Внутренняя и внешняя среда в индустрии гостеприимства

 

Важнейшим по­ня­ти­ем в ме­нед­ж­мен­те яв­ля­ет­ся ор­га­ни­за­ция. Ор­га­ни­за­ция смо­жет фун­к­ци­они­ро­вать при пос­то­ян­ном вза­имо­дей­с­т­вии внут­рен­ней и внеш­ней сре­ды. Внут­рен­няя сре­да яв­ля­ет­ся ос­но­вой пред­п­ри­ятия. Внеш­няя сре­да снаб­жа­ет ор­га­ни­за­цию раз­лич­ны­ми ре­сур­са­ми.

Внутренняя сре­да ор­га­ни­за­ции. Ме­нед­жер фор­ми­ру­ет, уп­рав­ля­ет и из­ме­ня­ет в слу­чае не­об­хо­ди­мос­ти внут­рен­нюю сре­ду ор­га­ни­за­ции, пред­с­тав­ля­ющую со­бой со­во­куп­ность внут­рен­них дан­ных.

Внутренние дан­ные - это фак­то­ры, скла­ды­ва­ющи­еся внут­ри ор­га­ни­за­ции (це­ли, струк­ту­ра, за­да­ча и лю­ди). Внут­рен­ние дан­ные яв­ля­ют­ся ито­гом уп­рав­лен­чес­ких ре­ше­ний, так как пред­п­ри­ятие соз­да­но и уп­рав­ля­ет­ся людь­ми. Это не оз­на­ча­ет, что внут­рен­ние пе­ре­мен­ные пол­нос­тью на­хо­дят­ся под кон­т­ро­лем ру­ко­вод­с­т­ва.

Цель - эле­мент по­ве­де­ния и соз­на­тель­ной де­ятель­нос­ти че­ло­ве­ка, ре­зуль­та­том ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся по­иск оп­ре­де­лен­ных средств для дос­ти­же­ния же­ла­емо­го ре­зуль­та­та. Спе­ци­алис­ты под­т­вер­ди­ли, что пра­виль­ная пос­та­нов­ка це­лей и за­дач обус­лов­ли­ва­ет ус­пеш­ность ре­ше­ния.

Основной целью всех пред­п­ри­ятий ин­дус­т­рии гос­теп­ри­им­с­т­ва яв­ля­ет­ся из­в­ле­че­ние при­бы­ли. Су­щес­т­вуют три ос­нов­ные нап­рав­ле­ния, ори­ен­ти­ро­ван­ные на по­лу­че­ние при­бы­ли:

1) мак­си­маль­ное по­лу­че­ние при­бы­ли;

2) пра­виль­ный рас­чет сте­пе­ни рис­ка и по­лу­че­ния при­бы­ли;

3) ми­ни­ми­за­ция убыт­ков.

Любое ком­мер­чес­кое пред­п­ри­ятие мо­жет су­щес­т­во­вать толь­ко в ус­ло­ви­ях пре­вы­ше­ния до­хо­дов над рас­хо­да­ми.

Разнообразие нап­рав­ле­ний де­ятель­нос­ти свя­за­но с на­ли­чи­ем у ор­га­ни­за­ции мно­жес­т­ва це­лей и за­дач.

Структура от­ра­жает внут­рен­нее ус­т­рой­с­т­во ка­ко­го-ли­бо объ­ек­та.

Структура ор­га­ни­за­ции пред­с­тав­ляет со­бой связь меж­ду уров­ня­ми уп­рав­ле­ния, ко­то­рые пос­т­ро­ены в оп­ре­де­лен­ной фор­ме, поз­во­ля­ющей на­ибо­лее эф­фек­тив­но дос­ти­гать це­лей ор­га­ни­за­ции. Струк­ту­ра про­яв­ля­ет­ся в фун­к­ци­ональ­ном раз­де­ле­нии тру­да. Глав­ной осо­бен­нос­тью раз­де­ле­ния тру­да в сов­ре­мен­ных ор­га­ни­за­ци­ях яв­ля­ет­ся рас­п­ре­де­ле­ние тру­до­вой де­ятель­нос­ти меж­ду ра­бот­ни­ка­ми, каж­дый из ко­то­рых вы­пол­ня­ет оп­ре­де­лен­ную часть ра­бо­ты.

В нас­то­ящее вре­мя очень рас­п­рос­т­ра­не­но го­ри­зон­таль­ное раз­де­ле­ние тру­да по спе­ци­али­зи­ро­ван­ным ли­ни­ям. В круп­ной ор­га­ни­за­ции спе­ци­алис­тов груп­пи­ру­ют по фун­к­ци­ональ­ной об­лас­ти. Од­ной из ос­нов­ных за­дач уп­рав­лен­чес­кой сфе­ры яв­ля­ет­ся пра­виль­ное рас­п­ре­де­ле­ние тру­да в ор­га­ни­за­ции.

Для бо­лее эф­фек­тив­но­го уп­рав­ле­ния ор­га­ни­за­ци­ей или пред­п­ри­яти­ем не­об­хо­ди­мо вер­ти­каль­ное раз­де­ле­ние тру­да. Глав­ной чер­той вер­ти­каль­ной сис­те­мы яв­ля­ет­ся под­чи­нен­ность лиц на каж­дом уров­не. Ли­ца, на­хо­дя­щи­еся на выс­шей сту­пе­ни уп­рав­ле­ния, мо­гут ру­ко­во­дить нес­коль­ки­ми пред­с­та­ви­те­ля­ми сред­не­го зве­на, воз­г­лав­ля­ющи­ми раз­лич­ные фун­к­ци­ональ­ные об­лас­ти. Сфе­ра кон­т­ро­ля раз­де­ля­ет­ся на уз­кую и ши­ро­кую. Дан­ное де­ле­ние за­ви­сит от чис­ла под­чи­нен­ных. Уз­кая сфе­ра кон­т­ро­ля рас­п­рос­т­ра­ня­ет­ся на мно­го­уров­не­вую струк­ту­ру. Для ши­ро­кой сфе­ры кон­т­ро­ля ха­рак­тер­на го­ри­зон­таль­ная струк­ту­ра уп­рав­ле­ния.

Для пра­виль­но­го ко­ор­ди­ни­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ции не­об­хо­ди­мо пла­ни­ро­ва­ние це­лей и за­дач лю­бо­го из ее под­раз­де­ле­ний. Ру­ко­во­ди­те­ли ор­га­ни­за­ций дол­ж­ны кон­т­ро­ли­ро­вать ра­бо­ту пер­со­на­ла, при­ни­мать ре­ше­ния по улуч­ше­нию ка­чес­т­ва тру­да.

Важным нап­рав­ле­ни­ем в осу­щес­т­в­ле­нии тру­да пер­со­на­лом яв­ля­ет­ся фор­му­ли­ро­ва­ние за­дач. Сог­лас­но тол­ко­во­му сло­ва­рю за­да­ча пред­с­тав­ляет со­бой по­ру­че­ние, за­да­ние (обыч­но труд­но вы­пол­ни­мое или слож­ное), ко­то­рые дол­ж­ны быть вы­пол­не­ны в оп­ре­де­лен­ные сро­ки. Ес­ли про­ана­ли­зи­ро­вать с тех­ни­чес­кой точ­ки зре­ния, вы­пол­не­ние за­да­чи дол­ж­но осу­щес­т­в­лять­ся не са­мим ра­бот­ни­ком, а его «дол­ж­нос­тью».

Каждое под­раз­де­ле­ние име­ет за­да­чи, не­об­хо­ди­мые для вы­пол­не­ния пер­со­на­лом. Ру­ко­во­ди­тель тре­бу­ет от слу­жа­щих сво­ев­ре­мен­но справ­лять­ся с ра­бо­той, так как это, в свою оче­редь, пов­ли­я­ет на ус­пеш­ное фун­к­ци­они­ро­ва­ние ор­га­ни­за­ции. За­да­чи раз­де­ля­ют­ся на нес­коль­ко ви­дов:

1) ра­бо­та с людь­ми;

2) ра­бо­та с пред­ме­та­ми;

3) ра­бо­та с ин­фор­ма­ци­ей.

В гос­ти­нич­ном биз­не­се вы­ше­ука­зан­ные за­да­чи осу­щес­т­в­ля­ют раз­ные сот­руд­ни­ки. Каж­дый спе­ци­алист справ­ля­ет­ся с обя­зан­нос­тя­ми, пред­пи­сан­ны­ми дол­ж­нос­т­ны­ми ин­с­т­рук­ци­ями.

Сотрудники яв­ля­ют­ся ос­но­вой лю­бой ор­га­ни­за­ции. Они фор­ми­ру­ют ли­цо ор­га­ни­за­ции, соз­да­ют ее про­дукт, фор­ми­ру­ют куль­ту­ру, имидж, раз­ра­ба­ты­ва­ют бренд.

В обя­зан­нос­ти ме­нед­же­ра вхо­дят фор­ми­ро­ва­ние кад­ров, ус­та­нов­ле­ние сис­те­мы от­но­ше­ний меж­ду сот­руд­ни­ка­ми, вклю­че­ние их в со­зи­да­тель­ный про­цесс сов­мес­т­ной ра­бо­ты и по­мощь в их раз­ви­тии, обу­че­нии и прод­ви­же­нии по слу­жеб­ной лес­т­ни­цы.

Сотрудники, ра­бо­та­ющие в ор­га­ни­за­ции, име­ют раз­ли­чия по мно­гим приз­на­кам, та­ким как пол, воз­раст, об­ра­зо­ва­ние, на­ци­ональ­ность, се­мей­ное по­ло­же­ние и т. п. Все эти па­ра­мет­ры мо­гут ока­зы­вать серь­ез­ное вли­яние на ра­бо­тос­по­соб­ность слу­жа­ще­го, его по­ве­де­ние, что ска­зы­ва­ет­ся и на ра­бо­тос­по­соб­нос­ти дру­гих слу­жа­щих. В со­от­вет­с­т­вии с этим ме­нед­жер дол­жен ор­га­ни­зо­вы­вать ра­бо­ту так, что­бы это спо­соб­с­т­во­ва­ло раз­ви­тию по­ло­жи­тель­ных ре­зуль­та­тов де­ятель­нос­ти сот­руд­ни­ка, не ме­ша­ло тру­до­во­му про­цес­су. Нор­маль­ная про­из­во­ди­тель­ность тру­да у че­ло­ве­ка мо­жет быть лишь в ус­ло­ви­ях здо­ро­вой тру­до­вой ат­мос­фе­ры. За­да­ча ме­нед­ж­мен­та - соз­дать дан­ные ус­ло­вия в про­цес­се фун­к­ци­они­ро­ва­ния ор­га­ни­за­ции.

Внутренняя сре­да пред­п­ри­ятия или ор­га­ни­за­ции сос­то­ит из раз­лич­ных дей­с­т­вий, под­сис­тем, сис­тем и про­цес­сов. Все про­цес­сы, под­п­ро­цес­сы про­те­ка­ют в за­ви­си­мос­ти от ви­да ор­га­ни­за­ции, ее раз­ме­ра и осу­щес­т­в­ля­емой де­ятель­нос­ти: од­ни про­цес­сы и дей­с­т­вия мо­гут за­ни­мать в ней глав­ное мес­то, дру­гие же, ши­ро­ко осу­щес­т­в­ля­емые в иных ор­га­ни­за­ци­ях, мо­гут ли­бо от­сут­с­т­во­вать, ли­бо осу­щес­т­в­лять­ся в очень не­боль­шом раз­ме­ре. Де­ятель­ность ор­га­ни­за­ции или пред­п­ри­ятия мож­но раз­де­лить на пять фун­к­ци­ональ­ных про­цес­сов:

1) про­из­вод­с­т­во;

2) мар­ке­тинг;

3) фи­нан­сы;

4) ра­бо­та с кад­ра­ми;

5) эк­ка­ун­тинг (учет и ана­лиз хо­зяй­с­т­вен­ной де­ятель­нос­ти).

Внешняя сре­да ор­га­ни­за­ции. Внеш­ним ха­рак­те­рис­ти­кам всег­да уде­ля­лось мень­ше вни­ма­ния, чем внут­рен­ним фак­то­рам. В нас­то­ящее вре­мя внеш­няя сре­да изу­ча­ет­ся так же тща­тель­но, как и внут­рен­няя. Ме­нед­жер дол­жен знать сос­то­яние как внут­рен­ней, так и внеш­ней сре­ды, уметь ре­аги­ро­вать на ее из­ме­не­ния, будь то дей­с­т­вия кон­ку­рен­тов, из­ме­не­ние кон­цеп­ций и др. Из­ме­не­ние внут­рен­ней пе­ре­мен­ной при­во­дит к пе­ре­ме­нам внеш­них фак­то­ров.

Если го­во­рить о чис­ле внеш­них фак­то­ров, на ко­то­рые ор­га­ни­за­ция вы­нуж­де­на ре­аги­ро­вать, то к ним от­но­сят­ся эко­но­ми­чес­кая по­ли­ти­ка го­су­дар­с­т­ва, за­ин­те­ре­со­ван­ные груп­пы вли­яния, пе­ре­зак­лю­че­ние до­го­во­ров с проф­со­юза­ми, мно­го­чис­лен­ные кон­ку­рен­ты, тех­но­ло­ги­чес­кие из­ме­не­ния, ра­бо­та пос­тав­щи­ков и др. Фак­то­ры внеш­не­го ок­ру­же­ния свя­за­ны меж­ду со­бой.

Внешняя сре­да под­вер­же­на пос­то­ян­ным из­ме­не­ни­ям. Ис­сле­до­ва­те­ли под­т­вер­ди­ли факт, что ок­ру­же­ние сов­ре­мен­ных ор­га­ни­за­ций очень быс­т­ро из­ме­ня­ет­ся. Это так­же выз­ва­но тем, что под­виж­ность внеш­не­го ок­ру­же­ния мо­жет за­ви­сеть от ви­да де­ятель­нос­ти ор­га­ни­за­ции и под­раз­де­ле­ния.

Подразделения ор­га­ни­за­ции дол­ж­ны ис­поль­зо­вать раз­но­об­раз­ную ин­фор­ма­цию, что­бы при­ни­мать эф­фек­тив­ные ре­ше­ния от­но­си­тель­но сво­их внут­рен­них пе­ре­мен­ных. Это де­ла­ет при­ня­тие ре­ше­ний бо­лее труд­ным про­цес­сом.

Внутренние пе­ре­мен­ные - это фак­то­ры, на­хо­дя­щи­еся внут­ри ор­га­ни­за­ции, ко­то­рые под­да­ют­ся кон­т­ро­лю и ре­гу­ли­ро­ва­нию. К внут­рен­ним пе­ре­мен­ным от­но­сят­ся це­ли, струк­ту­ра, за­да­чи и лю­ди. Все внут­рен­ние пе­ре­мен­ные вза­имос­вя­за­ны. Их обыч­но рас­смат­ри­ва­ют в со­во­куп­нос­ти как со­ци­аль­ные под­сис­те­мы. Из­ме­не­ние од­ной пе­ре­мен­ной мо­жет пов­ли­ять на дру­гие. Од­на­ко со­вер­шен­с­т­во­ва­ние од­ной пе­ре­мен­ной, та­кой как ме­нед­ж­мент, от­нюдь не обя­за­тель­но мо­жет вес­ти к по­вы­ше­нию кон­ку­рен­тос­по­соб­нос­ти, ес­ли эти из­ме­не­ния от­ри­ца­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на дру­гой пе­ре­мен­ной, нап­ри­мер лю­дях.

От внут­рен­них пе­ре­мен­ных за­ви­сит мно­гое, в том чис­ле внут­рен­нее бла­го­по­лу­чие ор­га­ни­за­ции, и их пра­виль­ное вза­имо­дей­с­т­вие спо­соб­с­т­ву­ет дос­ти­же­нию об­щих це­лей ор­га­ни­за­ции. Ус­пех ор­га­ни­за­ции во мно­гом за­ви­сит от ее внеш­не­го ок­ру­же­ния и внут­рен­ней сре­ды, без че­го не­воз­мо­жен жиз­нен­ный цикл лю­бой ор­га­ни­за­ции. Ру­ко­во­ди­тель дол­жен учи­ты­вать внеш­ние фак­то­ры. Сре­да пря­мо­го воз­дей­с­т­вия ока­зы­ва­ет не­мед­лен­ное вли­яние на ор­га­ни­за­цию, а все ос­таль­ные фак­то­ры яв­ля­ют­ся кос­вен­ным воз­дей­с­т­ви­ем.

Следует от­ме­тить, что ре­ша­ющее воз­дей­с­т­вие на де­ятель­ность ор­га­ни­за­ции ока­зы­ва­ет со­во­куп­ность внеш­них и внут­рен­них фак­то­ров. Все пе­ре­мен­ные тес­но пе­реп­ле­та­ют­ся и вли­я­ют друг на дру­га. Ру­ко­во­ди­тель и ме­нед­жер дол­ж­ны уметь про­ана­ли­зи­ро­вать все эти фак­то­ры в со­во­куп­нос­ти и при­нять вер­ное ре­ше­ние.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: