се­мей­с­т­ва или ас­со­ци­ации (объеди­ня­ют оте­ли, от­ве­ча­ющие оп­ре­де­лен­ным тре­бо­ва­ни­ям); 3) гос­ти­ни­цы, объ­еди­нен­ные по прин­ци­пу фран­чай­зин­га.

Также су­щес­т­ву­ют мо­де­ли гос­ти­ниц, раз­ли­ча­ющи­еся по ха­рак­те­ру вза­имо­от­но­ше­ний меж­ду вла­дель­цем гос­ти­ни­цы и уп­рав­лен­чес­ким зве­ном гос­ти­ни­цы:

1) гос­ти­ни­цы, на­хо­дя­щи­еся в рас­по­ря­же­нии соб­с­т­вен­ни­ка (не­за­ви­си­мые гос­ти­ни­цы):

а) на­хо­дя­щи­еся под уп­рав­ле­ни­ем са­мо­го вла­дель­ца;

б) для уп­рав­ле­ния ко­то­рых прив­ле­ка­ют­ся спе­ци­алис­ты-ме­нед­же­ры или уп­рав­лен­чес­кие ком­па­нии;

2) гос­ти­ни­цы, объ­еди­нен­ные в гос­ти­нич­ные це­пи:

а) гос­ти­ни­цы, ко­то­рые объ­еди­не­ны об­щей соб­с­т­вен­нос­тью вла­дель­цев и, как след­с­т­вие, яв­ля­ют­ся пол­ноп­рав­ны­ми чле­на­ми це­пей. Уп­рав­ле­ние в та­ком слу­чае осу­щес­т­в­ля­ет­ся ад­ми­нис­т­ра­ци­ей це­пи - пред­с­та­ви­те­ля­ми соб­с­т­вен­ни­ков. Соб­с­т­вен­ни­ки име­ют пол­ное пра­во на по­лу­че­ние при­бы­ли;

б) гос­ти­ни­цы, ко­то­рые при­со­еди­ни­лись к гос­ти­нич­ной це­пи. Их учас­тие в биз­не­се ре­гу­ли­ру­ет­ся до­го­во­ром фран­ши­зы;

3) объ­еди­не­ние гос­ти­ниц, уп­рав­ля­емое про­фес­си­ональ­ны­ми гос­ти­нич­ны­ми ком­па­ни­ями:

а) вла­де­лец на­де­ля­ет опе­ра­то­ра пол­ным пра­вом уп­рав­ле­ния соб­с­т­вен­нос­тью и не вме­ши­ва­ет­ся в про­цесс уп­рав­ле­ния. В дан­ном слу­чае опе­ра­тор не­сет от­вет­с­т­вен­ность за фи­нан­со­вые и опе­ра­ци­он­ные рис­ки в сво­ей де­ятель­нос­ти, а соб­с­т­вен­ник лишь по­лу­ча­ет ито­го­вый чис­тый до­ход от гос­ти­нич­ной де­ятель­нос­ти;

б) вла­де­лец мо­жет вме­ши­вать­ся в про­цесс уп­рав­ле­ния, кон­т­ро­ли­руя де­ятель­ность, и, как след­с­т­вие, не­сет от­вет­с­т­вен­ность по фи­нан­со­вым рис­кам и осу­щес­т­в­ля­ет все опе­ра­ци­он­ные рас­хо­ды по уп­рав­ле­нию. В кон­т­рак­те дол­ж­но быть ого­во­ре­но, ка­кую до­лю от­вет­с­т­вен­нос­ти не­сет опе­ра­тор за ис­ход сво­ей де­ятель­нос­ти;

в) вла­де­лец тща­тель­но сле­дит за де­ятель­нос­тью уп­рав­ля­ющей ком­па­нии и из-за это­го вы­нуж­ден пол­нос­тью ос­во­бо­дить ее от от­вет­с­т­вен­нос­ти за ре­зуль­тат ра­бо­ты (кро­ме умыш­лен­ных слу­ча­ев и слу­ча­ев гру­бой не­ос­то­рож­нос­ти);

4) гос­ти­ни­цы, объ­еди­нен­ные меж­ду со­бой на ком­би­ни­ро­ван­ных ус­ло­ви­ях;

5) гос­ти­ни­цы, ко­то­рые вхо­дят в объ­еди­не­ние не­за­ви­си­мых гос­ти­ниц. При вхож­де­нии гос­ти­ни­цы в объ­еди­не­ние она сох­ра­ня­ет спо­соб­ность дей­с­т­во­вать са­мос­то­ятель­но во всем. Та­кие объ­еди­не­ния в ос­нов­ном име­ют еди­ный то­вар­ный знак и за учас­тие в ас­со­ци­ации пла­тят взно­сы.

 

Система франчайзинга

 

Франчайзинг - осо­бая ор­га­ни­за­ция биз­не­са, при ко­то­рой ком­па­ния (фран­чай­зер) про­да­ет го­то­вый биз­нес пред­п­ри­ни­ма­те­лю или ком­па­нии (фран­чай­зи).

Франчайзер - фи­зи­чес­кое или юри­ди­чес­кое ли­цо, пред­ла­га­ющее на про­да­жу сог­ла­ше­ния на ус­ло­ви­ях фран­ши­зы и обес­пе­чи­ва­ющее со сво­ей сто­ро­ны вы­пол­не­ние ус­ло­вий та­ко­го сог­ла­ше­ния.

Франчайзи - фи­зи­чес­кое или юри­ди­чес­кое ли­цо, осу­щес­т­в­ля­ющее свою де­ятель­ность на ос­но­ве при­об­ре­тен­ной фран­ши­зы.

Франшиза - это го­то­вый биз­нес в ви­де фран­чай­зин­го­во­го па­ке­та, ко­то­рый фран­чай­зер про­да­ет фран­чай­зи.

Франшиза - пра­во на осу­щес­т­в­ле­ние эко­но­ми­чес­кой де­ятель­нос­ти с ис­поль­зо­ва­ни­ем прин­ци­па фран­чай­зин­га.

Франчайзинг, или, ина­че го­во­ря, ком­мер­чес­кая кон­цес­сия, ре­гу­ли­ру­ет­ся гл. 54 Граж­дан­с­ко­го ко­дек­са Рос­сий­с­кой Фе­де­ра­ции (ГК РФ). В со­от­вет­с­т­вии с ГК РФ по до­го­во­ру ком­мер­чес­кой кон­цес­сии од­на сто­ро­на (пра­во­об­ла­да­тель) обя­зу­ет­ся пре­дос­та­вить дру­гой сто­ро­не (поль­зо­ва­те­лю) за воз­наг­раж­де­ние на срок или без ука­за­ния сро­ка пра­во ис­поль­зо­вать в пред­п­ри­ни­ма­тель­с­кой де­ятель­нос­ти поль­зо­ва­те­ля ком­п­лекс при­над­ле­жа­щих пра­во­об­ла­да­те­лю ис­к­лю­чи­тель­ных прав, вклю­ча­ющий пра­во на то­вар­ный знак, знак об­с­лу­жи­ва­ния, а так­же пра­ва на дру­гие пре­дус­мот­рен­ные до­го­во­ром объ­ек­ты ис­к­лю­чи­тель­ных прав, в час­т­нос­ти, на ком­мер­чес­кое обоз­на­че­ние, сек­рет про­из­вод­с­т­ва (ноу-хау).

Договор ком­мер­чес­кой кон­цес­сии пре­дус­мат­ри­ва­ет ис­поль­зо­ва­ние ком­п­лек­са ис­к­лю­чи­тель­ных прав, де­ло­вой ре­пу­та­ции и ком­мер­чес­ко­го опы­та пра­во­об­ла­да­те­ля в оп­ре­де­лен­ном объ­еме (в час­т­нос­ти, с ус­та­нов­ле­ни­ем ми­ни­маль­но­го и (или) мак­си­маль­но­го объ­ема ис­поль­зо­ва­ния) с ука­за­ни­ем или без ука­за­ния тер­ри­то­рии ис­поль­зо­ва­ния при­ме­ни­тель­но к оп­ре­де­лен­ной сфе­ре пред­п­ри­ни­ма­тель­с­кой де­ятель­нос­ти (к про­да­же то­ва­ров, по­лу­чен­ных от пра­во­об­ла­да­те­ля или про­из­ве­ден­ных поль­зо­ва­те­лем, осу­щес­т­в­ле­нию иной тор­го­вой де­ятель­нос­ти, вы­пол­не­нию ра­бот, ока­за­нию ус­луг) (п. 2 ст. 1027 ГК РФ).

Согласно наз­ван­ной статье ГК РФ сто­ро­на­ми по до­го­во­ру ком­мер­чес­кой кон­цес­сии мо­гут быть ком­мер­чес­кие ор­га­ни­за­ции и граж­да­не, за­ре­гис­т­ри­ро­ван­ные в ка­чес­т­ве ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­п­ри­ни­ма­те­лей.

Можно вы­де­лить нес­коль­ко ва­ри­ан­тов осу­щес­т­в­ле­ния сот­руд­ни­чес­т­ва меж­ду фран­чай­зин­го­вой сетью и гос­ти­ни­цей:

1) фран­шиз­ная гос­ти­ни­ца име­ет са­мос­то­ятель­ное уп­рав­ле­ние, без вме­ша­тель­с­т­ва со сто­ро­ны ад­ми­нис­т­ра­ции;

2) фран­чай­зинг, ос­но­ван­ный на кон­т­рак­те на уп­рав­ле­ние. [11]

Отношения, скла­ды­ва­ющи­еся меж­ду фран­чай­зе­ром и фран­чай­зи, мож­но раз­де­лить на два ви­да:

1) пря­мой фран­чай­зинг (фран­чай­зер про­да­ет фран­ши­зу нап­ря­мую мес­т­но­му пред­п­ри­ни­ма­те­лю (фран­чай­зи));

2) кос­вен­ный фран­чай­зинг (меж­ду­на­род­ный фран­чай­зер про­да­ет ис­к­лю­чи­тель­ные пра­ва на раз­ви­тие всей сис­те­мы на тер­ри­то­рии дру­гой стра­ны од­но­му фран­чай­зи).

Выбирая ва­ри­ант фран­чай­зин­га, не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать фи­нан­со­вые воз­мож­нос­ти фран­чай­зе­ра, так как рас­ши­ре­ние де­ятель­нос­ти в меж­ду­на­род­ных мас­ш­та­бах тре­бу­ет от не­го боль­ших де­неж­ных ин­вес­ти­ций. Де­неж­ные сред­с­т­ва рас­хо­ду­ют­ся преж­де все­го на про­ве­де­ние пе­ре­го­во­ров по зак­лю­че­нию фран­чай­зин­го­во­го до­го­во­ра или от­к­ры­тие соб­с­т­вен­ных пред­с­та­ви­тельств.

Для цен­т­раль­ной фир­мы всег­да вы­год­но, ес­ли в стра­не име­ет­ся раз­ви­тое пред­п­ри­ни­ма­тель­с­т­во, ко­то­рое об­ла­да­ет фи­нан­со­вы­ми и кад­ро­вы­ми ре­сур­са­ми и, как след­с­т­вие, спо­соб­но вы­пол­нять фун­к­ции ге­не­раль­но­го фран­чай­зи. Фран­чай­зер, как пра­ви­ло, охот­нее зак­лю­ча­ет пря­мые фран­чай­зин­го­вые до­го­во­ры в стра­не, име­ющей об­щие гра­ни­цы со стра­ной фран­чай­зе­ра. Не ме­нее важ­ны­ми фак­то­ра­ми, ока­зы­ва­ющи­ми вли­яние на вы­бор фран­чай­зе­ром ва­ри­ан­та фран­чай­зин­га, яв­ля­ют­ся раз­ли­чия язы­ка, за­ко­нов, тра­ди­ции, прис­т­рас­тия пот­ре­би­те­лей и т. д.

По прог­но­зам эко­но­мис­тов сис­те­ма фран­чай­зин­га дол­ж­на при­жить­ся в рос­сий­с­ких ус­ло­ви­ях ор­га­ни­за­ции и уп­рав­ле­ния гос­ти­нич­ным хо­зяй­с­т­вом, так как не тре­бу­ет из­ме­не­ния фор­мы соб­с­т­вен­нос­ти.

Основным плю­сом фран­чай­зин­га яв­ля­ет­ся то, что он со­дер­жит в се­бе сов­ре­мен­ные от­ра­бо­тан­ные тех­но­ло­гии ве­де­ния биз­не­са, ко­то­рые да­ют воз­мож­ность из­бе­жать оши­бок ор­га­ни­за­ци­он­но-тех­ни­чес­ко­го ха­рак­те­ра. Но для нор­маль­но­го фун­к­ци­они­ро­ва­ния фран­чай­зин­га как ор­га­ни­за­ци­он­но-эко­но­ми­чес­ко­го ин­с­т­ру­мен­та не­об­хо­ди­мо на­ли­чие в стра­не ста­биль­ной за­ко­но­да­тель­ной ба­зы, ко­то­рая по­ка еще не сло­жи­лась в на­шей стра­не. Для вхож­де­ния во фран­чай­зин­го­вую сеть оте­чес­т­вен­ные пред­п­ри­ни­ма­те­ли дол­ж­ны уп­ла­тить от­но­си­тель­но не­боль­шой стар­то­вый сбор.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: